Журнал «Октябрь» лишился помещения

Журнал «Октябрь» лишился помещения 31 Май 2017

Павел Басинский, известный писатель, толстовед, о ситуации с «Октябрём» и другими «толстяками».

Пока мы думаем, как нам отмечать столетие Октябрьской революции, как-то незаметно произошло одно знаковое событие. С культурной карты Москвы в одночасье исчезло очень важное место. Перестал существовать - как Дом - один из старейших литературных "толстых" журналов - "Октябрь".

Словно ластиком стерли. Где эта улица, где этот дом? Говорят, там печатались все крупнейшие поэты и прозаики ХХ века? Говорят, там начинали путь молодые писатели, ставшие известными? Куда нам отправлять рукописи? В Интернете вы найдете информацию: "Рукопись можно прислать обычным письмом на адрес: 125040, Москва, улица Правды, дом 11/13, в адресате указать "Журнал "Октябрь". Но информация эта уже ничего не значит. Улица есть, дом есть. Но пустой.

"Октябрь" был создан в 1924 году благодаря той самой революции, о которой мы столько спорим: то ли она была великой, то ли ужасной. На мой взгляд, она была неизбежной. Но факт тот, что начиная с 20-х годов новая власть на деле, а не на словах строила свою культуру, в том числе и "толстожурнальную", с новым идеологическим зарядом. Однако идеология всегда побеждается культурой изнутри. Это как здоровый вирус, если позволите употребить такой оксюморон. Так и "Октябрь", названный в честь Октября 17-го и задуманный как орган пролетарских писателей, со временем превратился просто в один из лучших литературных журналов.

У "Октября" долгая жизнь - практически целый век. Столько не прожил ни один журнал девятнадцатого века. Он был неотъемлемой составляющей нашей культуры. Как Большой театр, как Третьяковка, как цирк на Цветном бульваре, как ВДНХ, как Красная площадь с собором Василия Блаженного. Не один, конечно. С "Новым миром", "Юностью", "Москвой", "Знаменем", "Нашим современником" и другими "толстяками".

Если я буду перечислять, кто в "Октябре" печатался, это будет список всех классиков ХХ века. Первые три тома "Тихого Дона" напечатаны здесь. "Русский характер" Алексея Толстого - здесь. "Два капитана" Вениамина Каверина, "Сын полка" Валентина Катаева. Здесь начинал печататься Андрей Платонов. Приносил стихи и поэмы Есенин. Здесь печатались Зощенко, Пришвин, Паустовский. Выходили стихи Твардовского, хотя в 60-е годы "Октябрь" и считался "врагом" "Нового мира".

"Октябрь" выходил даже в самые тяжелые годы - во время Великой Отечественной войны. Менялись редакторы "Октября": Панферов, Кочетов, Ананьев, сейчас - Ирина Барметова. Но журнал оставался тем же "магнитом", который всегда притягивал лучших писателей. "Октябрь" открыл для нас Набокова, Довлатова и Сашу Соколова. "Жизнь и судьба" Василия Гроссмана вышел здесь. Все последние произведения Василий Аксенов отдавал в "Октябрь", и, наверное, неслучайно. Астафьев и Рыбаков. Бакланов и Тендряков. Нагибин и Искандер. Поэты: Евтушенко, Ахмадулина, Вознесенский, Мориц... Здесь вышли и скандальные "Прогулки с Пушкиным" Андрея Синявского, по поводу которых ругались до хрипоты, но все читали. "Реквием" Ахматовой...

Целый список классики.

В мае 1954 года государство предоставило "Октябрю" уютнейшее помещение на улице Правды, со ставшей уже классической для тех, кто сюда приходил, чугунной винтовой лестницей на второй этаж. Это был настоящий писательский Дом, находиться в котором писателям было как в родном доме. Здесь поили чаем стариков и вытирали сопли молодым. Словом, была жизнь!

Но - аренда! Москомимуществу ведь все равно, кто здесь арендатор. Журнал какой-то или турфирма.

В 90-е годы, когда всем нам предложили не работать, а торговать чем угодно, "толстые" журналы выбрали, может, и гибельную для себя, но единственно достойную культурную стратегию. Они остались тем, чем были. И на 25 лет продлили существование островов литературной культуры, где к авторам и текстам относились не как к рыночному товару и его производителю. И за то спасибо!

Но - аренда! А тиражи падают. А еще бы им не падать, если в киосках журналы не найдешь. И как им выживать в обществе потребления с его агрессивной стратегией продвижения товаров на рынке? Нынешние низкие тиражи журналов у многих вызывают насмешку. Эти люди не понимают, что журнал - это не только и даже не столько товар. Это сегодня практически единственное место, где есть редактура текстов на высочайшем уровне. Завтра институт редактуры умрет вместе с журналами. Но главное, журнал - это Дом литературы. Завтра литература будет бездомной.

Но аренда!

В 2009 году Валентин Распутин обратился к власти с просьбой помочь журналам. 50 миллионов рублей было выделено библиотекам на приобретение журналов. Деньги эти как-то очень долго шли, как-то не так дошли, а журналы как были со своей проблемой аренды, так и остались. В 2013 году мэрия Москвы приняла решение, чтобы московским "толстякам" выделяли ежегодные субсидии для погашения части арендной платы. (Но и это было временное решение - на три года.) Деньги шли долго, приходили не вовремя, зато на редакцию журнала "Октябрь" Москомимущество очень своевременно налагало пени и штрафы. К тому же НДС рассчитывалось по полной стоимости аренды. В итоге половина субсидий уходила на штрафы, пени, НДС. И "Октябрь" не выдержал. Вынужден был покинуть Дом, в котором прожил уже больше половины века. Половины века существования литературы.

Может, и с ней потихоньку начнем прощаться? Пусть уже куда-нибудь "выезжает".

Автор: Павел Басинский

Источник: Российская газета


Возврат к списку

Комментарии

31.05.2017 | Василий Васильич :
Ваши экскурсы в историю некорректны. Журнал «Октябрь», в котором печатались Шолохов и Шукшин, остался в истории русской советской литературы. Нынешнее издание никак не связано с советским журналом времен Панферова-Кочетова и даже Ананьева. В свое время «Октябрь» был приватизирован, порвал с прошлым, вышел в плавание свободного рынка, в котором потерял руль и ветрила. А о влиянии этого журнала судите сами: тираж «Нашего современника» - 9 000 экз, «Москва» - 3500, «Октябрь» - 900 экземпляров, «Новый мир» и «Знамя» - 500 экземпляров.
Комментировать
Написать отзыв
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке
Назад
31.05.2017 | Мастер:
толстякам тут не место. Кто их вообще читает?
Комментировать
Написать отзыв
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке
Назад
31.05.2017 | Светлана:
Я читаю. Много кто читает, несмотря на маленькие тиражи. Ходим в библиотеки и читаем. Работали они потихоньку-помаленьку и пусть работают. Кому мешают? Все из-за квадратных метров? "Литературную Россию" тиранят уже какой год, теперь еще и "Октябрь" придушили. Все это плохо закончится.
Комментировать
Написать отзыв
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке
Назад
31.05.2017 | Бак, просто Бак:
"Павел Басинский, известный писатель, толстовед". Толстовед??? Толстовед - это в смысле специалист по Льву Толстому? Или по толстым журналам? ))
Комментировать
Написать отзыв
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке
Назад


Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке


Новости литературы


Лучшая художественная проза июля 4 Авг 2019

Лучшая художественная проза июля

По версии Литрес - сервиса электронных книг №1 в России.

читать далее...

Михаил Веллер призвал к силовой смене власти 31 Июл 2019

Михаил Веллер призвал к силовой смене власти

На Ютюб канале Nevex TV размещено видео, в котором Михаил Веллер, утверждает, что блуждание по улицам городов возмущенных народных масс ни к чему не приведет, и ждать смены власти путем честных выборов бессмысленно. Приводя различные исторические примеры, писатель утверждает, что иного пути для смены власти, кроме физического, нет. 

читать далее...

Мы опубликовали рассказ «Флешмоб» Народа Россеяныча Терпелкина - рассказ, который изменит Россию и весь мир 27 Июл 2019

Мы опубликовали рассказ «Флешмоб» Народа Россеяныча Терпелкина - рассказ, который изменит Россию и весь мир

Мы опубликовали рассказ «Флешмоб» Народа Россеяныча Терпелкина. Это удивительное и гениальное, на побоимся этого слова, произведение нам прислал автор, который уже публиковался у нас на сайте и даже стал лауреатом Премии «Лит-ра на скорую руку» с рассказом «Триумф на выдаче».
Данный же рассказ, по нашему мнению, обязан прочитать, каждый житель России и сделать все именно так, как написано. И тогда, мы уверены, страна наша заживет совсем по другому. Спасибо, Народу Россеянычу Терпелкину, что доверил нам публикацию этого рассказа.

читать далее...

«Деятели искусства и душевные расстройства»: лекция Дмитрия Воденникова в поддержку подопечных ПНИ 9 Июл 2019

«Деятели искусства и душевные расстройства»: лекция Дмитрия Воденникова в поддержку подопечных ПНИ

10 июля в библиотеке им. Достоевского пройдёт лекция поэта и эссеиста Дмитрия Воденникова о художниках с ментальными расстройствами. Событие состоится в рамках акции по сбору книг для подопечных ПНИ, проводимой благотворительным фондом «Образ жизни».

читать далее...

Литературный семинар молодых авторов пройдёт в Центре писателя В. И. Белова в рамках VI всероссийских Беловских чтений 6 Июл 2019

Литературный семинар молодых авторов пройдёт в Центре писателя В. И. Белова в рамках VI всероссийских Беловских чтений

Центр писателя В.И. Белова приглашает поэтов и писателей от 15 до 35 лет принять участие в литературном семинаре молодых авторов в рамках VI Всероссийских Беловских чтений.

читать далее...

Литераторы объединились с популяризаторами науки в проекте «Будущее время» 6 Июл 2019

Литераторы объединились с популяризаторами науки в проекте «Будущее время»

Миссия проекта «Будущее время» – найти смелых авторов-визионеров, которые в своих произведениях способны генерировать смыслы, опережающие время и технологический прогресс. В конкурсе для авторов в жанре научной фантастики литературный критик Анастасия Завозова, писатели-фантасты Сергей и Марина Дьяченко совместно с экспертами из других областей выберут лучших авторов, которые разделят приз в 1 миллион рублей.

читать далее...

Стартовало народное голосование «Большой книги» 6 Июл 2019

Стартовало народное голосование «Большой книги»

Начинается традиционное народное голосование национальной литературной премии «Большая книга». Читателям предстоит оценить произведения, вошедшие в список финалистов, и выбрать победителя.

читать далее...