Колонка Сергея Оробия

Сергей ОробийСергей Оробий родился и живёт в Благовещенске. Критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета.
Автор монографий:
- «"Бесконечный тупик" Дмитрия Галковского: структура, идеология, контекст» (2010),
- «"Вавилонская башня" Михаила Шишкина: опыт модернизации русской прозы» (2011),
- «Матрица современности: генезис русского романа 2000-х гг.» (2014).
Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Идеальный сериал

На этой неделе все будут вспоминать Блумсдэй, хотя неделя куда богаче на литературные поводы. Есть о чем поговорить: 15 июня Бекки Шарп и Эмилия Седли покинули пансион мисс Пинкертон, 16-го Леопольд Блум отправился на долгую прогулку, а 17-го Печорин убил на дуэли Грушницкого.

На этой неделе все будут вспоминать Блумсдэй, хотя неделя куда богаче на литературные поводы. Есть о чем поговорить: 15 июня Бекки Шарп и Эмилия Седли покинули пансион мисс Пинкертон, 16-го Леопольд Блум отправился на долгую прогулку, а 17-го Печорин убил на дуэли Грушницкого.

“Герой нашего времени” - самый уместный текст в программе для 9 класса (тот возраст, когда школьникам гораздо ближе Гарри Поттер, чем Чичиков). Лермонтов увлекает даже в пересказе: не хочешь, а прочтешь. Чтобы разжечь интерес, я обычно начинаю урок по “Герою” такой историей. Когда роман вышел в свет, в "Северной пчеле" появились сразу две хвалебные рецензии. Издание принадлежало Булгарину, который, по всему судя, должен был разругать роман Лермонтова. Поэт был очень удивлен. Кто же организовал эту рекламную акцию? Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна. Она посетила Фаддея Венедиктовича и заплатила ему 500 рублей за хвалебные рецензии.

Вот она – ирония истории. Ссылки на то, что "Герой нашего времени" и без пятисот рублей хороший роман, еще не канали.

Так вот, о лермонтовской увлекательности. Стало общим местом мнение, согласно которому настоящим золотым веком сериалов был не XXI-й, а XIX-й, а до наших дней эти сериалы дошли в образе толстых классических романов. Но лучший из известных мне литературных сериалов - короткий, и создал его Лермонтов. Сами посудите: пять серий, все разножанровые, всё очень запутано, сюжет несется вскачь. «Печорин крадет одну девушку, обольщает другую, занимаясь любовью с третьей. Он вмешивается в дела контрабандистов, обезоруживает маньяка, убивает соперника, наконец — умирает в далекой Персии. И все это на протяжении полутораста страниц», восхищаются авторы “Родной речи” Вайль и Генис.

Странно, что для всего этого автор придумал удивительно скучное, стёртое название. Самое точное было изобретено лишь двести лет спустя.

Во всѣ тяжкіе
Сочиненiе Михаила Лермонтова
Санкт-Петербургъ, 1840

Гораздо лучше.

Автор: Сергей Оробий



Материалы по теме:

Возврат к списку