Колонка Сергея Оробия

Сергей ОробийСергей Оробий родился и живёт в Благовещенске. Критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета.
Автор монографий:
- «"Бесконечный тупик" Дмитрия Галковского: структура, идеология, контекст» (2010),
- «"Вавилонская башня" Михаила Шишкина: опыт модернизации русской прозы» (2011),
- «Матрица современности: генезис русского романа 2000-х гг.» (2014).
Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Пуаро против айфона

Один за другим вышли два бестселлера, в которых следствие ведёт компьютер. Сначала «iPhuck10» Пелевина, потом «Происхождение» Брауна. Ах да, ещё в триллере Глуховского «Текст» герой перевоплощается в убитую им жертву благодаря айфону. Место сыщика в романах занял искусственный интеллект. Интересно, можно ли считать это нарушением жанровых заповедей

Один за другим вышли два бестселлера, в которых следствие ведёт компьютер. Сначала «iPhuck10» Пелевина, потом «Происхождение» Брауна. Ах да, ещё в триллере Глуховского «Текст» герой перевоплощается в убитую им жертву благодаря айфону.

Место сыщика в романах занял искусственный интеллект. Интересно, можно ли считать это нарушением жанровых заповедей — тех, что были сформулированы Рональдом Ноксом сто лет назад? Согласно Ноксу, детективу никогда не должен помогать счастливый случай, детектив не должен сам оказаться преступником (впрочем, это правило почти сразу было блестяще нарушено Кристи). Или вот, к примеру, исключалось действие сверхъестественных или потусторонних сил. Искусственный интеллект — это потусторонняя сила или нет? Или уже нет?

Раньше на эту тему сочиняли антиутопии (например, «Сфера» Эггерса, которую — вот ирония! — сам искусственный интеллект признал идеальным романом*). Теперь сочиняют детективы, и смена жанра неслучайна. Дело в том, что мы больше не боимся всезнания искусственного разума. Мы даже не боимся разоблачения. Мы боимся, что нас забудут**. А потому ежечасно и настойчиво напоминаем друг другу о самих себе бесконечными селфи в мессенджерах. Мы сами хотим быть прозрачными.

Но вы же помните, за что казнили набоковского Цинцинната?

______________

* Cм. об этом книгу Мэттью Джокерса и Джоди Арчера «Код бестселлера» (М.: Азбука, 2017), глава «Избранный, или Когда компьютер смеется»
** На этом «фейсбучном» страхе Клэр Норт построила целый роман — «Совершенство» (2018), историю о девушке, которую все забывают.

Автор: Сергей Оробий



Материалы по теме:

Возврат к списку