Борьба за читателя началась с развитием светской литературы и возникновением частных типографий, когда у писателя появилось больше возможностей быть опубликованным. С этого момента он попадает в полную зависимость от издателя.
Книга – это универсальный инструмент познания. Благодаря ей мы учимся, открываем мир, проникаем в думы и чаяния других людей. Книга уже не первую тысячу лет является основным хранителем истории, научной и художественной мысли. Всё это создаёт вокруг книги мистический и романтический ореол, но в ней также много будничного и совсем не возвышенного. Роман или учебник, которые мы видим на полках магазинов и библиотек, – это результат долгой и трудной работы многих людей, и автору среди них не всегда удаётся занять главенствующую позицию. Не только писатели, но и учёные, журналисты и все те, кто хочет поделиться своими идеями с публикой, сталкиваются с трудностями, когда дело касается издания своих трудов.
Борьба за читателя началась с развитием светской литературы и возникновением частных типографий, когда у писателя появилось больше возможностей быть опубликованным. С этого момента он попадает в полную зависимость от издателя.
Это звучит странно, но нередко автор вынужден бороться за форму, в которую он облёк свои идеи. Помимо этого писатель сталкивается с проблемой финансирования. Очень часто именно она является основным барьером на пути к читателю.
Эта ситуация актуальна и сегодня. Но мир не стоит на месте, и уже сейчас можно говорить о том, что издательская деятельность начинает стремительно меняться, как и всё мировое информационное поле. Да, сейчас речь пойдёт об Интернете.
Настоящая свобода самовыражения начинается тогда, когда исчезают преграды между автором и публикой. С распространением Интернета мир постепенно стал превращаться в открытое и единое информационное пространство. Люди из разных стран получили возможность общаться и обмениваться идеями в реальном времени и абсолютно бесплатно.
Для художников, писателей, учёных Интернет стал местом, где можно делиться своими работами, при необходимости сохраняя анонимность, которая гарантирует непредвзятое отношение к автору и концентрирует внимание непосредственно на произведении. Здесь все равны вне зависимости от возраста, пола, убеждений и социального статуса. Здесь за автора говорят его произведение и идеи. Происходит изменение привычных алгоритмов достижения успеха; теперь признания может добиться каждый.
Есть ещё один феномен, который получил своё развитие вместе с интернет-средой: творческое пространство расширяется за счёт синергетического эффекта. Идеи и достижения одних стали вдохновением и стимулом к действию для других. Таким образом, глобализация распространилась не только на область экономического и материального, но и на сферу интеллектуального и художественного. Эффект этого феномена огромен не только в области чистого творчества, но и в образовательной среде.
Дискурс обучения расширился за пределы конкретных школ, университетов и библиотек; сегодня для каждого открыто всё знание, приобретённое человечеством за его историю. Теперь ученики и преподаватели могут глубже погрузиться в изучаемый предмет, обсудить тонкости какой-либо темы. Учёные имеют безграничную информационную базу, проводят исследования, не выходя из дома, поскольку ранее труднодоступные источники теперь есть в электронном формате.
Умберто Эко в своём полезном руководстве «Как написать дипломную работу» (1977) не раз обращает внимание на тот факт, что дипломнику необходимо работать с оригиналами работ и первоисточниками, а значит, тот, «кто берётся за рукописи Джойса, должен учитывать, что хранятся они в университете Буффало, и должен продумать, удастся ли ему до этого самого Буффало доехать». Сегодня велика вероятность, что источники есть в открытом доступе, и это даёт исследователю больше времени на работу, к тому же экономит много средств.
Современные технологии открывают новые горизонты перед теми авторами, которые прежде не могли позволить себе публикацию своих работ.
Если раньше ждать помощи можно было лишь от крупных компаний, то теперь инвесторами могут стать читатели. Краудфандинговые площадки, такие как Boomstarter, Kiсkstarter, помогают привлечь внимание к своему проекту, найти единомышленников и собрать необходимые средства. Благодаря таким инструментам также можно понять, насколько тема исследования или книги интересна публике, к тому же путь до читателя сильно сокращается, поскольку сам читатель выражает свою заинтересованность в работе автора. А это значит, что можно получить обратную связь ещё до непосредственной публикации. Неплохо, не правда ли?
Это меняет привычный механизм формирования спроса и предложения в сфере книгоиздания. Самостоятельности автора также способствуют новые форматы самиздата, такие как Bookscriptor или Ridero, которые позволяют с минимальными вложениями создать книгу за несколько шагов. Это прекрасный пример того, как прогресс рождает полезные инструменты, с помощью которых автор может облечь в реальную форму свои мысли.
Только подумайте: всего пара минут — и самый простой текстовый файл прекращается в настоящую книгу. А если необходим бумажный тираж, то такие сервисы позволяют заказать любое количество экземпляров, даже один.
Альтернатива классическим издательствам — это настоящий подарок для тех, кто хочет издаваться, дорожит своим временем и бережёт средства. На Западе электронный самиздат уже шагает победным маршем со счастливыми авторами в авангарде. Например, Барри Эйслер, автор популярных триллеров, отказался от аванса в 500 тыс. долларов и контракта на свой новый роман, предпочтя издать новую книгу через Kindle Direct Publishing, сервис селф-паблишинга Amazon.
Причины были достаточно просты: «Издательства выплачивают роялти в размере 12,5 % c цифровых продаж. Публикуясь самостоятельно, я получаю 70 %. Издательства хотят получить права на твою книгу не на какой-либо приемлемый срок, а навсегда. Мне это не подходит».
Подобных примеров всё больше: выгода современного самиздата налицо. Такие проекты вкупе с социальными медиа позволяют автору не только оформить свою работу в настоящую книгу, но и продвигать её автономно и независимо. Виртуальная реальность перестала быть исключительно инструментом для обмена идеями, она даёт способ также их монетизировать, а размер финансовых затрат в Интернете существенно меньше, чем в традиционных издательствах.
Приятная особенность нашего времени состоит в том, что информационное пространство очень бурно развивается, каждый день появляется всё больше возможностей, о которых раньше учёные и литераторы не могли и мечтать. И очень важно (пусть и непросто) всегда быть в курсе событий этого стремительного потока, чтобы использовать всё то, что рождают его воды.
Будущее издательского дела, как и многих областей, связанных с интеллектуальной собственностью, лежит в сфере цифровых технологий, влияние которой уже сегодня затрагивает большинство аспектов жизни. Можно предположить, что в ближайшее время будут окончательно пересмотрены привычные способы взаимодействия издательства и автора, которые упростятся и автоматизируются. Появится больше проектов, позволяющих самостоятельно заниматься публикацией и распространением своих работ.
Эти проекты призваны стать площадками, на которых будут развиваться новые принципы формирования спроса и предложения на рынке художественной и научной литературы. Настанет время, когда слова «свобода самовыражения» обретут новый смысл, по-настоящему близкий к буквальному.
В связи с этим также появляется вопрос фильтрации: кто будет ответственен за качество контента? Ведь после падения всех барьеров это бремя перейдёт на плечи самого читателя. И если в случае с художественной литературой ещё можно представить, что процесс отделения зёрен от плевел станет саморегулирующимся, то с научной литературой дело обстоит сложнее. И здесь будет необходимо присутствие в свободном виртуальном пространстве авторитетных людей, которые станут лидерами мнений и смогут дать объективную оценку тому или иному труду.
Но говорить о возможных проблемах рано, сейчас же мы можем просто наблюдать интереснейшие изменения в сфере, которая затрагивает самое важное, что есть у человечества, — его знания и опыт. И происходящие перемены могут только радовать, ведь впереди нас ждут новые громкие имена, смелые открытия и бурные дискуссии. Новое время, в котором нет границ для знания и творчества, уже пришло!
В России книгопечатание имело исключительно религиозное направление вплоть до прихода к власти Петра I. При Екатерине II начали появляться «вольные типографии». Издатели и редакторы, имея полную власть над автором, зачастую своими правками и корректурой меняли оригинальное произведение до неузнаваемости. Есть бесконечное число случаев, описывающих долгую борьбу писателя с редактором. Например, Лев Николаевич Толстой в письме к Некрасову жаловался, что «Современник» некрасиво обошёлся с романом «Детство», выпустив его как повесть «История моего детства», да ещё и с множеством неуместных правок: «Прочитав с самым грустным чувством эту жалкую изуродованную повесть, я старался открыть причины, побудившие редакцию так безжалостно поступить с ней. Или редакция положила себе задачею как можно хуже изуродовать этот роман, или бесконтрольно поручила корректуру его совершенно безграмотному сотруднику».
Авторы: Автор Маргарита Корешкова, главный редактор виртуального издательства Bookscriptor
Источник: Университетская книга