комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Лента новостей

Новый проект ФГОС - вызвал волну негодования в профессиональном сообществе

19 Апр 2019

В марте 2018 года Министерство образования и науки сделало попытку принять новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Тогда эта попытка была остановлена резкой критикой со стороны профессионального сообщества, было опубликовано открытое письмо учителей. Проект отредактировали, но при косметических изменениях, внесённых в проект, сохранились все недостатки предыдущего варианта.

Гильдия словесников подробно освещала события прошлого года. 29 марта 2019 года Министерство просвещения официально заявило о том, что новый проект стандартов выложен для общественного обсуждения на сайте preobra.ru.

Выложенный документ в частях, касающихся русского языка и литературы, не учитывает претензий прошлого года. Закрепляя список изучаемых произведений по годам обучения, требуя от учеников не не навыков самостоятельного анализа и интерпретации, а гонки за программой, проект стандарта делает несколько огромных шагов назад в развитии нашего образования.

Предлагаемые изменения в стандарт не способствуют ни формированию интереса школьников к чтению, ни развитию их самостоятельной деятельности. А главное, становится законной лишь одна программа по литературе. Отсюда – коррупционные риски: есть все основания предполагать, что проект разрабатывался для того, чтобы сделать легальными один-два учебника по литературе, монополизировать рынок.

Мы публикуем экспертное заключение Научно-методического совета Гильдии словесников, а также подробный разбор проекта от членов Координационного совета.

Учителя словесности, сотрудники вузов и все, кто имеет дело с литературой и русским языком, оставляйте свои отзывы на проект на сайте.

НОВЫЙ ПРОЕКТ ФГОС: ПОЗИЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА

Предлагаемый документ представляет собой незначительно отредактированный вариант проекта ФГОС, предложенного в марте 2018 года. При косметических изменениях, внесённых в проект, сохранились все недостатки предыдущего варианта:

  • Программа перегружена, это исключает возможность полноценного освоения художественных произведений, создаёт риск формального, поверхностного разговора о них на уроке. Кроме того, в списке произведения второго и третьего ряда обозначены как обязательные для изучения, причем мотивы выбора тех или иных текстов непонятны.
  • Произведения жёстко прикреплены к классам, в которых они изучаются. Однако ученики и классы всегда разные, внутренний возраст ребенка зачастую не совпадает с номером класса. У учителя должна быть возможность переставлять произведения между классами, как предполагают существующий стандарт и примерная программа к нему.
  • Предложенный в проекте документа список произведений является серьёзным шагом назад в построении программы по литературе, не учитывает интересов ученика и учителя, отстал от современной науки о литературе; он не берёт в расчёт изменившихся практик чтения, не отвечает вызовам времени.
  • Сейчас в России есть несколько линеек учебников литературы, по которым учатся дети. В них одни и те же произведения из обязательного списка могут изучаться в разных классах, в новом же проекте этому разнообразию подходов положен конец, существующие линейки учебников аннулируются.
  • В рамках предложенной версии стандарта создается ситуация, когда в рабочих программах учителей становится невозможно учесть возрастные и психоэмоциональные особенности и возможности школьников. Это подавляет мотивацию к чтению, противоречит современным требованиям выявления и развития детской одарённости, инклюзивного образования школьников.
  • Неясна научно-методическая и педагогическая логика распределения текстов по годам изучения. Учебник, созданный по такой программе, будет напоминать хаотичное нагромождение текстов, не связанных между собой мыслью.
  • Крайне непродуманной и методически несовершенной является и предлагаемая в стандарте система навыков: она не способствует формированию читательских компетенций, творческого и проектного мышления. Многие навыки просто скопированы из одного класса в другой, то есть неясно, в чём состоит «приращение» на каждом этапе. Таким образом, вместо структурирования предметного содержания проект лишь методически дезориентирует учителя.

Именно эти слабые места предыдущего проекта, а также отсутствие общественного обсуждения (оно не было проведено и в этот раз) спровоцировали дискуссию в профессиональном сообществе и резкую критику со стороны учителей, методистов, сотрудников вузов. В отзывах Института русской литературы РАН (Пушкинского дома), кафедры истории русской литературы Филологического факультета СПбГУ, кафедры методики преподавания литературы УрГПУ, кафедры теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ, Школы филологии НИУ ВШЭ, а также ряда учёных-филологов и методистов содержатся резко отрицательные заключения по предложенному проекту. Он не учитывает новейшие достижения педагогической и филологической науки, тормозит развитие методических школ России, создаёт условия для профанации литературного образования и падения интереса школьников к предмету, к чтению. Всё, что вызвало критику в предыдущем проекте, сохранилось и в «новом» варианте.

Кроме того, предложенный проект входит в явное противоречие с решениями Съезда учителей словесности, организованного МГУ им. М.В.Ломоносова и Обществом русской словесности в ноябре 2018 года. Первым пунктом резолюции съезда принято решение о необходимости разнообразия линеек учебников. Проект же ФГОС делает законными лишь одну-две определённые программы, тем самым создавая как методический вакуум, так и ситуацию монополизации рынка учебников.

Принятие этого варианта стандарта представляется невозможным.

Научно-методический совет ассоциации «Гильдия словесников»:

Александр Николаевич Архангельский
кандидат филологических наук, ординарный профессор Департамента медиа НИУ ВШЭ, телеведущий
Татьяна Дмитриевна Венедиктова
доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей теории словесности (теории дискурса и коммуникации) МГУ им. М.В. Ломоносова
Татьяна Александровна Касаткина
доктор филологических наук, заведующая отделом теории литературы Института мировой литературы РАН
Максим Анисимович Кронгауз
доктор филологических наук, профессор Школы филологии НИУ ВШЭ и Института лингвистики РГГУ
Наталья Михайловна Свирина
доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
Ирина Захаровна Сурат
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела русской классической литературы Института мировой литературы РАН
Игорь Николаевич Сухих
доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ, член Союза писателей Санкт-Петербурга

РАЗБОР ПРОЕКТА ФГОС ОТ ЧЛЕНОВ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА

Министерство просвещения Российской Федерации опубликовало новый проект Федеральных образовательных стандартов на сайте www.preobra.ru, где все желающие могут оставить замечания и предложения.

Мы публикуем методический разбор проекта, подготовленный членами ассоциации “Гильдия словесников”, учителями литературы, вузовскими преподавателями, методистами.

Проект не учитывает мнение профессионального сообщества

Год назад предложенный вариант вызвал дружную критику профессионального сообщества, ректоров СПбГУ, НИУ ВШЭ и МГПУ. Но почему-то он снова, без принципиальных изменений, предлагается для общественного обсуждения.

В марте 2018 года аналогичный проект ФГОС вызвал бурную дискуссию; в отзывах научных и образовательных организаций (ИРЛИ РАН, СПбГУ, РГГУ, НИУ ВШЭ, УрГПУ) было указано на недопустимость распределения произведений по годам; критике подвергся и сам список обязательных для изучения произведений, отмечалась и его перегруженность, и во многих случаях произвольность выбора.

В проекте, представленном общественности спустя год, сохранены все принципиальные положения предыдущего варианта. Следовательно, мнение научного и учительского сообщества вновь проигнорировано.

Архаичность и несвоевременность

Министерство просвещения Российской Федерации сообщило, что новые стандарты разработаны во исполнение поручения президента о модернизации образования.

Однако всякие существенные изменения должны базироваться на результатах исследований, а у педагогической общественности нет информации об анализе сильных и слабых сторон изучения литературы по действующему стандарту 2010 года. Нам известно о том, что такие исследования не проводились, а значит, смена вектора не имеет научного обоснования. Школьники ещё не проучились по стандарту 2010 года до выпуска из 11 класса, поэтому рано делать выводы о его эффективности или неэффективности.

Но ещё существеннее другое. Предлагаемая реформа стандарта нацелена не на модификацию и даже не на консервацию, а на обращение к архаичным формам и содержанию… Это откат на несколько шагов назад. Новый стандарт возвращает нас к преподаванию литературы как идеологического предмета, что не соответствует его сущности. Художественная литература не несёт точных знаний, она предполагает приобщение обучающегося к родной и мировой культуре и, таким образом, должна изучаться как предмет эстетического цикла. В новых вариантах стандарта обучение литературе понимается как репродуктивное освоение канонических интерпретаций жёсткого набора текстов и сводится к заучиванию суммы знаний вместо развития важных универсальных умений. (Правда, в самом последнем варианте стандарта снято большинство «идеологических подсказок», сопровождавших перечень произведений, но сущности это сокращение не затронуло). Такой подход плохо сочетается с новыми задачами, такими как обучение навыкам функционального чтения, «навыкам XXI века», в частности, критическому мышлению и креативности. Стандарт отстаёт от современности, пытается втиснуть в старые модели (обучение литературе как репродуктивное освоение канонических интерпретаций жёсткого набора текстов) новые задачи.

Стандарт не принимает во внимание работу школьника с текстом на уроках литературы, тогда как она направлена на формирование индивидуальной, личностно-ориентированной речи.

Поручение президента РФ о модернизации образования, обновлении стандартов не будет выполнено, если предлагаемый проект будет принят.

Жёсткое распределение произведений по годам – ненужная и опасная мера

Ненужная она потому, что содержание образования уже конкретизировано в Примерной основной образовательной программе: в неё включён список обязательных к изучению произведений и авторов, что и обеспечивает единство образовательного пространства. Привязка произведений к годам обучения без возможности перемещать их из класса в класс игнорирует принцип личностно-ориентированного обучения и индивидуального подхода в образовании, уничтожает вариативность методических подходов, ведущих к общей цели. Почему повесть Гоголя «Тарас Бульба» надо изучать именно в седьмом классе, а «Капитанскую дочку» Пушкина именно в восьмом (есть опыт, говорящий о возможности разных вариантов)? Почему изучение «Шинели» предполагается именно в 8-м классе (а не, к примеру, в седьмом, как сегодня во многих программах, и что, как показывает практика, вполне оправданно)? Почему повесть Л.Н.Толстого «Детство» необходимо изучать именно в 6 классе, а не, например, в 5-м или в 7-м? Отсутствие в стандарте конкретных ответов на эти вопросы наталкивает на одну мысль: включение произведений в стандарт продиктовано не методическими, не психологическими, не филологическими соображениями и даже не фактом включённости текста в национальный канон, а просто тем, что они есть в какой-то конкретной программе, и именно эту программу нужно сделать единственной для всех школ России.

Это, в свою очередь, создаёт риск монополизации рынка учебников (резко сузится количество существующих учебников, по сути, сведётся к единственному, написанному в логике предлагаемого проекта). Как следствие в России приостановится развитие методических школ, поиск новых подходов и приёмов, создание новых линеек учебников и программ, рассчитанных на школьников с особыми образовательными потребностями (одарённых и детей с ограниченными возможностями здоровья) – любые авторские подходы к содержанию образования по годам обучения окажутся невозможными. Многие новые учебные пособия, построенные на психолого-педагогических концепциях, научном подходе, подготовленные к изданию в последние годы, окажутся под запретом из-за того, что не уместятся в прокрустово ложе нового стандарта.

Изучение одних и тех же произведений в одно и то же время по всей стране – опасная утопия: учитель в таких условиях начнёт ориентироваться не на особенности и запросы детей и родителей, не на логику курса, вытекающие из особенностей класса, а на необходимость успеть «пройти» необходимые произведения. В результате начнётся гонка за программой, не позволяющая корректировать образовательный процесс, адаптировать его к конкретным учебным условиям, что неизбежно приведёт к потере качества обучения, к невозможности сформировать у школьников умения вдумчиво читать и анализировать прочитанное, работать самостоятельно, внимательно и ответственно.

Кроме того, привязка изучаемых текстов к конкретным классам не учитывает законы возрастной психологии: каждый ребёнок развивается индивидуально, поэтому у учителя должна быть возможность перестраивать логику изучения литературных произведений, перемещать их из класса в класс (например, из 5 класса в 6, из 7 в 8). Если же литература как школьный предмет не будет учитывать законы возрастной психологии, то она будет только отвращать детей от чтения, прежде всего от русской классики.

Предлагаемая логика выстраивания программы из класса в класс сомнительна и, возможно, даже случайна

При чтении стандарта возникает множество вопросов, связанных с выбором конкретных произведений, включенных в список обязательных для изучения текстов.

Начнем с произведений, безусловную художественную ценность которых никто не ставит под сомнение, – с русской классики XIX века. Ею перегружен список для 5-7 классов. Если литература как школьный предмет не будет учитывать законы возрастной психологии, то она только отвратит детей от чтения, прежде всего от русской классики. А дети 11-12 лет в массе своей, по их собственным признаниям, не находят ничего смешного в юмористических рассказах Чехова и сказках Салтыкова-Щедрина, не понимают, зачем им задают учить наизусть отрывок из поэмы Некрасова о русских женщинах, и т.д. Эти же произведения органично входят в историко-литературный курс 10-11 классов.

Вряд ли пробудит любовь к поэзии необходимость читать подряд недетские стихотворения о природе Тютчева, Фета, Блока (которые почему-то в приложении к программе названы стихотворениями «о родной природе, о связи поэта с Родиной»; пятиклассникам, например, предлагается разбираться в стихах раннего Блока: «Мне провидится и снится / Исполненье тайных дум. /В вас ли доброе таится, / Красный месяц, тихий шум?»

Почему повесть Гоголя «Тарас Бульба» надо изучать именно в седьмом классе, а «Капитанскую дочку» Пушкина именно в восьмом (есть опыт, говорящий о возможности разных вариантов)? Почему повесть Л.Н.Толстого «Детство» необходимо изучать именно в 6 классе, а не, например, в 5-м или в 7-м?

Еще больше вопросов возникает при знакомстве со списком литературы ХХ века. Почему необходимо обязательное изучение именно повести В. Катаева «Сын полка»? Есть очень много произведений для подростков и о подростках, посвящённых этому времени, написанных для современных детей, а потому гораздо более близких им (например, “Иван” В. Богомолова или вышедший недавно “Облачный полк” Э. Веркина). Почему обязательно изучение именно стихотворения К. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…», а не иного, более сильного, стихотворения о Великой Отечественной войне? Почему обязательно должна изучаться «Песнь о собаке» С. Есенина и почему именно в 6 классе, не раньше и не позже (заметим, что есть программы по литературному чтению для начальной школы, в которые включено это стихотворение Есенина)? Лирика как один из сложнейших для восприятия читателя-школьника родов должна быть представлена вариативно для каждой возрастной группы, а не жёстко регламентированным списком для конкретного класса. Почему «Судьба человека» Шолохова обязательно должна изучаться в 8 классе (а не, например, в 11-м, в контексте других произведений о войне)? Почему из множества рассказов русских писателей ХХ века о детях для обязательного изучения выбраны именно «Дядя Ермолай» Шукшина и «Васюткино озеро» Астафьева? (И это при том, что, по данным последней переписи, около 75 процентов населения живет в городах, а не в сельской местности). Зачем включать в обязательный список для 8 класса «произведения о Гражданской войне», если к этой теме школьники ещё не обращались на уроках истории?

Неясно и распределение по классам произведений зарубежной литературы, их выбор. Почему обязательны фрагменты из «Илиады» (!) в 6 классе? Чем обусловлен выбор «Мещанина во дворянстве», а не «Тартюфа» Мольера (почему бы не оставить учителю и школьникам право выбора одной из ряда комедий этого драматурга)?

Заметим, что в стандарт вообще не включены произведения о жизни современных подростков (а сегодня о детях и детстве выходит много интересных, талантливых книг, ориентированных на особенности восприятия нынешних школьников, на их проблемы). Не названы книги, которые бы были близки именно современному школьнику своей обращённостью к нему, мотивировали бы его на изучение литературы, на самостоятельное чтение и размышление над прочитанным.

Отсутствие в стандарте конкретных ответов на эти вопросы наталкивает на одну мысль: включение произведений в стандарт продиктовано не методическими, не психологическими, не филологическими соображениями и даже не фактом включённости текста в национальный канон, а просто тем, что они есть в какой-то конкретной программе, и именно эту программу нужно сделать единственной для всех школ России. В связи с этим не может не возникнуть мысли о коррупционной составляющей этой “реформы”.

Казалось бы, ничто не мешает учителям обращаться к этим произведениям, используя право на вариативную часть программы (это 30 процентов от объема основной образовательной программы), но на практике на это просто не остается времени. Количество часов, отведённых на предмет, никак не соотнесено с количеством текстов, которые должен прочитать школьник в течение учебного года.

Приложение к стандарту перегружено большим количеством произведений, каждое из которых следует изучать медленно, не торопясь. Но это окажется невозможным из-за ограниченного количества часов на предмет, никак не соотнесённых с количеством текстов, которые должен прочитать школьник в течение учебного года. Требование “медленного чтения”, подробного комментирования, общекультурного и лексического, не прихоть учителя, а необходимость, вызванная стремительным движением человечества, за короткий временной интервал изменившим до неузнаваемости жизненные реалии. Наши дети оказались объективно в сложной ситуации не по своей вине: они очень плохо знают реалии прошлых времён, лексика, бывшая общеупотребительной еще 50-30 лет назад, перешла в разряд устаревшей и т.п. Поэтому понимание классической литературы требует знакомства школьников с архаичной лексикой, с особенностями культуры прошлого, с нормами, определявшими человеческие отношения в XVIII-XX веках. Все это занимает с каждым годом всё больше времени. Составители стандарта не учитывают этих требований по причинам, никому, кроме них, не известным.

Противоречивость проекта; непродуманность формулировок, методические и речевые ошибки

Жёсткое фиксирование «предметного содержания» по годам обучения входит в противоречие с декларируемыми образовательными результатами.

Единое, обязательное, закреплённое по классам содержание образования никак не учитывает региональные, национальные и этнокультурные особенности народов РФ, хотя этот учёт обозначен в стандарте. Обязательное содержание задаёт жёсткую и, естественно, обязательную для всех иерархическую вертикальную модель проверки этого содержания с едиными требованиями для всех без учёта перечисленных особенностей.

В стандарте сказано, что содержание образования разрабатывается с опорой на современные психолого-педагогические концепции, строится на активной деятельности учащихся. Однако это заявление оказывается пустыми словами, поскольку не соотносится с предлагаемой структурой стандарта. Закрепление единиц содержания по классам вступает в неразрешимое противоречие с декларируемым системно-деятельностным подходом, предполагающим в образовательном результате не закрепление некоего жёсткого списка «твёрдых знаний», а формирование связанных с предметом компетенций. Например, либо мы учим читать и понимать художественные тексты в принципе, либо мы учим читать и понимать в заданном программой ключе только конкретные тексты. Например, в 5-м классе мы обязаны научить – обязательно и конкретно – читать и понимать «Кусаку» Л. Андреева, а не «Каштанку» А. П. Чехова, не «Недопёска» Ю.И. Коваля, ни какое-либо другое произведение. Аттестация в виде срезовых проверочных работ при таком подходе предполагает не проверку навыков и умений чтения и понимания текстов вообще, не читательскую компетенцию, а проверку знания содержания определённых программой обязательных текстов. В реалиях школы выстраивается жёсткая иерархия чтения, все оставшиеся за рамками программы произведения автоматически переводятся в ранг необязательных, начинают даже мешать обучать свободному чтению, самостоятельному и свободному выбору книг. «Готовность к саморазвитию» остаётся лишь декларацией: она не заложена в предлагаемую модель образовательного процесса. Закрепление по классам обязательного содержания образовательных программ и ориентированной на него аттестации сводит к нулю возможность для саморазвития, маневрирования и создания гибких индивидуальных и групповых траекторий образования.

Не может быть достигнут и личностный результат – «социальные компетенции: способность ставить цели и строить жизненные планы с учётом своих потребностей и интересов, а также социально значимых сфер деятельности в рамках социально-нормативного пространства», поскольку именно потребности и интересы учащихся содержанием образования учитываются меньше всего. При жёстко фиксированном большом объёме обязательного предметного содержания социальные компетенции не развиваются, а подавляются.

“Готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории» в этих условиях не формируется и превращается в фикцию. В чём может заключаться самостоятельное планирование учебной деятельности и построение индивидуальной образовательной траектории, если стандарт закрепляет единственно возможное и единое для всех планирование предметного содержания по классам, а внутри учебного года изучение содержания будет регулироваться срезовыми проверочными работами?

Неудовлетворительно сформулированы «Требования к результатам освоения программы» и «Предметные результаты освоения учебного предмета «Литература», распределённые по годам обучения». Многие формулировки умений, которыми должен овладеть школьник, просто повторяются из класса в класс, поэтому ни у учителя, ни у родителя, ни у школы нет никакой возможности понять, в чём конкретно заключается «прирост» в каждом классе, чему всё-таки должен научиться школьник за год. Вот пример: ученик научится   в 5 кл.  – определять и формулировать тему и основную мысль прочитанного произведения; определять выраженное в стихотворении настроение; в 6 кл. – определять и формулировать идею прочитанных произведений; характеризовать выраженное в стихотворении настроение.

Стандарт – документ, лежащий в основе регламентации образовательного процесса и создания оценивающих процедур и материалов, однако значительная часть требований стандарта – это, безусловно, благие пожелания, выполнение которых решительно невозможно проверить. К примеру, как можно проверить умения «эмоционально откликаться на прочитанное, делиться впечатлениями о произведении», «обогащать собственную речь в процессе чтения и обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы»?

Некоторые формулировки выглядят непродуманными, невнятными и даже неграмотными. Приведем несколько примеров:

  • «ученик научится читать фольклорные и художественные произведения из перечня». Эти слова повторяются из класса в класс, но совершенно непонятно, что за ними стоит. К 5 классу ученик уже умеет читать, почему же он должен научиться читать именно конкретные произведения? В этой же формулировке видится снижение задаваемого стандартом уровня планки читательской культуры и прямая ориентация на проверку – ВПР;
  • умение планировать свое досуговое чтение, формировать и обогащать собственный круг чтения (вести рабочие тетради, читательский дневник <…>)». Следует ли из этого, что читательский дневник становится обязательным? Такая излишняя регламентация и формализация личной деятельности, чтения и ведения дневника может сделать обязательное задание формальностью для детей, в отписку, отвратить школьников от предмета “Литература” в целом;
  • «овладение процедурами смыслового и эстетического анализа». Как предлагается их разделить? Возможно ли вообще подобное разделение?

В проекте стандарта много речевых ошибок и недочётов, назовём некоторые:

  • «освоение <…> главных героев»;
  • «осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка и литературы на основе изучения выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы; формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом; овладение коммуникативными умениями» (перепутаны субъекты и объекты действий в перечислительной конструкции с однородными членами);
  • «включать в рассуждение о произведении отзывы критиков и читателей-современников, творческий диалог художников» (невнятные синтаксические и грамматические связи);
  • «осознавать художественную картину жизни <…> в плане интеллектуального осмысления».
Юридическая уязвимость проекта

Проект противоречит Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», в котором обозначено, что рабочие программы создаются с опорой на Примерную основную образовательную программу (её принципам проект стандарта не соответствует – наоборот, игнорирует их), Концепции преподавания русского языка и литературы, принятой Правительством РФ                             09 апреля 2016 года (в Концепции сказано: «В федеральных государственных образовательных стандартах <…> необходимо <…> учитывать накопленный позитивный опыт составления нормативных и рекомендательных списков литературных произведений»; «Необходимо создание <…> учебников русского языка и литературы нового поколения, построенных на основе дифференциации и индивидуализации, ориентированных на оптимальное сочетание обязательного и вариативного компонентов образовательных программ»).

Подведем итоги.

Анализ проекта нового варианта ФГОС в части предмета “литература” вызвал следующие вопросы:

  • кажется абсолютно необоснованной сама внеплановая инициатива создания новых стандартов в то время, как старые не реализованы до конца и нет анализа результатов. Надо понимать, что любая реформа влечёт за собой огромные расходы из средств бюджета, а значит, из денег налогоплательщиков. Переход на новые ФГОС потребует и срочного внепланового переобучения всех преподавателей из средств местных бюджетов. Кроме того, частое реформирование процесса не может способствовать стабильности и развитию. Позволим пример: если больного часто оперировать, он умрёт от потери крови и истощения.
  • Новые ФГОС – серьёзный шаг назад, препятствующий модернизации образования.
  • Новые ФГОС вступают в противоречие с действующим законодательством.
  • Новые ФГОС не учитывают современных требований к образованию, психологии современного школьника.
  • ФГОС вступают в резкое противоречие с современной наукой о литературе,.
  • Новые ФГОС содержат речевые и грамматические ошибки.
  • ФГОС подверглись критике образовательного сообщества, но базовые концептуальные замечания не были учтены при переработке новой версии документа.
  • Упорное фиксирование даже незначительных элементов содержания, как, например, лирических стихотворений, по классам, вкусовщина и субъективность в подборе этих произведений, наводит на мысль не о стремлении к единому учебнику, а о стремлении всеми правдами и неправдами внедрить единственный уже готовый учебник, что противоречит антимонопольной политике государства и свидетельствует о коррупционной составляющей этой “реформы”.
  • Внедрение нового ФГОС является архаичной и коррупционной инициативой его составителей, а так как на основе стандартов образования строится вся система проверки учителя и ученика, то его внедрение окончательно лишит учителя возможности собственного творчества, отвратит школьников от чтения классической и современной литературы, разрушит традицию и будет препятствовать модернизации.

Источники:
Экспертное заключение Научно-методического совета Гильдии словесников
Разбор проекта от членов Координационного совета



Возврат к списку новостей

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке


Новости литературы


Конкурс «Лапа Азора» начал прием работ 20 Май 2019

Конкурс «Лапа Азора» начал прием работ

В конкурсе могут принять участие молодые авторы до 35 лет. Место жительства, известность, профессиональная подготовка, членство в творческих союзах значения не имеют.

читать далее...

Обращение гильдии «Мастера литературного перевода» к коллегам, издателям, книготорговцам, а также к г-ну Вадиму Климову, главному редактору журнала и издательства «Опустошитель» 20 Май 2019

Обращение гильдии «Мастера литературного перевода» к коллегам, издателям, книготорговцам, а также к г-ну Вадиму Климову, главному редактору журнала и издательства «Опустошитель»

Гильдия «Мастера литературного перевода» обратилась и к руководителям московских книжных магазинов «Фаланстер», «Ходасевич», «Гнозис», «Циолковский», «Москва», «Библио-Глобус», питерских «Все свободны», «Подписные издания», Свои книги», пермского «Пиотровского», тель-авивского «Бабеля» и некоторых других с вопросом, известно ли им, что они фактически торгуют краденым контрафактным товаром, и просят их изъять из продажи продукцию издательства «Опустошитель».

читать далее...

Акция! ЛИТ-РА ИНФО проводит акцию «Реклама по вашей цене» 17 Май 2019

Акция! ЛИТ-РА ИНФО проводит акцию «Реклама по вашей цене»

Вы назначаете свою цену на публикацию или баннер - мы публикуем. Всё просто ;)

читать далее...

Объявлен шорт-лист премии «Рукопись года — 2019» 16 Май 2019

Объявлен шорт-лист премии «Рукопись года — 2019»

«Рукопись года» (десятый сезон, 2018-2019) – первая премия, которая рассматривает не опубликованные произведения, а рукописи, причем только от начинающих, ранее не издававшихся, авторов. Премия учреждена издательством «Астрель-СПб» (ИГ ЭКСМО-АСТ). В список вошли 14 рукописей.

читать далее...

18 и 19 мая в Москве издательство МИФ устраивает Гаражную распродажу 16 Май 2019

18 и 19 мая в Москве издательство МИФ устраивает Гаражную распродажу

Мероприятие пройдет в пространстве «Ангар» на территории Хлебозавода (ул. Новодмитровская, 1). На распродаже будет представлено около 10 000 книг - все по максимально низкой цене — 300-500 руб. 

читать далее...

Объявлен короткий список премии «Лицей» 2019 года 16 Май 2019

Объявлен короткий список премии «Лицей» 2019 года

Шесть лауреатов премии будут названы в день рождения Александра Сергеевича Пушкина. Общий призовой фонд премии «Лицей» составит 4,8 миллиона рублей.

читать далее...

Роспечать: Вниманию заявителей - издателей произведений детско-юношеской литературы и периодики 16 Май 2019

Роспечать: Вниманию заявителей - издателей произведений детско-юношеской литературы и периодики

Обращение Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям к издателям книг для детей и юношества, детской периодики с предложением принять активное участие в программе государственной поддержки в области социально-значимой литературы и печатных СМИ.

читать далее...

 

Прямая речь

Гейл Форман, писательница:

Выбрать писательство как способ сводить концы с концами не самое мудрое решение, ведь в этом деле все зависит от таланта, удачи и трудолюбия. Источник

Сергей Оробий, критик, литературовед:

И вот читаешь современные книжки и понимаешь, что лимоновские котята расплодились в огромном количестве. Источник

Дина Рубина, писательница:

Я пишу более сорока лет, так что насчет влияния могу не беспокоиться. Пора уже и мне на кого-то влиять. Источник

Короткое чтиво на каждый день

«18 минут до сверхновой» Федора Яшина

Закулисное помещение.
Агент Звезды, закинув ногу на ногу, развалилась в углу дивана и что-то говорит про очередной успех Звезды. Сам Звезда медленно, с ленцой прохаживается из угла в угол. Налево-направо. От дивана к окну. И обратно. Несмотря на оптимистический и бодрый настрой Агента, сам Звезда выглядит несколько помятым и усталым. Этот концерт сильно...

Тургенев Иван «Враг и друг»

Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать… За ним по пятам мчалась погоня.
Он бежал изо всех сил… Преследователи начинали отставать.
Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая - но глубокая река… А он не умеет плавать!
С одного берега на другой перекинута тонкая, гнилая доска. Беглец...

Литература в картинках

Классика стремительно устаревает Посмотреть полный размер

Классика стремительно устаревает

Читайте современную литературу ;) Источник
Акция! Реклама по Вашей цене!

Любопытное из мира литературы

Семьдесят Шекспиров: Кто на самом деле написал произведения великого драматурга?

Семьдесят Шекспиров: Кто на самом деле написал произведения великого драматурга?

В апреле исполнилось 455 лет со дня рождения Уильяма Шекспира – главной звезды английской литературы. Многие, впрочем, верят, что актер по фамилии Шекспир не более чем маска. Кем же тогда были написаны гениальные пьесы и стихотворен...

У «Литературной России» появились вопросы к новой и туманной «Юности»

У «Литературной России» появились вопросы к новой и туманной «Юности»

Известный писатель и депутат Сергей Шаргунов стал редактором легендарной «Юности». После Валерия Дударева, который, судя по интервью Шаргунова «Комсомолке», продолжит деятельность в редакции «Юности» на каком-то другом посту. Мы зво...

«Большая книга». Длинный список. Маленький междусобойчик

«Большая книга». Длинный список. Маленький междусобойчик

Совет экспертов Национальной литературной премии «Большая книга» 25 апреля огласил «длинный список». В этом году в него попало 41 произведение. Как утверждают представители премии, её эксперты и некоторые СМИ – это некий «срез» совр...

Виктор Астафьев. Биография писателя: от составителя поездов до одного из первых авторов деревенской прозы

Виктор Астафьев. Биография писателя: от составителя поездов до одного из первых авторов деревенской прозы

Тяжелое детство, сиротский приют, война — на долю Виктора Астафьева выпало много испытаний. Свое первое произведение он написал в 27 лет, рассказ «Гражданский человек» стал первым в литературной карьере Астафьева. Он правдиво писал ...

Легенды и были Харуки Мураками

Легенды и были Харуки Мураками

Харуки Мураками, пожалуй, один из самых известных и популярных японских писателей в России. Его романы и сборники рассказов расходятся огромными тиражами, он интересен читателю, и в особенности молодой читательской аудитории.

Литература в цифрах

40 %

Доля россиян покупающих книги 1 раз в месяц. 66% покупают книги из-за "любви к чтению" Источник

1953 год

Год, когда в могиле Пушкина, вместо Пушкина были обнаружены два человеческих черепа и кости. Экспертиза показала, что кости принадлежат людям пожилого возраста» Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Лидия Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор интернет-журнала «МОЛОКО» и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат международных и всероссийских литературных премий.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Юлия Зайцева - продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Сергей Оробий - критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Сергей Морозов - литературный критик.

Мнения В. Румянцева

Валерий Румянцев

Лирические и юмористические стихи, басни, литературные пародии, сказки, статьи; реалистические, сатирические и фантастические рассказы Валерия Румянцева печатались в 180 изданиях РФ и за рубежом. Вышло 12 книг.

Записки старого ворчуна

Старик Лоринков

Ко всем текстам, представленным в данной колонке, приложил руку лично Старик Лоринков. Редакция допускает, что все изложенное в данной колонке, может быть литературным вымыслом. Но может и не быть.

Интервью

Литературные мероприятия

18 и 19 мая в Москве издательство МИФ устраивает Гаражную распродажу

Мероприятие пройдет в пространстве «Ангар» на территории Хлебозавода (ул. Новодмитровская, 1). На распродаже будет представлено...

15 мая в МДЦ «Артек» состоится всероссийский финал Международного конкурса юных чтецов «Живая классика»

Трансляция финала начнется в 20:00. Посмотреть его смогут все желающие.

Международный ежегодный фестиваль современной поэзии MyFest опубликовал афишу мероприятий

Утверждают, что в рамках фестиваля свободно «уживаются» те имена, которые, казалось бы, невозможно представить не т...

Встречи с писателями

14 мая. Дарья Донцова

Дарья Донцова представит новинку «Тайна бульдога Именалия» в детской серии книг «Сказки Прекрасной Долины».

24 апр. Михаил Елизаров

Михаил Елизаров расскажет о своей прозе и музыке, о том, как изменился «сюжет эпохи» и как живут люди, у которых остановилось врем...

Книжные новинки

Рецензии на книги

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Мобильная точка Библиотеки имени Н.А. Некрасова откроется в Павильоне МЦД в рамках «Библионочи»

Мобильная точка Библиотеки имени Н.А. Некрасова откроется в Павильоне МЦД в рамках «Библионочи»

Демонстрационный павильон Московских центральных диаметров (МЦД) в этом году присоединится к акции «Библионочь...

ИЗОТЕКСТ. IV Конференция исследователей рисованных историй

ИЗОТЕКСТ. IV Конференция исследователей рисованных историй

Российская научная конференция исследователей рисованных историй «Изотекст» пройдёт в РГБМ 13 апреля уже в чет...

РГБМ: 4 апр. Дискуссионный клуб молодых поэтов «Кашалот»

РГБМ: 4 апр. Дискуссионный клуб молодых поэтов «Кашалот»

В 2019 году в РГБМ стартовал новый проект, организованный совместно с Союзом литераторов России — дискуссионны...

Книжный фестиваль для подростков состоится в Москве

23, 24 и 30 марта в Библиотеке №180 и Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова в Москве пройдет книжный фестиваль для по...

Новости издательств

18 и 19 мая в Москве издательство МИФ устраивает Гаражную распродажу

18 и 19 мая в Москве издательство МИФ устраивает Гаражную распродажу

Мероприятие пройдет в пространстве «Ангар» на территории Хлебозавода (ул. Новодмитровская, 1). На...

Роспечать: Вниманию заявителей - издателей произведений детско-юношеской литературы и периодики

Роспечать: Вниманию заявителей - издателей произведений детско-юношеской литературы и периодики

Обращение Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям к издателям ...

Начат прием заявок на Одиннадцатую всероссийскую сходку клуба TERRA INCOGNITA

Начат прием заявок на Одиннадцатую всероссийскую сходку клуба TERRA INCOGNITA

Прием заявок продлится до 24 мая. Сходка состоится 16 июня. Организаторы сходки - издательство ...

13 мая. День открытых дверей школы «Хороший текст» на Rideró

13 мая. День открытых дверей школы «Хороший текст» на Rideró

Сообщается, что Ridero сотрудничает с лучшими русскоязычными литературными школами и в этот раз...

Видео

Новости книжных магазинов

ЛитРес: С 13 по 20 марта скидка 20% на книги акции «О чём пишут женщины»

ЛитРес: С 13 по 20 марта скидка 20% на книги акции «О чём пишут женщины»

Скидка 20% будет действовать на книги лучших российских писательниц по промокоду wmwritersweek20.

ЛитРес подвел итоги 2018 года: Рекордные продажи аудиокниг, стремительный рост приложений и самиздата

ЛитРес подвел итоги 2018 года: Рекордные продажи аудиокниг, стремительный рост приложений и самиздата

Выручка ГК за год выросла на 48% по сравнению с годом ранее, при этом доходы флагманского сервиса ЛитРес от продаж ...

Wildberries продал книг на миллиард

Wildberries продал книг на миллиард

Один из крупнейших российских онлайн-ритейлеров, Wildberries, ранее специализировавшийся на торговле одежды, за про...

Книжный магазин «Все свободны» ищет новое помещение

Книжный магазин «Все свободны» ищет новое помещение

Питерский магазин «Все свободны» работает на Мойке, 28 только до 15 февраля.

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Конец всех сказок» автор Lexеич

Деда разбудили странные звуки, доносившиеся откуда-то со двора. Кряхтя и морщась, он сполз с топчана, сунул ноги в галоши с обрезанными задниками и поковылял к выходу.

Скребущие звуки доносились из открытой двери амбара. Дед, пригнувшись, вошёл туда. Ему открылся вид на монументальный зад бабки, обтянутый застиранной ситцевой...

далее...

«Пальцы» автор Катран

У Вити Кныша околела бабка. Жила себе старушка, не бздела, а тут – чпок – и загнула когти: мочевой пузырь по шву лопнул. Бабка рассол от помидоров сильно уважала. Третьего дня банку трехлитровую в один ебальничег морщинистый скушала и поехала на картошку двести километров без остановок. Там, посреди ботвы и колорадских жуков, в ...

далее...

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял,...

далее...

Детская литература

15 мая в МДЦ «Артек» состоится всероссийский финал Международного конкурса юных чтецов «Живая классика»

15 мая в МДЦ «Артек» состоится всероссийский финал Международного конкурса юных чтецов «Живая классика»

Трансляция финала начнется в 20:00. Посмотреть его смогут все желающие.

Состоялся финал конкурса «Живая классика»

Состоялся финал конкурса «Живая классика»

7 апреля участники конкурса юных чтецов «Живая классика» соревновались за возможность отправиться в мае в знаменитый лагерь Артек. Из 15 выступающих, которые были отобраны на предварительно прошедших школьных и районных этапах конкурса, по...

ММКВЯ и Болонская ярмарка детской литературы планируют провести ярмарку детской литературы в Москве

ММКВЯ и Болонская ярмарка детской литературы планируют провести ярмарку детской литературы в Москве

Мероприятие намечено на сентябрь 2021 года. Утверждают, что это будет первая полноценная ярмарка детской литературы и это будет отдельная ярмарка, «не привязанная» по времени к «взрослой» ММКВЯ.

Программа Недели детской книги-2019 на 30 и 31 марта

Программа Недели детской книги-2019 на 30 и 31 марта

Всероссийская неделя детской книги в Российской государственной детской библиотеке - это более 80 презентаций книг и встреч с писателями, мастер-классов и лекций, театральных постановок и кинопоказов и бессчетное количество неожид...

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина