Авторы настоящей статьи на основе собственного практического опыта утверждают: если не полностью победить, то загнать в глубокое подполье, подобно наркоторговцам или содержателям нелегального игорного бизнеса, книжных пиратов вполне возможно.
Книжным пиратством принято называть использование книжных изданий в коммерческих или некоммерческих целях без разрешения правообладателя. Как известно, это явление с распространением Интернета стало носить массовый характер. Пиратство по очевидным причинам оказалось привлекательным для не отягощённого моралью широкого читателя и стало колоссальной проблемой для издателей: если книга легкодоступна через пиратские сайты, то её продажи как в электронном, так и в традиционном виде снижаются.
В результате издательский бизнес становится всё менее рентабельным и имеет тенденцию к сворачиванию. Особенно это касается издательств, выпускающих учебную и научную литературу: тиражи в этой нише и так небольшие (исключение составляют школьные учебные издания, но и их пиратство носит массовый характер) и неконтролируемое копирование способно уничтожить бизнес полностью. Всё чаще в книжных магазинах можно увидеть посетителей с блокнотиком в руке, рассматривающих книжные полки как выставку образцов пиратской продукции, которую потом можно бесплатно найти в Интернете. Точно так же посещение книжного интернет-магазина нередко сопровождается проверкой через поисковик или иным способом: а нельзя ли то же самое получить даром? В результате сворачивается бумажное книгоиздание: согласно данным Книжной палаты, за 2014 год общий тираж книг и брошюр в России сократился на 10,6%, а количество наименований — на 7%.
Конечно, эти цифры складываются не только под влиянием пиратства, но оно становится всё более значимым и, возможно, решающим фактором в формировании тренда, поскольку за тот же период, согласно данным СМИ, продажи смартфонов выросли на 46%, планшетов — на 33%. По всем опросам, электронное чтение активно отвоёвывает всё большую долю у традиционного. Легальные же продажи э-книг (будь то приобретение файлов или доступ к подписным сервисам) составляют пока в России сравнительно небольшой процент от общего объёма потребления книжного электронного контента.
Книжное пиратство бывает трёх типов: коммерческое, идейное и наивное. Если для коммерческого пирата его занятие всего лишь криминальный бизнес, то идейные пираты подводят под него идеологическую основу, объединяются в партии, гордятся своим бескорыстием и борются за «свободный доступ к информации». Основной посыл идейных пиратов состоит в том, что издатели и так зарабатывают достаточно на бумажных книгах, а продажи электронных приносят им сверхприбыли из-за лёгкости и беззатратности тиражирования.
Безусловно, посыл этот ложный: при планировании возмещения затрат от издания книги современное издательство обязательно учитывает и доходы от продажи электронной версии, а если ожидаемые совокупные доходы от бумажных и электронных продаж не покрывают издержек, то книга просто не выпускается. Более того, некоторые книги могли бы публиковаться только в электронном виде, но пиратство способно обессмыслить подобную практику.
Таким образом, вместо расширения доступа к авторским произведениям идейные пираты добиваются прямо противоположного эффекта: из-за их деятельности многие произведения просто не выходят в свет. Кроме того, падает общая рентабельность книгоиздания, а значит, вместо предполагаемого расцвета, связанного с появлением новых технических возможностей, наступает стагнация отрасли, свёртывание деятельности многих издательств вплоть до их ухода с рынка. Усугубляют (хотя и не очень значительно) ситуацию наивные пираты, т.е. читатели, не имеющие никакого понятия об авторском праве и стремящиеся просто поделиться попавшей в их руки замечательной книгой с коллегами, друзьями и знакомыми, благо сделать это в электронном виде несложно.
Вместе с издателями страдают и агрегаторы цифрового контента: электронно-библиотечные системы, интернет-магазины, подписные сервисы.
Рядовым потребителям, т.е. читателям, пиратство также наносит ущерб за счёт как упомянутого сокращения числа публикуемых произведений, так и снижения качества, казалось бы, легкодоступных книг. Обусловлено столь низкое качество теми методами, которые используют книжные пираты для подготовки контента:
Читать далее на сайте: Университетская книга