Интернет-ресурс Lit-ra.info продаётся. Подробности

Колонка Сергея Оробия

Сергей ОробийСергей Оробий родился и живёт в Благовещенске. Критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета.
Автор монографий:
- «"Бесконечный тупик" Дмитрия Галковского: структура, идеология, контекст» (2010),
- «"Вавилонская башня" Михаила Шишкина: опыт модернизации русской прозы» (2011),
- «Матрица современности: генезис русского романа 2000-х гг.» (2014).
Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Селфи лишнего человека

15 фев 2018

Не всё книжки читать – решил сходить в кино. С первого февраля везде на афишах слово «Селфи». Но гораздо раньше оно появилось на обложке романа.

И впрямь: коль скоро селфи – главная форма жизни для миллионов людей, рано или поздно писатели не могли его не присвоить. Лимонов назвал «Дед» (2014) «романом нашего времени», а Данилкин перекрестил в «селфи-роман». Сергей Минаев когда-то написал «повесть о ненастоящем человеке» (2006), а спустя девять лет придумал для книги «Дyxless 21 века» новый подзаголовок – «селфи».

Главный герой, модный писатель и телеведущий Владимир Богданов, живет насыщенной столичной жизнью и прекрасно себя чувствует – до тех пор, пока в размеренный ход событий не вторгается загадочный двойник, ворующий у Богданова ток-шоу, квартиру, девушку, аккаунт в фэйсбуке. Селфи-тень восстает против хозяина совершенно в дориан-греевском смысле.

Книга вышла три года назад, а теперь по роману сняли фильм, вытерпев половину которого, я вынужден изречь сакраментальное «Книга лучше!». Профессиональные кинокритики, впрочем, со мной солидарны. Антон Долин резюмирует: единственное, что спасает фильм – Хабенский. «Так вышло, что у одного из лучших русских актеров, как и у его героя в "Селфи", есть две ипостаси. В одной он – звезда, способная сыграть кого угодно… Во второй – "голос поколения"… Александр Гурьев ("В движении") и Антон Городецкий ("Ночной дозор", "Дневной дозор"), младший Лукашин ("Ирония судьбы: Продолжение") и Виктор Служкин ("Географ глобус пропил"), Артур ("Коллектор") и теперь Богданов – ведь это, по существу, вариации одного персонажа, угнетенного собственной слабостью и вынужденным цинизмом, лишнего человека поневоле».

Минаев не Лермонтов, но дух ищет где хочет. Ему, духу, не важно, что книга средняя, а фильм плохой. В книге была точная задумка, а в фильме – отличный актер. И вот «ненастоящий человек» на полном серьезе трансформировался в привычного по русской классике «лишнего человека», который теперь для всех – Хабенский, и не только в этой роли. Вспомним его Служкина из экранизации ивановского романа. Литература таки уступает важнейшему из искусств – зато отдает ему лучшие типажи и сюжеты.

Автор: Сергей Оробий


Возврат к списку