Интернет-ресурс Lit-ra.info продаётся. Подробности

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия ЗайцеваЮлия Зайцева, продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Ипотека и литературные премии

В конце весны - начале лета главные литературные премии подводят итоги или объявляют шорт-листы - и в СМИ появляется множество публикаций на тему.  Журналисты, прежде всего, озвучивают размер гонорара очередного победителя. И главный вопрос, который они задают, как он собирается потратить выигрыш. Получив свой законный миллион за «Национальный бестселлер», писатель Алексей Сальников прямо со сцены заявил, что закроет им ипотеку.  Возможно, в декабре кто-то закроет свою ипотеку трехмиллионной «Большой книгой», но главный бонус премиальных гонок не в этом. Престижная «Книга года» вообще не имеет денежного эквивалента, но все равно влияет на писательский гонорар.

Основная задача литературной премии – это увеличение паблицитного капитала автора, который со временем может конвертироваться в суммы намного превышающие наградной фонд. Объясню, как это работает. 

В России есть несколько значимых литературных премий: «Большая книга», «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «Книга года» и «Нос». За ними следят журналисты, отечественные и зарубежные издатели, книжные торговые сети. С момента публикации лонг-листа и до  объявления лауреата вокруг фамилий авторов и их произведения создается устойчивый информационный шум, который держится несколько месяцев. Сначала СМИ публикуют свои анонсы и прогнозы, потом – поздравляют  и оценивают победителя. За это время автор получает десятки публикаций в ведущих федеральных изданиях и сотни откликов в соцсетях. 

Если произведение номинировалось в рукописи (что происходит достаточно часто), дальновидные издатели могут обратить на него внимание, просчитать результат и превратить рукопись в книгу еще до объявления финалиста. Если же произведение было опубликовано до номинации, у него тоже появятся дополнительные перспективы. Издательство по ходу участия книги в литературной гонке может спрогнозировать ее победу и к моменту подведения итогов уже допечатать новый тираж. 

В момент объявления победителя фото обложки и автора появятся в новостных лентах всех информационных агентств. Читатели захотят попробовать на зуб творение нового фаворита. Книжные сети на следующее утро после праздничного банкета отправят в издательство дополнительные  заказы на книгу, а на уже имеющиеся в магазине экземпляры наклеят яркий стикер «Лауреат» и  разместят в витринах или на самых заметных полках.

Автор получит десятки приглашений на эфиры, интервью и творческие встречи.  Режиссеры и продюсеры кинутся изучать новый текст в надежде получить неплохой материал для экранизации. Издатели аудиокниг захотят заключить договор на озвучку. Театры задумаются о постановке. Иностранные издательства поручат своим агентам повнимательнее изучить текст российского автора. Издатель счастливчика закажет в типографию еще один тираж, поторопит со сроками сдачи следующей книги, а пока опубликует все неизданное ранее или допечатает все, что было  издано небольшими тиражами.

И в идеале к литературной премии автора добавятся роялти за новые допечатки, гонорары за экранизацию, постановки, переводы, интервью и публичные встречи. И в одночасье освободившийся от ипотеки писатель уволится со старой работы, поменяет квартиру на большую и отправится в автосалон выбирать себе новый авто.

Самый свежий пример на заданную тему – Алексей Сальников и его роман «Петровы в гриппе и вокруг него». В 2016 произведение было опубликовано в журнале «Волга». Таким образом широкой аудитории оно не получило, зато получило номинацию на «Большую книгу». После публикации короткого списка премии летом 2017-го его стали обсуждать журналисты и эксперты. По традиции премии полный текст романа был выложен на букмейте для читательского голосования. На сайте и в соцсетях появилось множество  восторженных читательских откликов. Благодаря этому на «Петровых» обратила внимание известный издатель Елена Шубина, и до объявления итогов премии в «Редакции Елены Шубиной» роман Сальникова вышел стартовым тиражом 3 тысячи экземпляров. В тройку финалистов роман не попал, заняв четвертое место. Но Сальникова заметили и заговорили о нем как о новом литературном открытии. Через два месяца роман получил награду от критиков премии «Нос». Издательство допечатывало и допечатывало книгу. Сегодня общий тираж «Петровых в гриппе» – 25 тысяч, что по российским меркам внушительная цифра даже для раскрученных авторов. Весной этого года в издательстве «Livebook» вышел ранний роман Сальникова «Отдел». Он был написан раньше «Петровых», но пылился в издательском портфеле без публикации. Шум вокруг второго романа Сальникова подстегнул издателей, и они успели выпустить и презентовать «Отдел» перед тем, как «Петровы в гриппе» получили премию «Национальный бестселлер». После объявления шорт-листа «Большой книги» прошел только год. За это время мало кому известный писатель превратился в одного из самых модных российских авторов, опубликовал два романа, выпустил аудиокнигу, провел десятки встреч с читателями и получил предложения на театральные постановки. Так что ипотека здесь уже ни при чем. Берите выше.

Автор: Юлия Зайцева


Возврат к списку