Колонка Сергея Оробия

Сергей ОробийСергей Оробий родился и живёт в Благовещенске. Критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета.
Автор монографий:
- «"Бесконечный тупик" Дмитрия Галковского: структура, идеология, контекст» (2010),
- «"Вавилонская башня" Михаила Шишкина: опыт модернизации русской прозы» (2011),
- «Матрица современности: генезис русского романа 2000-х гг.» (2014).
Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Шекспир и гастрольный чёс

В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла книга Памелы Дуглас «Искусство сериала: Как стать успешным автором на TV». Коль скоро сериалы стали мейнстримом, нужно хотя бы научиться в них разбираться, и книга Дуглас хорошо в этом помогает.

В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла книга Памелы Дуглас «Искусство сериала: Как стать успешным автором на TV». Коль скоро сериалы стали мейнстримом, нужно хотя бы научиться в них разбираться, и книга Дуглас хорошо в этом помогает.

Прежде всего, она расставляет акценты: сериал - это и искусство, и индустрия. С одной стороны, это всегда работа в команде, с другой стороны, представление о том, что на тв нет свободы художественного самовыражения, - миф. Книга Дуглас адресована и сценаристам, и преподавателям: первым важно узнать о том, как, к примеру, проходят переговоры со студиями и телеканалами, вторые встретят в этой книге имена из классического курса теории литературы. «Кого бы я ни расспрашивала о будущем телевидения - не только сценаристов выдающихся драматических сериалов, но и создателей вебизодов и реалити-шоу, - все упоминали Аристотеля», пишет Дуглас.

Еще одно имя, которое в этой связи нужно вспомнить, - Шекспир. Очень кстати к 400-летию со дня смерти классика издан перевод «Трагической истории Гамлета, принца Датского» в изначальной версии - Первое кварто (М.: Текст; пер. А.Корчевского). Какое отношение это Первое кварто имеет к сериалам? Объясняет литературовед Франко Моретти:

«Существует три первых издания трагедии: первое ин-кварто (Q1) 1603 г., второе ин-кварто (Q2) 1604 г. и ин-фолио (F) 1623 г. "Гамлет", которого мы все знаем, основан на Q2 и F - из них он берет свою "странность", свою трагикомическую сеть, загадочность структуры, которая и превратила трагедию в ключевой текст Нового времени. Q1 ("плохое кварто", как ласково зовут его филологи), помимо прочих существенных дефектов, безжалостно упрощает всю картину. Он представляет одномерную трагедию, лишенную неоднородности и сложности "Гамлета"»

Как же появился Q1?

«По всей вероятности, он возникает, когда появляется внезапная необходимость подготовить текст к выездному туру по провинциям. Формальная изобретательность, которая допускается и даже поощряется необычайным успехом в Лондоне, становится невозможной как только пьесе нужно покинуть метрополию» (Ф.Моретти. Дальнее чтение. М., 2016. С. 66)

Иначе говоря, Q1 - версия для гастрольного чёса. Для столичной богемы - смелые художественные эксперименты. Для провинциального быдла - попроще. (Что если бы мы сегодня знали именно эту версию?)

«Если вы почувствуете, как зрители относятся к любимым телевизионным шоу, вы поймете, какие именно истории им нужны и как обрести огромную власть над ними», добавляет Дуглас.
Метрополия смелее, чем провинция - в том числе в отношении искусства. Правда, сегодня интернет уравнивает их (хотя бы в праве на информацию). Ну а самым актуальным зрелищем стали сериалы - правнуки шекспировской драмы. Их, однако, роднит очень ценное свойство: неокончательность, пластичность, даже уязвимость рассказываемой истории. Под обложку может спрятаться писатель, а вот актерам нужны подмостки и реакция публики - и тут уж художественный замысел испытывается на прочность суровой реальностью, причем в режиме онлайн. Это не хорошо и не плохо: каким, спрашивается, запомнился нам сериал «Во все тяжкие», если бы к концу первого сезона не забастовала Гильдия сценаристов?

Автор: Сергей Оробий



Материалы по теме:

Возврат к списку