Интернет-ресурс Lit-ra.info продаётся. Подробности
Любопытное

Литературно-художественная пресса в книжной резервации

Литературно-художественная пресса в книжной резервации

Газета «Литературна Россия» негодует - многим уникальным издательствам и целым регионам на книжном фестивале «Красная площадь» было выделено лишь по маленькому столику, а вездесущим и без фестиваля «Эксмо», «АСТ», «Рипол классик» и др. олигархам от книжного бизнеса достались на Красной площади целые колонны палаток и стендов.

3–6 июня в самом сердце России, на главной площади столицы прошёл книжный фестиваль «Красная площадь».

Подобное чудо – литература, читатели и писатели, свободно наслаждающиеся друг другом в самом видном и торжественном месте нашей страны, где совсем недавно гремел Парад Победы, произошло уже во второй раз. И это здорово, потому что прошлогодний фестиваль «Книги России», как тогда казалось, будет единоразовым – в рамках пресловутого уже Года литературы, а потому многим виделся несколько показушным.

И то, что в 2016 году литература и книги вновь (и это уже, вроде бы, становится традицией) оказались в символическом и географическом центре Отечества, пожалуй, приятно обрадовало, удивило всю культурную, читающую Россию. В принципе, кроме, ростите, «антуража», фестиваль этот не сильно отличается от былой Международной московской книжной выставки-ярмарки, что проходила на ВДНХ, или от фестиваля «Нон-фикшн» в ЦДХ – с их книжными развалами, представительствами издательств, дискуссиями, презентациями, выступлениями известных писателей.

В длинной палатке среди десятка больших и малых издательств, каждому из которых предоставили минимум один стол и выставочный шкаф, на пять (!) разных литературно-художественных изданий-издательств (а именно – журналы «Роман-газета» и «Молодая гвардия», а также три газеты «ЛГ», «Книжное обозрение» и наша «ЛР») дали один единственный стол под гордой вывеской «ПРЕССА».

Но обстановка в данном случае действительно многого стоит: и стар, и млад очарованно перемещались по каменной брусчатке, с открытым ртом поглядывая то на Кремлёвские стены и огромные экраны на фоне Храма Василия Блаженного и Исторического музея, то на книжечки и книжищи со всех концов необъятной Родины.

В этот раз и наша «Литературная Россия» не осталась в стороне от праздника, зарегистрировавшись в качестве официального участника под рубрикой «Литературно-художественных изданий». И вот тут придётся сказать о грустном.

С одной стороны, спасибо кураторам литературной прессы в Федеральном агентстве по печати за подсказку и предложение подать заявку на участие в главном книжном фестивале страны.

С другой стороны, то место, которое выделили отнюдь не многочисленным общефедеральным профильным (то есть посвящённым литературе, книгам, чтению и культуре в целом) периодическим изданиям – это смех и слёзы.

В длинной палатке среди десятка больших и малых издательств, каждому из которых предоставили минимум один стол и выставочный шкаф, на пять (!) разных литературно-художественных изданий-издательств (а именно – журналы «Роман-газета» и «Молодая гвардия», а также три газеты «ЛГ», «Книжное обозрение» и наша «ЛР») дали один единственный стол под гордой вывеской «ПРЕССА». За этим столом-прилавком, во-первых, просто физически невозможно было поместиться хотя бы по одному представителю каждого из изданий, а во-вторых, едва-едва помещалось по одному номеру газеты или журнала соответственно.

Между тем, и «Роман-газете», и «Книжному обозрению», и «Литературной газете», и «Литературной России», мягко говоря, БЫЛО ЧТО представить читающей публике, и не только как прессе, но и как некоммерческим издательствам, пропагандирующим русскую литературу.

В итоге пять заслуженных изданий всероссийского уровня оказались, по сути, в малюсенькой резервации, совершенно затерявшись в море всевозможных стендов. Это было очень похоже на неуважение и даже оскорбление, и уж, во всяком случае, здОрово отбивало энтузиазм.

Отметим, что рядом стоял ещё один стол-стенд, также под вывеской «ПРЕССА», занятый единственным журналом «Читаем вместе», чьи представители вольготно и красочно разложили все свои последние номера. Я, кстати, не против таких условий по отношению к этому журналу, действительно профильному для данного фестиваля. Мне только кажется, что такие же, нормальные по сути, условия стоило создать и остальной «прессе». А так получается, что всё решают связи в соответствующих государственных структурах (учредителем «Читаем вместе», например, кто не знает, является Департамент СМИ Москвы).

Прогуливаясь по ярмарке, в той же, нашей, палатке можно было не без труда, но разглядеть и стенд толстых литературных журналов. И опять же – один единственный небольшой столик практически на все известные «толстяки»: «Новый мир», «Москва», «Знамя», «Наш современник», «Октябрь», «Дружба народов», «Вопросы литературы», «Юность» и т.д.

Правда, здесь изначально стенд, судя по всему, был задуман под единой эгидой Ассоциации литературных журналов с одним-двумя продавцами на всех. Так что представителям прославленных «толстяков» не пришлось тесниться (а это был бы ад!). Но всё равно – место, выделенное им на важнейшей государственной литературно-книжной выставке явно не адекватно их значению для отечественной литературы.

По-хорошему, литературно-художественные издания (и пресса, и «толстяки») достойны были не маленького столика, а целой отдельной палатки, где члены редакций могли бы пообщаться с читателями и коллегами, спокойно рассказать о многочисленных своих публикациях.

К сожалению, культура и общественная значимость на фестивале, несмотря на государственную поддержку, оказались теснимы влиятельными коммерчески-капиталистическими силами. Многим уникальным издательствам и целым регионам было выделено на фестивале по маленькому столику, а вездесущим и без фестиваля «Эксмо», «АСТ», «Рипол классик» и др. олигархам от книжного бизнеса достались на Красной площади целые колонны палаток и стендов, многие из которых были забиты банальными детективами и чисто развлекательным чтивом.

Трудно понять, например, почему замечательному издательству «Росток», выпускающему уникальные собрания сочинений и дневники малопрочитанных русских классиков (Пришвина, Самарина, Хомякова) выделен один стенд, а странному издательству «Синдбад» с «прикладными» книгами о «рецептах красоты» и «взаимоотношениях полов» – целых три. Я не против подобных книг, но кто и почему определял именно такую их представительность (то есть значимость для читающей России) на фестивале?

В общем, вопросы и претензии остаются. Будем надеяться, что они решатся к будущим фестивалям.

Автор: Евгений БОГАЧКОВ

Источник: Литературная Россия


Комментировать

Возврат к списку