Павел Басинский – многолик. Он писатель и литературовед, преподаватель Литературного института и колумнист «Российской газеты», член жюри престижного литературного конкурса «Ясная Поляна» – всех его титулов и заслуг не перечесть.
В Донской публичной библиотеке, где проходила творческая встреча с Павлом Басинским, собрались читатели, для которых он прежде всего автор биографической трилогии о Толстом. А кроме того – один из авторов сценария фильма, среди персонажей которого есть и Лев Николаевич. Это – «История одного назначения».
Толчком к созданию этой ленты стала книга Басинского «Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды». Режиссера Авдотью Смирнову зацепил в ней эпизод о том, как Толстой выступал в суде адвокатом солдата, ударившего офицера, но процесс, увы, проиграл.
– Меня заинтересовала идея этой картины еще и потому, что Толстой в ней – другой. Обычно на киноэкране его изображают суровым старцем с нависшими бровями и седой бородой, который ходит и всех поучает: «Твори добро!» – говорит Басинский. – Переломить этот стереотип невозможно. Но Толстой не был таким. Он был смешлив, очень деликатен.
Эпизод с защитой солдата – это время, когда Толстой еще сравнительно молод: ему 38 лет. Он пытается разводить японских свиней и выращивать в оранжерее кофе. У него еще другие отношения с Софьей Андреевной – и т. д. Такого Толстого зрители еще не видели.
Участники встречи задавали вопросы о том, есть ли границы дозволенного в интерпретации сюжетов и персонажей Толстого? Как смотрит он на то, что в Сети гуляет видеоклип, в котором Анна Каренина толкает Вронского под поезд?
– Любая интерпретация дает литературному произведению новую жизнь. Существует уже десятка два экранизаций «Анны Карениной». Будут новые и новые.
Следует поражаться не каким-то режиссерским вольностям, а тому, что этот сюжет (жена изменила мужу, а потом покончила с собой – бросилась под поезд) уже столько лет волнует именно в толстовском видении.
Клип я смотрел и смеялся: ну феминистский такой вариант…
– Чем можно объяснить интерес наших современников к Толстому?
– Не знаю, но этот интерес просто сумасшедший. Он во всем мире и растет, как снежный ком. Бесконечно печатаются его книги, переводятся и издаются дневники Толстого, его письма. Он сейчас даже популярнее, чем Достоевский.
Игорю Волгину, известному исследователю творчества Достоевского, принадлежит мысль, с которой я полностью согласен: ХХ-й был веком Достоевского, а ХХI-й будет веком Толстого.
Достоевский размышлял о вещах скорее метафизических: тварь я дрожащая или право имею? Слезинка ребенка или Царство небесное?
Толстой – более цивилизационный мыслитель. Его размышления о том, как строить семью, как относиться к войне, к идее религиозной толерантности, его убежденность в том, что надо отменить смертную казнь, отказаться от мясоедения, или, если по Толстому, от поедания трупов животных, – все это для многих становится все более и более актуальным.
– Лев Толстой, Максим Горький, Елизавета Дьяконова – вот герои ваших книг. Как получился такой ряд? Как выбираете героев?
– Это не я их выбираю, это они выбирают меня. На тему творчества Горького мне предложили написать диссертацию в аспирантуре. Но Горький – это не только значительный писатель, без которого невозможна история русской литературы. Горький – поразительная, интереснейшая историческая личность. Он самый настоящий романный герой.
К Толстому я пришел через Ясную Поляну, место уникальное, наполненное материальными свидетельствами жизни и творчества этого гения.
С Лизой Дьяконовой судьба свела случайно. Зашел в книжный магазин на Тверской, увидел ее переизданный дневник. Вернее, сначала поразила фотография Лизы, сделанная, как я потом узнал, Еленой Мрозовской, первой русской женщиной, которая стала профессионально заниматься фотографией и достигла в этом деле такого успеха, что сегодня ее работа находится в коллекции Эрмитажа.
Книга «Посмотрите на меня: Тайная история Лизы Дьяконовой» – последняя из написанных мной на сегодняшний день, она очень мне дорога. Это – история первой русской феминистки, которая не знала, что она – феминистка, а если бы это понимала, то, вероятно, судьба ее сложилась бы иначе.
Лиза была из купеческой семьи. Она поставила своей целью получить высшее образование. Сначала, преодолевая сопротивление родных, поступила на Бесстужевские курсы. Пик карьеры для бесстужевки – начальница гимназии. Лизе этого было мало. Она хотела стать юристом.
Получить юридическое образование в России для девушки того времени (рубеж ХХ века) было делом невозможным. И Лиза поехала туда, где могла осуществить мечту: во Францию, в Сорбонну.
Жизнь Лизы трагически и загадочно оборвалась в Тироле. Она заехала туда по дороге домой и исчезла.
Обнаружили Лизу только через месяц. Ее мертвое тело лежало на краю водопада, оно было нагим. Аккуратно сложенные вещи Лизы оказались в узле, который находился рядом.
С самых ранних лет Лиза вела дневник. Его обнаружили в камере хранения на вокзале. Оканчивался дневник фразой о самоубийстве.
Дневник Лизы Дьяконовой издали и даже переиздали. У читающей публики он пользовался некоторой популярностью, имя Лизы было на слуху. А потом на сто лет забыли о ней и ее дневнике.
Книгу «Посмотрите на меня» я написал на материале этого дневника и архива Лизы Дьяконовой, который находится в Ленинской библиотеке.
История Лизы Дьяконовой привлекает не только и не столько своей необычностью, сколько тем, что в ней отразилась эпоха. Причем даже более полно и ярко, чем в биографиях многих более талантливых и именитых современников Лизы.
…Героиней нового проекта Павла Басинского тоже станет Лиза, но уже другая. Канал «Культура» предложил ему написать сценарий серии для цикла «Больше, чем любовь». Об очень интересной и очень сложной истории отношений будущего святого Иоанна Кронштадтского и его супруги Елизаветы. После женитьбы отец Иоанн сообщил молодой жене, что они будут жить как брат с сестрой. Они прожили вместе до глубокой старости.
Источник: www.nvgazeta.ru