Интернет-ресурс Lit-ra.info продаётся. Подробности
Любопытное

80-летие Буратино: почему он оказался таким живучим?

80-летие Буратино: почему он оказался таким живучим?

У Буратино в этом году юбилей. Литературный музей и галерея ГРОСart отметили дату выставкой «Крекс, фекс, пекс. Новая история деревянного человечка». Оказывается, мы до сих пор еще не все знаем о герое Алексея Толстого.

Начинается все, как положено, с предыстории персонажа. Тут речь идет о площадной комедии и масках комедии дель арте, разных видах кукольного театра – мы видим истории в гравюрах, картинах, документах. Есть куклы знаменитых русских петрушечников Ефимовых, восхищавших Толстого своими представлениями. Есть более старые европейские куклы, рядом – старинная шарманка, такая же, какая была у Папы Карло.

О литературном предшественнике, книге «Пиноккио» Карло Коллоди – отдельная витрина. Алексей Толстой переделывал перевод Нины Петровской, но так увлекся, что написал самостоятельное произведение. Оказывается, печальный поэт Пьеро – пародия на Александра Блока, а театральный самодержец Карабас Барабас – сатира на Мейерхольда. Мальвина – образ собирательный. Одни исследователи увидели в ней актрису Марию Бабанову, другие – художницу Ольгу Глебову-Судейкину. Много на выставке и материалов о людях Серебряного века, окружавших Толстого в дни его молодости.

Мало кто задумывался о том, что завывания Буратино, спрятавшегося в кувшине перед Карабасом и Дуремаром, – «Открой тайну, несчастный!» – насмешка над спиритическими сеансами, модными в эпоху декаданса. А молния на занавесе новенького театра, обретенного с помощью чудесного ключика, - не что иное, как перевернутая чайка, намек на Художественный театр. Об этом и многом другом увлекательно написал Мирон Петровский в сборнике «Книги нашего детства»1.

Кукла? Человечек? Сказочный персонаж?

С образом самого Буратино по-прежнему много неясного. Бойкий, живой, неунывающий деревянный человечек стал нарасхват сразу, как только о нем написали книгу. Ставились спектакли, снимались фильмы, диафильмы, выпускались настольные игры и игрушки. Не говоря уже о многочисленных изданиях «Золотого ключика, или Приключений Буратино». Очень интересна галерея иллюстраций – картинки Владимирского, Каневского, Малаховского (первого иллюстратора сказки), многих других художников. В отдельном зале постоянно показывают фильмы по «Золотому ключику» – мультипликационные и художественные.

В чем же секрет популярности Буратино? Темперамент? Заразительный оптимизм? Невероятная находчивость? Деревянный человечек Буратино обаятелен, непосредственен, независим и шаловлив, как мальчишка. И в то же время он – кукла, которой можно вертеть и так и сяк. И бессмертен, потому что сделан из дерева. Бросили в пруд – выплыл, сломался – починили. Чем страшнее очередная опасность, тем больше у Буратино азарта. Упругий ритм книги затягивает. Только спасется – снова в плену, только обретет пристанище – снова побег. Счастье и спокойствие, как и во всех сказках на свете, – в финале. Но для Буратино счастье – театр, творчество. Какое уж тут спокойствие?

Дети на выставке могут пережить приключения, вступив на сказочное поле в одном из залов. Зрители этой интерактивной игры – куклы, расставленные вдоль стен. Деревянные, металлические, вязанные Мальвины, Пьеро, Буратино… От пола до потолка – устрашающие фигуры Карабаса-Барабаса и Дуремара из тряпок и целлофана. Один у входа, другой – у выхода. Но стоит убежать от чудищ в соседний зал, в каморку Папы Карло, как чувствуешь себя в безопасности. Можно заглянуть в прореху в холсте с нарисованным очагом – за ним играет музыкальная шкатулка и вертится куколка-балерина. Можно познакомиться с семейством «Всех их звали Буратино». Художник Виктор Назарити – большой специалист по деревянным куклам – вырезал подвижные фигурки, каждую со своим характером. Рядом – коллекция диковинных ключиков. Отыскать среди них тот самый, золотой, не так-то просто. Кажется, все они подходят к заветной дверце. В комнате напротив – театр, в котором играют все желающие. Художник Сергей Якунин построил его из прозрачной бумаги, развесил маски из папье-маше и деревянных марионеток. Можно их брать, сочинять спектакль, моделировать свою реальность, управлять ею, избавляясь от страхов.

Символ психоаналитиков и социологов

О страхах и комплексах, связанных с Буратино, – отдельный раздел выставки. За занавесочкой, только для взрослых. Среди ужастиков современных художников самые выразительные – фотоколлажи Игоря Макаревича. На них – деревенеющий человек. Живое, превращаемое в мертвое. На лице растет длинный нос, на голове возникает дурацкий колпак, тело не слушается. Во дворике музея еще одна беспощадная вариация на тему: много-много одинаковых фанерных кукол идут строем мимо равнодушных котов, лисиц, полицейских и генерал-губернаторов.

Так что же, детская сказка не так невинна, как кажется? Неужели в деревянной голове героя-победителя совершенно не было мозгов? И управлять куклой может тот, кто сильнее? Если так, то синдром Буратино неизлечим и опасен. Перечитав сказку Алексея Толстого, можно увидеть, что самый большой эпизод подробно и жестоко, на нескольких страницах описывает битву Буратино с бульдогами и Карабасом. Наверное, многие сравнивали себя с героями сказки. В самоукорах за излишнюю доверчивость вспоминали обманы лисы Алисы и кота Базилио. В эйфории от легкой победы хвастались изворотливостью Буратино. Буратино таков, что им и похвалить, и попрекнуть можно. Классический персонаж универсален. Великие книги детства возвращают к себе, к своей внутренней гармонии. Выставка в Литературном музее дает возможность пережить ее снова.

Выставка продлится до 30 ноября, подробнее по ссылке.

Источник: www.psychologies.ru


Комментировать

Возврат к списку