комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Алексей Варламов, ректор лит. института им Горького: Критиков сейчас мало, а хороших критиков просто по пальцам перечесть

Алексей Варламов, ректор лит. института им Горького: Критиков сейчас мало, а хороших критиков просто по пальцам перечесть 26.11.2018

– Алексей Николаевич, в Вашем новом романе «Душа моя Павел» основное действие происходит осенью 1980-го. Одновременно с ним в АСТ выходит роман Александра Архангельского «Бюро проверки», где главный герой приезжает из стройотряда в День Олимпиады. Архангельский признаётся, что прежде всего ему важна была не «музеификация эпохи», в чём его упрекает Галина Юзефович, а необходимость поместить героя в контекст эпохи, где он лучше бы раскрывался. А что было важно в этом времени Вам?

– Тут много личного, как и вообще в моём романе. 1980 – это год, когда я закончил школу и был счастлив, как человек, которого выпустили из угрюмого заточения на волю, хотя это была отличная английская спецшкола, где каждый учитель считал, что его предмет самый важный. Однако мне там было нехорошо, тесно, узко. Прошло много лет прежде чем чувство обиды уступило место благодарности школе за то, что она мне дала. Нечто похожее я могу сказать и по отношению к тому времени. Тогда оно не нравилось мне, казалось ужасным, несвободным, безнадёжным, однако годы спустя, не отрицая всех его глупостей, огрехов и перекосов, нимало не идеализируя его, я также испытываю к нему благодарность. И, по большому счёту, это чувство и было внутренним двигателем моего сочинения. И потом, это правда очень интересное, необычное время, когда вряд ли кто-либо, за исключением людей разве что очень проницательных, мог предположить, что система, да и вся страна вступают в своё последнее десятилетие и на нас всех надвигаются громадные перемены. Духота, затишье, какие-то подспудные движенья, волненья, безнадёга, и всё равно счастье…

– А чем обусловлено именно такое внимание к позднесоветскому времени именно сейчас – и связана ли эта тенденция с нынешним общественным климатом?

Другие интервью Алексея Варламова здесь

– Не знаю. У меня была похожая история в середине 90-х, когда я написал свой первый роман «Лох» с его темой конца света и вдруг обнаружил, что независимо от меня на эту же тему написали такие разные авторы, как Анатолий Ким, Чингиз Айтматов, Владимир Шаров, Алексей Слаповский, Владимир Маканин. Возможно, нечто похожее и сейчас происходит. Но два романа, три романа – это ещё не тенденция. Я пока что склонен видеть в этом просто совпадение. Или факт личной биографии. Мы с Архангельским ровесники, и, возможно, в каком-то возрасте тянет вспомнить молодость, а она у нас по времени и месту действия общая. Но я его роман не читал пока. Зато прочитал роман Саны Валиулиной «Не боюсь Синей Бороды», который мне необыкновенно понравился. Там тоже значительная часть посвящена брежневскому времени, и даже некоторые переклички есть с моим «Павлом», даром, что ли, мы с Саной учились на одном факультете, хотя друг друга и не знали. 

– Некоторое время Вы возглавляли журнал «Литературная учёба». Что работа в нём дала Вам как редактору, а что – как писателю?

– Это была очень интересная работа. Жаль, что мне пришлось её оставить, так быть одновременно ректором и главным редактором оказалось выше моих сил. Но оказаться с этой стороны «баррикад», посмотреть на литературу не глазами автора, которому важнее всего его текст, его имя, а глазами издателя, который радуется чужой удаче как своей, это очень полезная штука.

– На посту главного редактора «Литературной учёбы» Вы сменили Максима Лаврентьева, который и вывел издание в сферу внимания литературной среды в 2008-2011 гг. Какие изменения претерпел журнал в годы Вашего редакторства?

– Ну, во-первых, я вернул в журнал прозу, поэзию, драматургию, публицистику. И не просто вернул, а возобновил ту старую традицию, которая в «Литучёбе» была ещё в советское время – сопровождать публикацию молодых авторов разборами мастеров. Представьте себе, как это полезно и самому автору и читателям, когда в роли экспертов выступают Валентин Курбатов, Павел Басинский, Евгений Попов, Олег Павлов, Владислав Отрошенко, Майя Кучерская, Александр Яковлев. Во-вторых, мы придумали такое нововведение, как персона номера. Т.е. речь шла об известном писателе, который давал журналу большое интервью и предлагал для публикации новый текст. Среди наших героев были Юлия Вознесенская, Юрий Мамлеев, Юрий Кублановский, Анатолий Гаврилов, Евгений Попов. Мы выпустили богатейшие по содержанию тематические номера, посвящённые Василию Шукшину и Виктору Астафьеву с уникальными, прежде нигде не публиковавшимися документами. Ну и, конечно, критика, публицистика, читательские письма. Помню, был такой эпизод, когда после публикации одного рассказа в редакцию обратилась девушка, студентка Литературного института, заявившая, что это её рассказ и он был у неё украден…

– И как вы отреагировали?

– Мы опубликовали её письмо, ожидая ответа от первого публикатора, но литературный похититель, плагиатор, не знаю, как правильно его назвать, от объяснений уклонился.

– Почему журнал закрылся? По причинам экономическим или из-за ненужности предприятия на фоне множества изданий?

– Этот вопрос лучше задать тем, кто этот журнал закрыл, ну или, по крайней мере, тому, кто на тот момент возглавлял. Я оставил «Литучёбу» в феврале 2016-го, а последний номер вышел в декабре того же года. Думаю, там много было разных факторов. Но в истории «Литучёбы» такое уже бывало: журнал закрывали, а потом его издание несколько лет спустя было возобновлено. Верю, что и сейчас так случится.

– С 2016 года Вы занимаете пост ректора Литературного института. Для чего Вам вообще нужен был этот пост – наверное, «отрывающий» у Вас как у писателя свободное время, а возможно, и вдохновение? Ведь не только же для денег и карьеры…

– Это спорный вопрос, отрывает этот пост вдохновение или даёт его. Во всяком случае,  жизненного материала, новых ситуаций, людей, встреч, конфликтов, интриг, низостей и благородства – я узнал за это время столько, сколько за всю жизнь не знал. Литинститут это тоже роман.

– А как проходит день ректора Литинститута? Какие Ваши первостепенные обязанности?

– День на день не приходится. Практически всегда большая почта, документы, встречи, но главное – люди, которые приходят к тебе со своими проблемами, и я стараюсь им помочь. Студенты, абитуриенты, преподаватели, сотрудники. Ещё довольно часто обращаются люди с самыми неожиданными фантастическими проектами – переместить памятник Пушкину, издать роман неизвестного гениального автора, написать в Кремль Путину, помочь с публикацией своих стихов и пр. Очень много времени и сил отнимают вопросы, связанные со строительством, ремонтом. И усадьбы, и общежития. Ещё в последнее время – прямо болезнь какая-то – развелось энное количество кляузников, которые жалуются в серьёзные инстанции, и от них тоже приходится отбиваться.

– Литинститут принято ругать за консерватизм и невнимание к современному литературному процессу. Изменилось ли что-то в этом смысле при Вашем ректорстве? Какие новые преподаватели заняли места в Литинституте?

– Если учесть, что у нас студенты в течение нескольких курсов изучают современную литературу, я думаю, эти упрёки беспочвенны. И потом, многое зависит от мастера. Литинститут – он ведь очень и очень разный. У нас есть, пользуясь известной терминологией, и западники, и славянофилы, и почвенники, и либералы, и государственники,  и анархисты. Мы даём студентам свободу выбора. Главное – талантливо писать. Что касается новых имён, то с этого года в институте будут работать Андрей Геласимов, Алексей Слаповский и Виктор Куллэ.

 – В 2019-м заканчивается ремонт в старейшем здании Литинститута. Что получилось отреставрировать? Вернётся ли на своё место знаменитая книжная лавка Литинститута?

– Это не просто ремонт, это очень сложный процесс реставрации и приспособления для современного использования памятника архитектуры. И тут много самых разных нюансов, которые необходимо учесть. Книжную лавку я бы очень хотел вернуть, но надо вернуться к этой теме ближе к делу и найти правильный формат, который не нарушал бы законодательство РФ.

– А вернётся ли на прежнее место библиотека, переехавшая в здание общежития на Добролюбова, – куда, очевидно, студентам неудобно ходить в рабочие часы библиотеки (поскольку они же – их учебные)?

– Ну конечно, вернётся. С библиотеки, можно сказать, всё и началось, потому что помещение, в котором она находилась, было в ужасном состоянии. Теперь же всё отреставрировано и полки ждут возвращения книг.

– Недавно не стало Алексея Константиновича Антонова, доцента кафедры критики Литинститута. Ожидаются ли изменения в рамках этой кафедры, которая в последние годы была не в лучшем состоянии? Кого-то «прочите» на место Антонова из современных литературоведов?

– Здесь тот самый случай, когда незаменимые люди есть. Алексей Константинович Антонов, при всех сложностях его судьбы, особенно в последние годы, оставался одним из самых любимых преподавателей Института. Поэтому прочить на его место мы никого не будем. Оно останется таким же вакантным как места, занимаемые Сергеем Николаевичем Есиным, Станиславом Бемовичем Джимбиновым, Александром Евсеевичем Рекемчуком – называю только тех, кто ушёл от нас в самые последние годы. Но, конечно, курсы, которые Алексей Константинович читал, будут читаться другими преподавателями. Эта смена – процесс, увы, неизбежный.

– Профессия критика сейчас – понятие сомнительное (если понимать под «профессией» не только качества, а именно возможность трудоустройства и заработка). Что даёт учёба в семинаре критики – и выход в сферу профессиональных взаимоотношений с соответствующим дипломом – будущему «работнику пера и топора»?

– Образование прежде всего. Критику, я думаю, оно ещё более необходимо, нежели поэту или прозаику. А дальше всё зависит от человека, его способностей, прилежания, расторопности, наконец. Поскольку очевидно, что критиков сейчас мало, а хороших критиков просто по пальцам перечесть, сотрудничать с журналами, с издательствами, литературными порталами можно и в студенческие годы. А нажитые связи потом использовать.

– Тем не менее опыт показывает, что в критике из сегодняшних студентов Литинститута мало кто задерживается – большинство прощаются с ней уже в институтские годы. А какие тенденции заметны в отношении студентов к писательскому делу – в стране, отошедшей от литературоцентричности? Каков уровень рукописей, поступающих на творческий конкурс?

– Самое поразительное, что люди продолжают писать – и не просто продолжают, а идут к нам учиться, у нас большой конкурс, и приходится изрядно потрудиться для того чтобы выбрать достойных студентов. Рукописи разные, про средний уровень температуры по больнице говорить бессмысленно, но  попадаются очень неплохие работы. Для нас же главное штучность, а не уровень в целом. В этом году она есть.

– Стоит ли надеяться на крупное явление – или продуктивнее перечитывать классику и не слишком уповать на современных гениев, ибо ещё не расплатились по старым счетам?

– Одно совершенно точно не исключает другого. Более того, без классики никакого крупного явления не появится. Ни в ХХ веке, ни в ХХI. Абитуриенты на собеседовании часто говорят о том, что не читают современную литературу, предпочитая классику. Особенно выделяют Достоевского. «Братьев Карамазовых». Правда, на вопрос, сколько братьев было, ответить затрудняются.

– Правда ли, что теперь ещё до прохождения творческого конкурса нужно сдавать экзамены (ранее к ним абитуриент допускался только после одобрения экспертной комиссией его рукописи)? Если да, к чему приведёт такая «новизна»?

– Это не совсем так. К нам по-прежнему  присылают или сдают работы на конкурс вместе с другими документами, и если они оцениваются ниже определённого балла (44 из 100), то абитуриент к экзаменам не допускается. Другое дело, что из четырёх вступительных экзаменов  два проводим мы, а два других  – это результаты ЕГЭ. Я бы, будь моя воля, изменил это соотношение один к трём в нашу пользу.

– Борис Николаевич Тарасов, прежний ректор Литинститута, в одном из интервью признавался, что почти не находит время на собственное творчество… Когда Вам удаётся выкраивать время на собственную прозу?

– У меня очень хорошие помощники. Я правда их очень люблю, ценю и без них не проработал бы здесь и дня.

– Тем не менее в серии «ЖЗЛ» давно не выходило Ваших новых книг. Есть ли свежие замыслы?

– Нет, вот это вряд ли возможно. Свою прозу можно писать урывками, а для написания биографии нужно время. Сидеть в архивах, в библиотеках, изучать документы. Это у меня никак не получится. Вот когда выгонят из ректоров, тогда займусь. У меня уже есть договорённость на этот счёт с «Молодой гвардией».

– В одном из интервью Вы сказали, что когда создаёте книги из серии «ЖЗЛ», то думаете о своём читателе, прозу же пишете особо не ориентируясь на его запросы. Тем не менее, Ваши книги продаются, Вы лауреат многих премий. Связан ли успех с определёнными свойствами Вашей личности, интересными читателю, или с чем-то иным?

– Я не люблю думать про себя. В молодости любил, пытался разобраться, занимался самопознанием, а сейчас не хочу. Успех свой считаю весьма относительным. Есть  много хороших писателей, у которых гораздо выше тиражи, больше переводов, экранизаций  и пр. А про прозаиков знаю наверняка одно: они все очень разные, а что добавить к этой не слишком оригинальной мысли? Впечатлительность, наверное – вот профессиональная черта, без которой нет писателя. Ну или, как более образно выразился Герцен, памятник которому стоит в нашем дворике: «Мы не врачи, мы – боль». Правда, он это безо всякой гордости сказал, а скорее с некоторым сожалением, даже извинением. Дескать, не ждите, не просите от нас многого. А получилась формула, кредо русской словесности.

– Современная русская словесность обновляется беспрерывно: богатый улов приносят социальные сети, ежедневно размещаются новинки в «Журнальном Зале». В каждом из журналов – первого ряда, второго, третьего – можно найти значимые публикации. Авторские вечера наплывают друг на друга. Как за всем этим уследить писателю, не замкнувшись в определённом сегменте? И – надо ли?

– Я не успеваю следить, честно скажу. И на вечера никакие практически  не хожу – времени нету. Но как член жюри премии «Ясная Поляна» читаю довольно много. Есть хорошие книги.

– А как не «застыть» в определённой временной точке литпроцесса ректору, загромождённому кучей совсем не литературных обязанностей?

– Вот они-то как раз и не дают застыть. Все время куда-то толкают.

Источник: textura.club


Описание для анонса: 
Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Эдуард Веркин, писатель:

Но ничего хорошего в этом нет, это связано с обстоятельствами, а не с вдохновением. Лучше от таких форсажей держаться подальше и работать спокойно. Что касается вдохновения, то это всегда спринтер, его хватает на рассказ, для крупных вещей нужны усидчивость и терпение. Источник

Марина Степнова, писательница:

Несмотря на то что Литинститут всегда был очень странным местом, учили там прекрасно – просто желающих учиться было не очень много. Источник

Короткое чтиво на каждый день

«Бобтейл Тамерлана» Сергей Скляров

Сны лучше не контролировать. Гонится за тобой чудовище, стреляют в упор враги, или вдруг проваливаешься и летишь в пропасть,- никогда не задумывайся над причинами и последствиями этих грез. Тогда, скорей всего, сон забудется сразу по пробуждении.

«Чкалов» Алексей Рыков

В поисках очередной идеи я пролистывал военные журналы. В журнале “Звезда” мне попалась статья c кричащим заголовком “Гибель Чкалова - преднамеренное убийство”. В ней, её автор - Вадим Никонов, излагал истинную суть дела гибели легендарного лётчика. Хоть эта статья и не отвечала критериям моего поиска, я начал её читать и не заметил,...

Литература в картинках

Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Британская исследовательница советской детской литературы Фрэнсис Сэддингтон поделилась своими открытиями

Британская исследовательница советской детской литературы Фрэнсис Сэддингтон поделилась своими открытиями

За четыре года работы над самым грандиозным исследованием в своей жизни Фрэнсис Сэддингтон прочитала шестьсот семьдесят детских книг, изданных в Советском Союзе в двадцатые и тридцатые годы прошлого века. Ради «Бармалея» и «Тараканища» Чуковского она ездила в Голландию, ради «Цир...

2018: Космическая одиссея. 50 лет спустя. История создания и успеха великого романа

2018: Космическая одиссея. 50 лет спустя. История создания и успеха великого романа

В этом году одному из главных феноменов в истории научной фантастики исполняется 50 лет. Ровно полвека назад, в 1968 году весь мир узнал сразу о двух культурных явлениях под названием «2001: Космическая одиссея»: фильме Стэнли Кубрика и романе Артура Кларка. «Космическая одиссея»...

Запутался в указаниях: почему из детективщиков выходят плохие историки

Запутался в указаниях: почему из детективщиков выходят плохие историки

Борис Акунин в шестой раз безуспешно пытается рассуждать об истории отечества

Поэты рассказывают, как они пишут свои стихи

Поэты рассказывают, как они пишут свои стихи

Процесс создания стихов часто кажется чем-то средним между магией и случайностью — на самом же деле все гораздо интереснее. «Афиша Daily» продолжает расспрашивать современных поэтов о том, как, где и зачем они пишут стихи.

Литература в цифрах

20

Количество книг, которое прочитывает ежемесячно литературный критик Сергей Морозов. В авральные периоды вдвое больше. Источник

85 %

Доля оставшаяся от Татьяны Толстой в сборнике ее прозы переведенной на английский язык Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Лидия Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор интернет-журнала «МОЛОКО» и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат международных и всероссийских литературных премий.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Юлия Зайцева - продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Сергей Оробий - критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Сергей Морозов - литературный критик.

Мнения В. Румянцева

Валерий Румянцев

Лирические и юмористические стихи, басни, литературные пародии, сказки, статьи; реалистические, сатирические и фантастические рассказы Валерия Румянцева печатались в 180 изданиях РФ и за рубежом. Вышло 12 книг.

Записки старого ворчуна

Старик Лоринков

Ко всем текстам, представленным в данной колонке, приложил руку лично Старик Лоринков. Редакция допускает, что все изложенное в данной колонке, может быть литературным вымыслом. Но может и не быть.

Интервью

Литературные мероприятия

24 дек. «Грамотные понедельники»

Лекция В. Ефремова «Русский гендер (о феминитивах и не только)».

13 дек. Молодёжный прозаический слэм РГБМ

В литературно-художественной битве сойдутся молодые прозаики в возрасте до 35 лет.

Современная перуанская поэзия в Библиотеке иностранной литературы

Выставка организована по случаю 100-летия выхода в свет «Черных герольдов», сборника стихов Сесара Вальехо, возможно, са...

Встречи с писателями

1 дек. Макс Фрай

Макс Фрай представит новую книгу «Тяжелый свет Куртейна. Синий»

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

6 дек. Вечер Бориса Евсеева и Максима Замшева в библиотеке Боголюбова

Борис Евсеев и Максим Замшев прочтут свои произведения. Кроме того, актеры представят небольшую инсценировку текста Бориса Евсеев...

Книжные новинки

Рецензии на книги

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Названа лучшая тактильная книга для детей

Названа лучшая тактильная книга для детей

В Российской государственной детской библиотеке подвели итоги конкурса на лучшую тактильную книгу для детей с ...

13 дек. Молодёжный прозаический слэм РГБМ

13 дек. Молодёжный прозаический слэм РГБМ

В литературно-художественной битве сойдутся молодые прозаики в возрасте до 35 лет.

Библиотека им. Н. А. Некрасова запустила выставочный проект «ЛЕФ. ​Опыт создания искусства дня»

Библиотека им. Н. А. Некрасова запустила выставочный проект «ЛЕФ. ​Опыт создания искусства дня»

Проект рассказывает про историю творческого объединения ЛЕФ, возникшего в 1923 году, главными принципами ...

Новости издательств

Видео

Новости книжных магазинов

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

В этом году на конкурс было подано рекордное количество заявок – 142 заявки, что почти в три раза больше, чем в про...

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В акции участвует почти весь наш ассортимент. Исключение — серия «Основы искусства».

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Портал «Активный гражданин» проводит голосование среди граждан, с целью выяснить какой книжный магазин мо...

Конкурс «Лучший книжный магазин Москвы - 2018» продолжает прием заявок до 5 октября

Конкурс «Лучший книжный магазин Москвы - 2018» продолжает прием заявок до 5 октября

Конкурс открыт для всех столичных магазинов, независимо от размера торговой площади и товарооборота. Участниками ко...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Смерть рыжей годзиллы» автор Мзунгу

В 80-тые годы я провел сотни часов у радиоприемника, слушая «Голос Америки» и «Радио Свободы». И чем сильнее их глушили советские спецслужбы, тем крепче становилась моя любовь к Америке.
И вот, наконец, здравствуй Америка - страна сильных, смелых, умных и свободных людей!!!
В аэропорту меня встречала женщина по имени Бренда,...

далее...

«Брат» автор: гражданин Фильтрубазаров

Впервые он заступился за меня перед самой школой, когда мне было уже 7 лет. До этого он рассказывал мне, что на Луне живут непослушные дети, которые делают там всё, что хотят и о которых совсем позабыли уже их родители…

Ещё он кормил меня кислой вишней и говорил, что это очень полезно. А когда я морщился – он ржал, как ...

далее...

«Клуб бывших самоубийц» автор: mobilshark

Меня зовут Сыч. Я – никто, такова особенность моего внутреннего «я». Эти встающие раком буквы – бунт на карачках против себя самого. Звучит абсурдно, поскольку у меня есть только сознание своего «я», но самого «я» нет, его лицо стерто. Мое сознание необитаемо. Обрамляющие меня обстоятельства – бесформенная зыбучая явь, но я хочу...

далее...

Детская литература

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

В 2018 году в конкурсе приняли участие 708 авторов. Для Короткого списка эксперты отобрали 15 произведений, которые были выложены в свободном доступе на сайте конкурса kniguru.info. Кому достались призовые места – решили дети и подростки.

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

2 дек. Роб Биддальф

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина