Имя Виктора Пелевина у любителей продвинутой литературы прочно ассоциируется с безошибочным вычислением господствующих трендов и их беспощадным развенчанием.
Издатели утверждают, что вот уже более двадцати лет он регулярно потрясает думающую общественность неожиданной трактовкой бытия, ставит под сомнение непреложные истины и не обходит своим вниманием ни одно действительно значимое явление.
О том, как он это делает - можно спорить. Но что-то такое он действительно делает.
Каждая его книга – объявляется грандиозным событием для всего читающего мира. Но и стоит признать, что последние десять лет, с каждой новой книгой, число разочарованных читателей все больше.
Последнее творение монстра современной русской прозы «Смотритель» выходит уже через неделю. И вновь, ждут его с нетерпением. Ждут все. Даже те, кто осилив "Любовь к трем цукербринам", в очередной уже раз клялся, что не станет покупать следующую пелевинскую книгу.
Сегодня, говоря о содержании нового романа нам уклончиво говорят:
"О чем этот роман на самом деле, будет зависеть от читателя и его выбора…".
Как всегда.
Однако добавляют, что жанровая форма нового произведения, одновременно и мистического и реалистичного, уже получила название «кувырок мысли», а это прямая отсылка к литературным традициям Карлоса Кастанеды и его «Силы безмолвия».
Нам говорят: "Пелевин возвращается к своей излюбленной теме – смелым фантазиям на тему альтернативных вариантов Российской истории. А может быть, это совсем не фантазии…"
А затем, запутывают еще больше, интригуя и льстя одновременно - мол, автор и его тексты не для дураков. И напоминают, что:
"Виктор Пелевин заслужил репутацию непростого писателя. Для того чтобы полностью осмыслить и оценить глубину его романов, часто требуется некий культурный «ключ» – особые знания, богатая эрудиция. А новый роман «Смотритель» сам выступает «ключом», а точнее, даже «отмычкой», к известным произведениям историков и биографов Павла I, Франца-Антона Месмера, а также писателей, обращавшихся к историческому периоду царствования Павла I.
Вообщем, помимо Кастанеды, подмешали еще и Дена Брауна, чтоб уж всю аудиторию охватить ;)
Но, что же мы имеем на деле?
Из более-менее конкретного, лишь аннотацию к двухтомнику.
Книга 1. Орден желтого флага
Император Павел Первый, великий алхимик и месмерист, не был убит заговорщиками – переворот был спектаклем, позволившим ему незаметно покинуть Петербург.
Павел Алхимик отбыл в новый мир, созданный гением Франца-Антона Месмера, – Идиллиум.
Павел стал его первым Смотрителем. Уже третье столетие Идиллиум скрывается в тени нашего мира, взаимодействуя с ним по особым законам.
Охранять Идиллиум – дело Смотрителей, коих сменилось уже немало. Каждый новый должен узнать тайну Идиллиума и понять, кто такой он сам...
Книга 2. Железная бездна
Алексис де Киже – Смотритель Идиллиума, нового мира, созданного Павлом Алхимиком и Францем-Антоном Месмером во времена Французской революции.
Алексис – Блюститель миропорядка. Он создает Всё из Ничего и за этой работой беседует с Четырьмя Ангелами.
Он равен Богу. Но…
Смотритель сам не знает, кто он и откуда взялся. А выяснить это необходимо. Иначе он не станет настоящим Мастером и никогда не сможет сказать: «Мир – волшебный кристалл с безмерным числом граней, и повернуть его всегда можно так, что мы рассмеемся от счастья или похолодеем от ужаса…»
И завершается это описалово вот таким:
Читатели романа «Смотритель» смогут по-новому взглянуть на причудливые ухмылки истории и раскрыть для себя тайны, потерявшиеся в веках.
И это только начало. Дальше будет еще интереснее…
Бесспорно аннотация написана очень ловко. Прочтя ее, фантазии есть, где разгуляться.
В аннотацию умудрились вместить все - обнадежили настальгирующих по шедеврам раннего творчества, и, в то же время, дали пищу для размышлений ожидающим от Пелевина еще большего погружения в продвинутый бред.
Ну? И есть ли у нас выбор?