комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Денис Драгунский: За стол писателя гонят стыд и страх

Денис Драгунский: За стол писателя гонят стыд и страх 01.11.2017

Признанный мастер короткого рассказа, журналист, сценарист, писатель Денис Драгунский рассказал, как появляются сюжеты, почему побудить писать могут стыд и страх и как заметки в Фейсбуке могут однажды превратиться в рассказ.

Вы – постоянный пользователь Facebook. Почему это важно для Вас как автора?

ФБ (Фейсбук, Facebook - прим. CWS) для меня важен так же, как раньше был важен ЖЖ (Живой Журнал, Live Journal - прим. CWS). Собственно, я писателем-то стал из-за ЖЖ – публиковал там рассказы, стараясь, чтобы они не очень вылезали за рамки экрана, то есть 2.500 – 4.000 знаков. Формат важен, но еще важнее – дыхание читателей, их немедленный отклик. Честно говоря, я даже не знаю, смог ли бы я работать в «до-цифровой» рамке: написал книгу, или рассказ в журнале – и потом жди рецензий, еще месяц или два. Ужас, пустыня, белое безмолвие! Я понимаю, почему писатели просиживали целыми днями в Доме литераторов и вообще в разных кружках и салонах, кофейнях и пивных. Без общения невозможно сочинять. Пруст и Лев Толстой тоже были компанейскими людьми, тоже не могли без быстрого дружеского отклика. Но это всё равно не сравнишь с молниеносной и многоголосой реакцией в ЖЖ или ФБ.

Могут ли в таком случае «дневниковые» заметки в Facebook или ЖЖ однажды составить полноценный рассказ? Что для этого нужно?

Могут, конечно. В трех случаях.

Другие интервью Дениса Драгунского

Первый. Когда речь идет о длинном, многолетнем цикле добросовестных дневниковых записей; такой цикл имеет историческую, психологическую, социологическую, антропологическую ценность – и, тем самым, становится ценной каждая отдельная запись. Если нам интересны письма Чехова как целое, то, по определению, нам интересно каждое письмо.

Второй случай: вы стали свидетелем чего-то поразительного, из ряда вон выходящего – и написали об этом, и все сказали «ого!».

Но это всё – рассказы в простом, бытовом смысле слова, хотя и очень ценные.

Третий случай самый трудный: сделать, чтобы ваш рассказ был интересен всем, хотя в нем описаны вроде бы заурядные люди и, казалось бы, обычные события. Вот этому нужно учиться.

Это, наверное, один из самых частых вопросов, но все же – трудно ли быть сыном своего отца? Связано ли это с тем, что Вы поздно взялись за прозу?

Нет, не очень трудно. Хотя мне, конечно, труднее всего судить, как идет жизнь обычного литератора, публициста-журналиста, который не является сыном весьма известного писателя, и к тому же тезкой популярнейшего героя детской книги. Судить изнутри, я имею в виду. В общем, трудно или нет – выбора у меня не было.

Виктория Токарева сказала мне давно, когда я еще был филологом и только начинал как журналист: «А вот писать прозу не надо. Все равно будут сравнивать с отцом. Напишешь хорошо – скажут: очень мило, но отец писал лучше. Напишешь плохо – скажут: не позорь память отца. Будут издавать – скажут: ну конечно, с такой фамилией любую дрянь издадут. Не будут издавать – скажут: вот ведь бездарность, даже знаменитая фамилия не помогла!». Так что, возможно, бессознательно я побаивался всего этого. А может быть, я шел по стопам отца в смысле позднего начала: он начал писать рассказы в сорок пять, я всего на двенадцать лет позже.

Что может сегодня побудить человека отложить дела, сесть за письменный стол и начать писать?

Стыд и страх. Стыд за все подлое, пошлое, жестокое, несправедливое, злое – что ты сам, совершил или чему был равнодушным свидетелем. Страх остаться наедине с этим стыдом и сгореть от него. Поэтому возникает неодолимое желание высказаться, сознаться, попросить прощения – и, в процессе выговаривания (то есть выписывания) освободить свою душу от этой тяжести. Разумеется, чтоб уж совсем не закидали гнилыми помидорами – написать это в виде вымышленных историй, вроде бы и не о себе. Но на самом деле, конечно, о себе. Так что к гнилым помидорам тоже надо быть готовым, это обязательная часть писательской жизни.

Все другие побудительные причины – слава, деньги, желание поучать или понравиться – мелки, ничтожны, и не приводят к успеху.

Вы написали уже около 1000 рассказов. Как возникают сюжеты? Все ли они основаны на реальных событиях, документальных источниках?

Сюжеты возникают утром, после пробуждения, из обломков сновидений и вчерашних впечатлений. Это – примерно половина моих рассказов.

Вторая половина –переосмысленные, дофантазированные воспоминания. Бывает так, что одну и ту же ситуацию я прорабатываю в нескольких рассказах, разыгрываю разные варианты развития событий. Иногда это бывает с интервалом в два, а то и в три-четыре года – если ситуация не отпускает.

Ну, и очень редко – что-то, где-то прочитанное (назовем это «документальными источниками»). Но я не работаю с источниками, как это делает исторический романист.

Самое же интересное вот что: когда я сажусь записывать уже придуманный рассказ, очень часто финал получается не таким, каким я его задумывал два часа назад. Вдруг сюжет будто бы сам делает непредвиденный прыжок в сторону, а герой произносит какую-то совсем неожиданную фразу.

Что в таком случае сложнее – фиксировать, воссоздавать реальность или создавать новую?

Не вижу разницы. Мы ведь фиксируем-воссоздаем реальность не в деревьях, велосипедах и девушках, а в словах, фразах и абзацах. Поэтому она так и так получается новая. Трудно описать нечто реально случившееся, чтоб люди поверили, что это именно так и было. Трудно и придумать нечто никогда не случавшееся, чтобы люди поверили – да, такое могло быть.

Глупое и беспомощное оправдание писателя: «Все это было на самом деле!» Ну и что? Самое дело было не когда-то, оно сейчас, на бумаге, тобой написанное. Идиотская придирка читателя: «Такого быть не могло!». Запомните: могло быть всё! Всегда можно придумать ситуацию, в которой случаются невероятные вещи. Но всегда можно сочинить другую ситуацию, в которой обычные вещи невозможны.

В общем, грань между «новой, придуманной» и «старой, реально бывшей» реальностью для меня совершенно не важна.

По мнению коллег и критиков, Вы – признанный мастер короткого рассказа. Чем вызвана сегодня популярность этого жанра?

Я не уверен, что он так уж популярен. Разве что среди писателей; отчасти, наверное, с моей легкой руки (в числе прочих авторов – любителей краткости).

Возможно, все это просто от лени. Роман ведь не только долго писать, оно бы еще полбеды. Но в романе надо следить за сюжетом и за героями на протяжении сотен страниц. Чтоб левша не сжимал в правой руке револьвер, а жгучая брюнетка не встряхивала золотистыми кудрями, и чтоб герои поехали в Бердичев, если уж собрались. Сплошные хлопоты! А в рассказе, как в аналитической записке для тупого начальника – всё на трех страничках ясно и четко.

Хотя на самом-то деле короткий рассказ написать очень трудно. Как записку для тупого начальника – гораздо труднее, чем пространный доклад для коллег-экспертов, уж поверьте мне, бывшему политическому аналитику.

Ну, а читатели любят всё, написанное интересно и хорошо. Рассказы в том числе.

На Ваш взгляд, кто они – слушатели Вашей мастерской?

Мы пока еще не познакомились, но я думаю – это люди, которым на самом деле есть что сказать, которые умеют чувствовать сами себя, для которых открыты (или, как минимум, не совсем уж наглухо закрыты) их собственные переживания, в том числе стыдные, горькие, неприятные. Это люди, помнят события своей жизни. Которые умеют наблюдать черты окружающего мира, и в первую очередь черты людей вокруг. Слышат чужую речь. Более или менее умеют выражать это на бумаге в словах.

И главное – хотят научиться это делать лучше.

Важное предупреждение: CWS – это именно школа, а не клуб молодых писателей, где дискуссию модерирует старый писатель, и все приятно проводят время во взаимной ругани или похвальбе, что на самом деле одно и то же. Нет, это школа, да еще вдобавок – первой ступени, так что слушатели – во всяком случае, в моей мастерской – будут выполнять задания, задания и еще раз – задания. Это будет похоже на уроки музыки. Будем на полном серьезе ставить руку. Готовы?

Источник: litschool.pro


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Анжела Малышева, главный редактор журнала «Смутьянка»:

Талантливые и даже гениальные авторы сегодня, безусловно, есть. <...>Наверняка где-то тиражом в 100 книг издаётся некий шедевр, который автор просто не способен правильно продать Источник

Александр Ширвиндт, артист:

Это очередной наивно-пошлый перегиб. Одно дело материться, то есть ругаться, и другое — говорить на родном языке. Русский язык без мата не существует как явление — ни литературный, ни тем более разговорный. Источник

Шорт-лист литературной премии «Инородная власть»

Премия посвящена увеличению пенсионного возраста и налогового бремени

Народ Россеяныч Терпеливый: «Триумф на выдаче»

Двое мужчин лет за пятьдесят, ухоженных, в дорогих костюмах, ехал...

Татков Олег: «Спецкомандировка»

Мой предшественник поставил рекорд; за неделю допился в Аддис-Абе...

Максим Басков: «Про Анатолия Николаевича»

Анатолия Николаевича всю жизнь ебали. С самого рождения. Ебали ро...

Федора Яшина: «Тут что-то происходит непонятное»

Спустя некоторое время, даже не знаю сколько, я вдруг не обнаружи...

Сергей Скляров: «Долбанем»

Когда мне было 4 года, я стал коммунистом. Это случилось очень пр...

Литература в картинках

Книги и чудеса Посмотреть полный размер

Книги и чудеса

Всегда по-соседству ;)
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Платиновый век в русской литературе

Платиновый век в русской литературе

В русской культуре сложилась традиция давать определения литературным эпохам. Литературный XIX век —золотой. Конец XIX — начало XX в. — серебряный. XX век и его литературу, имея в виду в первую очередь социалистический реализм, принято именовать — же...

Редакторы российских кинокомпаний о самых грубых ошибках сценаристов

Редакторы российских кинокомпаний о самых грубых ошибках сценаристов

Анна Гудкова («Art Pictures»), Ольга Шенторович (продюсерский центр «Среда»), Сергей Козин («COSMOS Studio») и Александр Архипов (кинокомпания «СТВ») рассказали, читают ли в кинокомпаниях «входящие» сценарии, а также какие фатальные ошибки должен доп...

«Книжный рынок – 2018»  в цифрах от президента «Эксмо-АСТ» Олега Новикова

«Книжный рынок – 2018» в цифрах от президента «Эксмо-АСТ» Олега Новикова

Российский книжный рынок по итогам 2018 года вырастет на 7–8% в деньгах, его объем достигнет 79 млрд руб. Продажи в экземплярах увеличатся незначительно, с 300 млн до 301 млн экземпляров.

Краткий гид по книжно-феминистскому активизму в России

Краткий гид по книжно-феминистскому активизму в России

Зачем феминистки меняют в библиотеке портреты писателей на портреты писательниц, клеят самодельные журналы и почему «ФемИнфотека» располагается в бывшем кухонном помещении? «Горький» выяснил, как сегодня развиваются феминистские книжные инициативы и ...

Свобода читать книги

Свобода читать книги

Каждый год в конце сентября в США проводится «Неделя запрещенных книг», посвященная свободе чтения. «Неделя запрещенных книг» возникла как реакция на все возрастающее количество запросов с требованием об изъятии книг из библиотек или ограничении дост...

Литература в цифрах

16

Количество романов написанных Виктором Пелевиным за почти 30 лет в литературе Источник

5

Количество произведений вошедших в шорт-лист премии «Инородная власть» Источник

7

Количество пьес, которые дошли до нас сквозь века, из 123 написанных Софоклом Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

К родине склоняясь головою

Национальный писатель стоит в центре бед своего народа и говорит его голосом. Народ и государство – не одно и то же. Государство (система власти, «машина для подавления») и начальство (правящий класс) – не одно и то же. Национальные писатели будут всегда, поку...

О художественности

Гомер не знал интернета, Пушкин понятия не имел о мобильной связи, но «техническая отсталость» не помешала им создать величайшие художественные произведения.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Алексей Иванов закончил новый роман

Название – «ПИЩЕБЛОК». Это страшно серьезный текст про пионеров-вампиров, опасную и загадочную группировку, затаившуюся в пионерлагере жарким летом Олимпиады-80. Иванов запаковал ужастик в коробку реализма.

Ипотека и литературные премии

В конце весны - начале лета главные литературные премии подводят итоги или объявляют шорт-листы - и в СМИ появляется множество публикаций на тему. Журналисты, прежде всего, озвучивают размер гонорара очередного победителя. И главный вопрос, который они задают, как он соби...

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Им идёт даже твиттер

Старшее поколение сетует, что рецензии становятся всё короче, критики – торопливее, а вдумчивый анализ подменяется пересказом фабулы. Однако некоторые книжки задуманы так хорошо, что им идёт даже твиттер.

История двух андроидов

У Господа Бога, наблюдающего за нами с небес, на каждую страну свои планы. И вот он сидит на облаке и думает: пусть Америка будет про конституцию, законы и пр, Англия — про державность, а Россия — про литературу.

Интервью

Литературные мероприятия

15 сент. Лекция «Объёмное чтение. Как читать классику?»

Разговор пойдет о чтении художественной литературы. На примере произведений Пушкина, Толстого, Достоевского, Набокова, Кафки, Сарт...

8 сент. Гузель Яхина о том, как стать писателем

Сообщается, что тема встречи - путь в литературу - будет обсуждаться с писателем Гузель Яхиной, критиком Дмитрием Самойл...

Благотворительный литературный забег проведут в Петербурге

Костюмированный забег «Айда, Пушкин» в поддержку онкобольных детей и взрослых проведет в Санкт-Петербурге благотворительный фонд «...

Встречи с писателями

24 сент. Леонид Юзефович

Леонид Юзефович представит свою новую книгу «Маяк на Хийумаа»

18 сент. Дарья Донцова

На встрече состоится презентация новинки «Страна Чудес» в детской серии книг «Сказки Прекрасной Долины»

Книжные новинки

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

В Российской национальной библиотеке новый директор

В Российской национальной библиотеке новый директор

Новый генеральный директор - Александр Вершинин ранее возглавлял Президентскую библиотеку имени Ельцина.

3 сентября начался прием документов на соискание трех главных гуманитарных премий страны

3 сентября начался прием документов на соискание трех главных гуманитарных премий страны

В тройку вошли: Государственная премии Российской Федерации в области литературы и искусства, премии Президента РФ для молоды...

Библиотека для молодёжи закончила обновления и готова к новому сезону

Библиотека для молодёжи закончила обновления и готова к новому сезону

Несколько полезных курсов по развитию творческих навыков и критического мышления, запуск площадки для молодых музыкантов, научно-п...

Новости издательств

«Живая классика» и «Просвещение» выберут лучшего юного чтеца

«Живая классика» и «Просвещение» выберут лучшего юного чтеца

Группа компаний «Просвещение» выступила генеральным партнером Международного конкурса юных чтецов «Живая классика» – самого масшта...

Издательская группа АСТ подписала меморандум о сотрудничестве с Посольством Республики Корея

Издательская группа АСТ подписала меморандум о сотрудничестве с Посольством Республики Корея

Сообщается, что меморандум, в ближайшие два года поможет продвижению корейской литературы в России и российской литературы в ...

«Альпина Паблишер» — издательство года

«Альпина Паблишер» — издательство года

«Альпина Паблишер» получила премию «Ревизор» в номинации «Издательство года», а генеральный директор «Альпины Паблишер» Алекс...

«Эксмо» купило контрольный пакет акций ИД Мещерякова

«Эксмо» купило контрольный пакет акций ИД Мещерякова

В августе 2018 года издательство «Эксмо» приобрело 51% акций Издательского Дома Мещерякова. «Сделка должна стать новым шагом ...

Видео

Новости книжных магазинов

В Москве закрылся книжный магазин «Порядок слов Перелетного кабака»

В Москве закрылся книжный магазин «Порядок слов Перелетного кабака»

Управляющая московским филиалом «Порядка слов», Оксана Васякина, сообщила, что магазин закрывается из-за проблем с ...

Петербургская книжная сеть «Буквоед» объединяется с московской «Читай-город» из-за снижения прибыли

Петербургская книжная сеть «Буквоед» объединяется с московской «Читай-город» из-за снижения прибыли

Сообщается, что управлять магазинами сетей и ключевыми бизнес-процессами будет «Читай-город». Близкие к компании ис...

21 июля. Книжный фримаркет и сэйл в «Ходасевиче»

21 июля. Книжный фримаркет и сэйл в «Ходасевиче»

Приносите и забирайте сколько угодно книг совершенно бесплатно. Начало в субботу, в 12:00.

«ЛитРес» открыл читателям «Иностранки» бесплатный доступ к 100000 книг

«ЛитРес» открыл читателям «Иностранки» бесплатный доступ к 100000 книг

Для того, чтобы получить доступ к 100000 электронных книг, нужно иметь читательский билет Библиотеки иностранной ли...

Рецензии на книги

Рецензия на книгу «Остановленный мир» Алексея Макушинского

Рецензия на книгу «Остановленный мир» Алексея Макушинского

Романы Алексея Макушинского – идеальная взлетная площадка для моих фантазий. Я прочитал их все: и ранний, не совсем зрелый «Макс» и превосходный «Город в долине» и обласканный критикой и премиями роман «Пароход в Аргентину», и вот последний, «Остановленный ми...

Рецензия на книгу «Дети мои» Гузели Яхиной

Рецензия на книгу «Дети мои» Гузели Яхиной

Перед нами книга, написанная в жанре «магического реализма». Здесь мы найдем массу отсылок к Толкиену («малорослый народец» -- прямая аллюзия к хоббитам, а уж главный герой, который берет с собой в путь носовой платок, сразу вызывает ассоциацию с Бильбо, котор...

Рецензия на книгу «Отдел» Алексея Сальникова

Рецензия на книгу «Отдел» Алексея Сальникова

«Отдел» – это некое современное адаптированное возрождение ранней милицейской фантастики Василия Головачева и Олега Дивова. Только ситуация с 1990-х коренным образом изменилась, да и герои задают сами себе больше вопросов, пытаясь разобраться не только в возни...

Рецензия на книгу «Время Березовского» Петра Авена

Рецензия на книгу «Время Березовского» Петра Авена

Книга Петра Авена «Время Березовского» написана с целью осмыслить крутые перемены, происшедшие в России с момента ее перехода от «развитого социализма» к капитализму. В качестве ее вполне достойного «прототипа» можно считать вышедшую 10 лет назад в русском пер...

Детская литература

Открыта регистрация на конкурс чтецов «Живая Классика» 2019

Открыта регистрация на конкурс чтецов «Живая Классика» 2019

Сообщается, что конкурс юных чтецов «Живая классика» – самый масштабный детский, литературный проект в России.

Конкурс сочинений «Роль Московской Городской Думы в жизни столицы»

Конкурс сочинений «Роль Московской Городской Думы в жизни столицы»

К участию приглашаются учащиеся 8–11-х классов образовательных организаций.

РОСМЭН объявил о запуске экранизации «Часодеев» и поиске актеров

РОСМЭН объявил о запуске экранизации «Часодеев» и поиске актеров

Идет подготовка к запуску экранизации «Часодеев», и мы ищем актеров на роли Василисы и Ника в тизере!

Издательство «Детская литература»: представила свой аккаунт в instagram

Издательство «Детская литература»: представила свой аккаунт в instagram

Новинки, переиздания, загадки и живое общение. Предлагают подписаться.

«Корней Иванович» закрывается

«Корней Иванович» закрывается

Книжный магазин закрывается спустя четыре года после открытия. Основная причина - налоги, аренда. Широкую известность магазин получил благодаря фестивалю детской книги «ЛитераТула», авт...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Брат» автор: гражданин Фильтрубазаров

Впервые он заступился за меня перед самой школой, когда мне было уже 7 лет. До этого он рассказывал мне, что на Луне живут непослушные дети, которые делают там всё, что хотят и о которых совсем позабыли уже их родители…

Ещё он кормил меня кислой вишней и говорил, что это очень полезно. А когда я морщился – он ржал, как конь. Постоянно отнимал у меня апельсины и конфеты из новогодних подарков и говорил,...

далее...

«Клуб бывших самоубийц» автор: mobilshark

Меня зовут Сыч. Я – никто, такова особенность моего внутреннего «я». Эти встающие раком буквы – бунт на карачках против себя самого. Звучит абсурдно, поскольку у меня есть только сознание своего «я», но самого «я» нет, его лицо стерто. Мое сознание необитаемо. Обрамляющие меня обстоятельства – бесформенная зыбучая явь, но я хочу выбраться из этой мути в гущу событий. Как говорит доктор Мыс, мне надо кончить...

далее...

Доска объявлений

Условия публикации здесь

Продам коллекционные книги, выпущенные малым тиражом

Есть данные, что книги из этого тиража были подарены И. И. Сечиным В.В. Путину и некоторым другим высокопоставленным лицам. далее...

Внимание! Литературный конкурс!

Продолжается приём произведений на литературный конкурс - объявлен в первом номере журнала «Клио и Ко»! - на тему революций 1917 года в России, гражданской войны и военной интервенции. далее...

В проект «Полка» на фултайм нужен младший редактор

У нас команда во главе с Юрием Сапрыкиным, дизайн «Чармера», офис в самом центре Москвы, достойная зарплата. далее...

Колонка Сергея Морозова

Записки Старого Ворчуна

Топ сочинителей на российском политическом Олимпе

Сегодня поговорим о графоманах в органах законодательной, исполнительной, и судебной властей РФ. Нет, четвертой власти внимания мы не уделим, там и так все ясно. Займемся литераторами-чиновниками.

Подборка самых эпичных драк современных русских литераторов

Литература умирает. Кино и компьютерные игры загнали писателей в подвалы и канавы, откуда несчастные с шипением вампиров встречают Солнце нового мира. Алкоголь, плохое питание, падающие тиражи – все провоцирует постоянный стресс. Выход один – хорошая драка! Но Золотой век русской культуры миновал.  Литераторы не только пишут значительно хуже предшественников, но и дерутся на пивных стаканах, а не дуэльных пистолетах, как раньше. Писатель на пенсии, Старик Лоринков, вспоминает самые эпичные драки современной русской литературы.

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина
Международный конкурс юных чтецов