комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Любопытное

Чем зарабатывают на жизнь современные поэты

Чем зарабатывают на жизнь современные поэты 23.11.2018

Поэзия никогда не была прибыльным делом. Продажа книг приносит серьезный доход только считаным единицам, на гастроли тоже приглашают не всех. Три молодых поэта рассказали «Афише Daily», чем же они зарабатывают на жизнь.

Андрей Гришаев

Санкт-Петербург

«Однажды сижу копаюсь в компьютере, и тут мне звонят из «Нового мира» и сообщают, что мне дают премию «Парабола». А я о такой премии и не слышал даже — обрадовался, начал гуглить. Оле, жене, говорю: «Вот мне премию дали. Как думаешь, сколько?» — «Ну тысяч двадцать рублей, может, тридцать». А потом позвонил Юрий Кублановский (поэт, один из организаторов неофициальной поэтической группы «СМОГ». — Прим. ред.) и говорит: «Двадцать тыщ баксов». Так и сказал — «баксов». И меня эти баксы прям обмаслили, это было, конечно, крайне приятно. И когда вдруг приходится человеку, не имеющему отношения к литературе, озвучивать, что ты вот поэт, что-то там пишешь, где-то там публикуешься, и он на тебя разочарованно смотрит, можно в качестве козыря из рукава вытащить премию: мол, я вот получил миллион рублей. Это производит впечатление.

Зато с премией «Дебют» была прямо противоположная ситуация. Там три этапа: лонглист, короткий список и финальный победитель. Когда я подавал стихи, совершенно не был уверен, что их возьмут даже в лонглист. Потом ты попадаешь в длинный список, потом в короткий, и у тебя, даже если просто спички тянуть, не такая уж маленькая вероятность победить. И вот я читаю стихи конкурентов, анализирую, симпатизирую им и одновременно ненавижу всю эту ситуацию: из свободного человека, который жил, гулял по парку, ходил в магазин, превращаюсь в Горлума, который лелеет это несуществующее колечко и готов продать душу за владение им. И когда наконец ты стоишь на сцене, и объявляют, что премию получаешь не ты, это довольно ужасное чувство.

Деньги я зарабатываю в компании, которая занимается CRM (управлением взаимоотношениями с клиентами), считаю себя кем-то вроде разнорабочего в сфере IT. Это — и миссия компании, и моя в ней роль — вносит в жизнь определенное ощущение порядка

В большинстве мест, где публикуют стихи, за них или ничего не платят, или пару тысяч за подборку, что носит характер символического обмена. Это как копеечка за котенка, которого просто так дарить не принято. Поскольку ты пишешь стихи не с расчетом, что они что-то принесут, то к этим внезапным деньгам так и относишься. Я спускаю их на какое-нибудь кулинарное излишество.

Когда ты достигаешь определенного уровня, тебе могут предложить, например, поработать ридером на литературной премии, но это тоже нельзя назвать заработком. Это все было, примерно как если бы я шел по темной улице и увидел, как мужик выносит вещи из ларька, и вдруг он мне говорит: «Слушай, встань на стреме, я тебе дам стольник». К постоянной работе с текстами вроде написания статей я как-то не рвусь: от слов в таком количестве быстро устаешь. Какое-то время назад я полюбил фотографировать — может быть, в будущем попробую найти источник дополнительного дохода, как-то связанный с этим».

Оксана Васякина

Москва

«Проблема выживания передо мной стояла всегда. Я из очень бедной семьи, стихи начала писать лет в четырнадцать, а работать — лет в тринадцать. Сначала окучивала грядки в школе, потом работала официанткой, продавщицей, натурщицей. Когда приехала в Москву и стала учиться в Литинституте, работала ночной официанткой в караоке в Царицыно, а потом пять лет работала с детьми — и репетитором, и няней, и в лагере. Но полтора года назад мне предложили работать управляющей в книжном магазине «Порядок слов», я согласилась и постепенно полностью ушла в книжную историю, также координирую некоторые процессы в нашем издательстве и являюсь чем-то вроде менеджера по продажам в издательстве «Барбарис».

Есть такой миф о прекрасной работе в книжном магазине — типа ты все время только и читаешь, как в сериале «Black Books», где сидит ирландец, пьет вино и выгоняет тех покупателей, которые ему не нравятся, — а чаще всего ему не нравится вообще никто. Но на самом деле это довольно тяжелый труд, потому что книжки тяжелые. Они не берутся из воздуха и не растворяются в воздухе, их нужно откуда-то привозить и кому-то продавать, иначе книжный не выживет. Иногда целый день надо ездить по городу, постоянно загружать-разгружать книги.

Однажды я села в машину в одиннадцать утра и вылезла из нее только к девяти вечера. За десять часов мы с шофером дважды проехали поперек Москвы, это был будний день с жуткими заторами на дорогах, и нам нужно было объехать пять или шесть издательств и успеть часть книг потом развести по магазинам и на отправку в Питер.

Но вообще, я думаю, это лучшее, что могло со мной произойти. Книжный магазин — это часть сообщества и место, где все встречаются, мы проводим мероприятия, добываем крутые книжки, это важно. У нас огромная полка поэзии. Моя книжка тоже продавалась, правда, почти все, что было, я просто раздарила своим друзьям, которые приходили, а потом сама же и оплатила.

Моя поэтическая практика всегда напрямую связана с жизненным опытом, так что вряд ли я бы хотела писать стихи и ничего не делать, — работать важно, важно преодоление. У меня есть цикл, где я рассказываю про свою работу, эти тексты и о поэзии и о смерти, и все переплетается: для меня моя работа — это такой кристаллик, на который падает свет, и я вижу, как в нем свет преломляется и раскладывается на лучи».

Василий Бородин

Москва

«Если человек, пишущий стихи, так устроен, что он хоть какому-то кругу людей более-менее понятен и мил и обменивается с ним энергией при чтении стихов, я думаю, это прекрасно. Какие-то деньги, насколько мне известно, зарабатывали на выступлениях Дмитрий Воденников, Вера Полозкова, Андрей Родионов.

Я иногда зарабатываю как музыкант — у меня бывают камерные музыкальные концерты для литературной публики со шляпным сбором. Последний раз я так заработал тысяч семь в Зверевском центре современного искусства. В теплое время года иногда играю у метро. Заработать получается очень немного: это маленький немноголюдный переход не в самом центре, но в этом месте есть своя атмосфера, которая мне нравится, хотя она достаточно тягостная, потому что там и нищие, и спившиеся люди намного младше меня ходят стреляют на «Балтику 9», ведут с музыкантами разговоры о жизни. Брать деньги за чтение стихов мне было бы неловко, да и часто выступать я бы не смог, для меня это все равно как жизнь прожить — я выхожу совсем съеденный.

Я учился в вечернем металлургическом институте, сразу влюбился в первую красавицу курса, и ничего мы, конечно, толком не делали все эти шесть лет. Но я выучился черчению и стал зарабатывать больше всех. Когда мне еще не было двадцати, у меня была возможность ходить на концерты, покупать книги по искусству и раздаривать их друзьям — сейчас все это для меня элементы жизни абсолютно никак не относящегося ко мне социального слоя.

Много лет я работаю в довольно большом энергетическом институте, начинал как чертежник на компьютере, потом стал корректором, редактором, но потом у меня случился микроинсульт, и некоторое время я так выглядел, что доверить мне работу с текстом не захотели. Хотя числюсь я по-прежнему корректором, работаю курьером и грузчиком. Может быть, сейчас я чувствую себя наиболее свободным, чем когда-либо на протяжении всей моей жизни. Обогащает любая параллельная деятельность, никогда она у меня ничего не отнимала, даже если это была работа с другими текстами. И наоборот, когда я оказывался в бездействии, я портился как писака, терял ощущение реальности и какую-то связь с миром, с людьми.

Если человек — поэт, ни одна минута его жизни не выключена из этого процесса. Даже если он работает ассенизатором и откачивает шлангом из выгребной ямы то, что там на дне сверкает, он это видит глазами человека, склонного к художественному мышлению. Когда пишешь стихи, важно иногда пересобирать свой мир, и такое пересобирание у меня произошло благодаря работе грузчиком. Я научился как-то подробнее видеть и людей, и предметы, хотя, казалось бы, это не имеет отношение к миру идей и образов. Но когда по-новому работает тело, когда ты чувствуешь отличие очень тяжелого предмета от терпимо тяжелого, когда начинаешь соизмерять силы и управлять собственным позвоночником — с точки зрения композиции в этом огромная информативность, потому что ты и слова начинаешь чувствовать как что-то, что обладает весом и формой.

Собственно, что такое литература? Это же архитектура очень во многом: ты ставишь слова, фразы и строчки друг на друга. Одни слова действуют как тяжесть в руке или на сердце, а другие, наоборот, как будто какая-то рука или крылья, подхватывают тебя, и ты освобождаешься даже от собственного веса и оказываешься куда-то направлен и летишь или скачешь, как на коне».

Источник: daily.afisha.ru


Комментировать

Возврат к списку

Комментарии

10.03.2018 | Александр Рубис:
Да, поэт редко зарабатывает стихами, - разве что на конкурсе победит или что-то на заказ напишет. Это неудивительно: в России мало, кто работает по специальности. Инженер продает мебель, учитель - работает охранником. Возникает логичный вопрос: если нет нужды в таких специалистах, то зачем вузы их выпускают? Но поэт - неземное звание. Поэзия - не в клавишах компьютера, а в душе. Рассказ Василия Бородина меня удивил. У человека случился микроинсульт, работу с текстами ему не доверили, зато предоставили возможность трудиться грузчиком (!). Эта история выглядит неправдоподобной. После инсульта место грузчика ему никто бы не предложил, да и сам автор отказался бы от такой перспективы.
Комментировать
Написать отзыв
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке
Назад


Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Олег Новиков, совладелец «Эксмо-АСТ»:

Мы полагаем, что одна из целей иска — желание обанкротить конкурента Источник

Михаил Сеславинский, руководитель Роспечати:

Я посмотрел, оказывается, травка так называлась – заря. Пучок зари. Это имеет какое-то значение? Никакого! Источник

Юрий Буйда, писатель:

Помню, что многие стеснялись покупать единственную куриную ногу, а я пришел как-то в магазин и говорю: «Мне одну ногу!» Источник

Короткое чтиво на каждый день

«Планета счастья» Сергей Скляров

Теперь ангелы с лицами девушек из эротических фильмов кружили над Поповым, указывая дорогу.
Попов перестал быть самим собой – двадцатитрехлетним коммерсантом, торгующим французской косметикой и совсем недавно открывшим для себя Планету Счастья. Теперь он превратился в кого-то другого, свободного и всемогущего. Платинумен – это странное и блистательное...

«Два богача» Иван Тургенев

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

Литература в картинках

Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Как писать хайку на русском языке

Как писать хайку на русском языке

Хайку – национальная японская форма поэзии, жанр поэтической миниатюры, просто, лаконично, ёмко и достоверно изображающий природу и человека в их нерасторжимом единстве.

Анекдот про книги

Анекдот про книги

Умирает старый профессор. Лежит на диванчике, в кабинете, у диванчика — его старый фронтовой друг. Профессор голову приподнимает, показывает на книжные полки, висящие над рабочим столом. «Это всё, — говорит, — книги, которые я написал».

Почему художественная литература лучше учебников по управлению

Почему художественная литература лучше учебников по управлению

Выдающиеся писатели являют пример гениальных менеджеров, способных управлять собой и другими. У Николая Лескова был огромный опыт работы в коммерческих фирмах, Оноре де Бальзак знал про экономику Европы, деньги и разорение не меньше, чем менеджеры с дипломом MBA...

Гоголь. Мистика в книгах, в жизни и в смерти

Гоголь. Мистика в книгах, в жизни и в смерти

Фигура Гоголя заметно выделяется на фоне русских писателей. И не только странной причёской. Николай Васильевич – один из самых больших оригиналов своего века. Его жизнь и творчество напитаны таинственностью, сверхъестественным. А какие мистические фильмы про нег...

Как Владимир Соловьев переписал мою книгу и выдал за свою, или, Как книжные издательства губят нашу литературу

Как Владимир Соловьев переписал мою книгу и выдал за свою, или, Как книжные издательства губят нашу литературу

О манипуляциях известного телеведущего и крупнейшего издательства страны с книгой Федоры Яшиной «Богоубийцы, или, Колдуй баба сказал дед доставая пистолет», и как подобные манипуляции сказываются на Литературе в целом. Материал публикуется без купюр.

Литература в цифрах

400 рублей

стоимость услуги бета-ридера за 1 а.л. Источник

Менее 45 кг

Величина подушевого потребления бумаги для печати, в 2016 году Источник

6 месяцев

Столько времени занимает процесс допечатной работы над детской книгой Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Лидия Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор интернет-журнала «МОЛОКО» и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат международных и всероссийских литературных премий.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Юлия Зайцева - продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Сергей Оробий - критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Сергей Морозов - литературный критик.

Мнения В. Румянцева

Валерий Румянцев

Лирические и юмористические стихи, басни, литературные пародии, сказки, статьи; реалистические, сатирические и фантастические рассказы Валерия Румянцева печатались в 180 изданиях РФ и за рубежом. Вышло 12 книг.

Записки старого ворчуна

Старик Лоринков

Ко всем текстам, представленным в данной колонке, приложил руку лично Старик Лоринков. Редакция допускает, что все изложенное в данной колонке, может быть литературным вымыслом. Но может и не быть.

Интервью

Литературные мероприятия

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес. ...

24 дек. «Грамотные понедельники»

Лекция В. Ефремова «Русский гендер (о феминитивах и не только)».

Встречи с писателями

1 дек. Макс Фрай

Макс Фрай представит новую книгу «Тяжелый свет Куртейна. Синий»

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Книжные новинки

Рецензии на книги

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Названа лучшая тактильная книга для детей

Названа лучшая тактильная книга для детей

В Российской государственной детской библиотеке подвели итоги конкурса на лучшую тактильную книгу для детей с ...

13 дек. Молодёжный прозаический слэм РГБМ

13 дек. Молодёжный прозаический слэм РГБМ

В литературно-художественной битве сойдутся молодые прозаики в возрасте до 35 лет.

Новости издательств

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

А также планы на февраль 2019 года и воспоминания ноября 2018 года.

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Специализирующееся на детских книгах издательство Clever планирует к 2022 году открыть 50 магазинов под своим брендом. Половину из...

«Альпина» в Amazon

«Альпина» в Amazon

Книги «Альпины» на русском языке от российских и зарубежных авторов уже доступны в электронном формате на...

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес.  

Видео

Новости книжных магазинов

Лабиринт: Скидки  на книги 40% до 21 декабря

Лабиринт: Скидки на книги 40% до 21 декабря

Сообщается, что скидка 40% распространяется на десять тысяч увлекательных, полезных, занимательных, красивых, новог...

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

В этом году на конкурс было подано рекордное количество заявок – 142 заявки, что почти в три раза больше, чем в про...

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В акции участвует почти весь наш ассортимент. Исключение — серия «Основы искусства».

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Портал «Активный гражданин» проводит голосование среди граждан, с целью выяснить какой книжный магазин мо...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял,...

далее...

«Смерть рыжей годзиллы» автор Мзунгу

В 80-тые годы я провел сотни часов у радиоприемника, слушая «Голос Америки» и «Радио Свободы». И чем сильнее их глушили советские спецслужбы, тем крепче становилась моя любовь к Америке.
И вот, наконец, здравствуй Америка - страна сильных, смелых, умных и свободных людей!!!
В аэропорту меня встречала женщина по имени Бренда,...

далее...

«Брат» автор: гражданин Фильтрубазаров

Впервые он заступился за меня перед самой школой, когда мне было уже 7 лет. До этого он рассказывал мне, что на Луне живут непослушные дети, которые делают там всё, что хотят и о которых совсем позабыли уже их родители…

Ещё он кормил меня кислой вишней и говорил, что это очень полезно. А когда я морщился – он ржал, как ...

далее...

Детская литература

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

В 2018 году в конкурсе приняли участие 708 авторов. Для Короткого списка эксперты отобрали 15 произведений, которые были выложены в свободном доступе на сайте конкурса kniguru.info. Кому достались призовые места – решили дети и подростки.

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

2 дек. Роб Биддальф

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина