Книжный бизнес опасается массовых утечек обязательного библиотечного экземпляра в интернет
Российская книжная палата (РКП) выступила против введения в стране электронного обязательного экземпляра. По словам исполнительного директора РКП Павла Зотова, предложенная Министерством культуры реформа — сокращение количества обязательных бумажных экземпляров с 16 до 7 и добавление к ним одной электронной копии — может привести к краху издательской отрасли.
Издатели опасаются, что Минкультуры будет использовать электронный экземпляр в качестве наполнения другого своего проекта — Национальной электронной библиотеки (НЭБ). Сейчас сотрудники НЭБ самостоятельно оцифровывают небольшую долю (согласно указу президента, не менее 10%) всех появляющихся на рынке изданий. Но оцифровка — достаточно затратная процедура.
— Минкультуры решило сэкономить деньги на оцифровку: действительно, зачем тратиться, если можно просто обязать всех издателей сразу присылать электронный вариант и использовать его в качестве контента для НЭБ? — говорит Павел Зотов. — Но проблема в том, что у нас пока очень слабое законодательство в сфере авторского права. Украсть интеллектуальный продукт сейчас легко. Поэтому издатели забили тревогу: если электронная копия будет использоваться в качестве наполнения фонда НЭБ, она тут же окажется на рынке. Издательство лишится возможности продавать свой продукт, и в результате будет подорвана экономическая основа всей отрасли.
Издатели предлагают сначала разработать всю нормативную базу отрасли, а также придумать систему защиты библиотечных фондов от взлома и утечки и только потом — внедрять систему обязательного электронного экземпляра.
Минкультуры заверило издателей, что, забирая электронную копию, будет выкупать авторские права. Речь идет о покупке прав на определенное число экспонирований, то есть просмотров копии. После превышения этого числа авторские права нужно выкупать заново. Но как осуществить этот процесс технически — пока не ясно.
— В Минкультуры не представляют, какая огромная сумма получится. Мы не уверены, что ведомство сможет ее выплатить, — добавил Павел Зотов.
Одним из доводов министерства было стремление сократить издержки издателей, сократив число обязательных экземпляров с 16 до 7
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/584172#ixzz3UvEi8DQS