Колонка Сергея Оробия

Сергей ОробийСергей Оробий родился и живёт в Благовещенске. Критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета.
Автор монографий:
- «"Бесконечный тупик" Дмитрия Галковского: структура, идеология, контекст» (2010),
- «"Вавилонская башня" Михаила Шишкина: опыт модернизации русской прозы» (2011),
- «Матрица современности: генезис русского романа 2000-х гг.» (2014).
Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

«Онегин» как блог

Поводом для разговора сегодня будет знаковая дата: 28 февраля 1825 года начал печататься «Евгений Онегин». Первая глава пушкинского романа была издана тиражом 2400 экземпляров - таким не побрезговал бы и сегодняшний литератор. О параллелях с днем нынешним и вообще о том, что всё возвращается на круги своя, мы сегодня и поговорим.

Поводом для разговора сегодня будет знаковая дата: 28 февраля 1825 года начал печататься «Евгений Онегин». Первая глава пушкинского романа была издана тиражом 2400 экземпляров - таким не побрезговал бы и сегодняшний литератор. О параллелях с днем нынешним и вообще о том, что всё возвращается на круги своя, мы сегодня и поговорим.

Прежде всего, обрадуем современных писателей, особенно начинающих: их стартовые условия очень похожи на пушкинские. Не в смысле масштаба дарования, а в смысле организации литературного пространства. Во времена Жуковского и Пушкина читателей и писателей объединял салон. Потом, во времена Достоевского и Толстого (да и во времена Солженицына) консолидирующую функцию выполнял толстый журнал. Сегодня позиции "толстяков" пошатнулись. “Зачем, в самом деле зачем слать свои сочинения в малотиражные (теперь) и по сути безгонорарные толстые литературные журналы, если в журнале вас могут не напечатать, то есть нанесут вам незаживающую травму, а в Фейсбуке ты, никого не спросясь, что захотел, то и опубликовал”, - “провоцирует” своих подписчиков в фейсбуке Сергей Чупринин.

На это можно ответить следующее. Фейсбук не конкурент толстому журналу, он - аналог литературного салона пушкинских времен. Толстяки же конкурируют с крупными издателями: те имеют возможность не только открывать новые имена, но и раскручивать их (в этом отношении Елена Шубина - современный Некрасов). Издатели же помельче (то есть победнее) пока идут в толстожурнальной колее, перепечатывая тексты, уже засветившиеся в “толстяках” и осевшие, как правило, в лонг-листах литпремий (стратегия "РИПОЛ Классик").

Что же остается "толстякам"? Капитал. Но не материальный, а символический. Сетевые писатели, гордясь тысячами лайков, все-таки предпочитают скромный, но бумажный тираж - ведь именно бумага (которая, как известно, все стерпит) делает "настоящим писателем".

Но и роль фейсбука (в смысле: салонного общения) нельзя недооценивать, и доказательством тому - опять Пушкин. Пушкинисты уверены: "Евгения Онегина" и "Повестей Белкина" не было бы без арзамасской "болтовни". И недаром сегодня они выглядят как самые фейсбукоориентированные тексты русской классики: открытая структура, фрагментарность, приветы френдам, море флуда, рисунки на полях, автокомментарии, фейковые аккаунты типа "рассказано титулярным советником А.Г.Н.". Пушкин называл "Онегина" романом в стихах, Тютчев видел в нем лишь "хорошую поэму", но писательский гений проявился, как и было обещано, через двести лет: в "Онегине" предсказан блог. "Забалтываюсь донельзя", жаловался автор Дельвигу, в отсутствии фейсбука обходясь "Онегиным".

Каноническая версия русской литературы начинается "Онегиным", а заканчивается спустя 200 лет блогами, что по природе своей оказывается одним и тем же. С чем уехали, с тем и приехали.

Автор: Сергей Оробий



Материалы по теме:

Возврат к списку