Колонка Сергея Оробия

Сергей ОробийСергей Оробий родился и живёт в Благовещенске. Критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета.
Автор монографий:
- «"Бесконечный тупик" Дмитрия Галковского: структура, идеология, контекст» (2010),
- «"Вавилонская башня" Михаила Шишкина: опыт модернизации русской прозы» (2011),
- «Матрица современности: генезис русского романа 2000-х гг.» (2014).
Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Вербер и котики

В издательстве «РИПОЛ классик» вышел роман Бернарда Вербера «Завтрашний день кошки». Настоящая «верберомания» имела место лет десять назад, но это не повод проигнорировать новую книгу. В том числе и потому, что французский писатель взялся за самую трудную тему в мировой литературе. Регулярно сканируя окружающее пространство в поиске все новых экзотических существ, на этот раз Вербер остановился на кошках.

В издательстве «РИПОЛ классик» вышел роман Бернарда Вербера «Завтрашний день кошки». Настоящая «верберомания» имела место лет десять назад, но это не повод проигнорировать новую книгу. В том числе и потому, что французский писатель взялся за самую трудную тему в мировой литературе. Регулярно сканируя окружающее пространство в поиске все новых экзотических существ, на этот раз Вербер остановился на кошках.

Есть мнение, что труднее всего адекватному литературному описанию поддаются еда и секс, но кошки ускользают от писателей вовсе - именно потому, что, как объяснил Киплинг, гуляют сами по себе. Вот и Александр Генис замечает: “Собаки, бесспорно, лидируют в качестве героев книг и фильмов... Но кошки не годятся для сюжета вовсе. Во-первых, они не пойдут с вами на охоту — нужны мы им, как же. Во-вторых, коты не делают того, чего от них ждут. Они вообще редко что-нибудь делают и никогда для нас. Интернет, как и мы, любит их не за что и не вопреки, а потому, что они есть, да еще у нас”.

У Вербера, однако, все наоборот: его хвостатые герои, лабораторный кот Пифагор и домашняя кошка Бастет, стремятся спасти человечество, которое оказалось на краю гибели. Оказывается, мы им не менее интересны, чем они нам:

“– Перед тем как возвыситься к Свету, душа Софи сообщила мне нечто очень и очень любопытное, – заявил Пифагор, – сказала, что, если у нее будет выбор, следующую жизнь она проживет в облике кошки. Что касается меня, то я после смерти хотел бы возродиться в теле человека.

– Зачем тебе этот откат назад?

– Я в восторге от их рук. Они позволяют людям создавать книги, произведения искусства и сложные, замысловатые машины. Да и потом, мне очень хочется узнать, что чувствует человек, когда смеется. Мы, кошки, всегда очень строгие и ко всему относимся неизменно серьезно. Поэтому порой мне хочется посмеяться, пусть даже над собой, чтобы жизнь вокруг хоть на несколько мгновений показалась веселее”.

В отличие от людей, верберовские кошки оказываются способны взглянуть на себя и мир со стороны - и узнать нечто ценное (а перед этим пройти множество испытаний - и забавных, и жутких, главное из которых - масштабная битва с полчищем крыс под аккомпанемент Марии Каллас). “В конце концов, у нас нет задачи более важной, чем понять себя с помощью другого, — пишет Генис. — И кошки тут бесценны: собака — друг человека, но кот — его альтернатива”. Поэтому кошек трудно познать, еще труднее - воссоздать на бумаге... но легко полюбить. Именно эта искренняя, не имеющая ничего общего с интернетовской мимимишностью, любовь к кошкам делает роман Вербера чрезвычайно трогательным и поучительным.

Автор: Сергей Оробий



Материалы по теме:

Возврат к списку