Интернет-ресурс Lit-ra.info продаётся. Подробности

Колонка Сергея Оробия

Сергей ОробийСергей Оробий родился и живёт в Благовещенске. Критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета.
Автор монографий:
- «"Бесконечный тупик" Дмитрия Галковского: структура, идеология, контекст» (2010),
- «"Вавилонская башня" Михаила Шишкина: опыт модернизации русской прозы» (2011),
- «Матрица современности: генезис русского романа 2000-х гг.» (2014).
Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Можно ли кусать Гитлера за нос?

26 апр 2018

27 апреля 1945 года офицер СС Максимилиан Ауэ укусил Гитлера за нос.

Сцена вымышлена, но правдива в высшем смысле. «Благоволительницы» – одна из немногих книг, которую в самом деле можно назвать романом XXI века. Большинство писателей пока остаётся по ту сторону, в системе координат прошлого столетия. Литтелл же поставил в своём романе новый антропологический эксперимент: Холокост описан глазами эсэсовца, злу предоставили право голоса, оно заговорило, оказалось очень умным, тонким, рефлексирующим и – разоблачило само себя. Так сказать, укусило само себя, как уроборос, – отсюда и сцена в гитлеровском бункере.

XX век оставил слишком много «проклятых вопросов» – для ответов требовался не просто исторический роман, а книга-ревизия. «Благоволительницы» же и вовсе оказались литературным «черным лебедем»: американец, имеющий еврейские корни, написал на французском языке от имени немецкого эсэсовца роман о холокосте на Украине.  Однако аналог обнаруживается и у нас – столь же «чернолебяжий» (вообще, феномен текстов, написанных на разных языках, но занимающих одинаковую литературную нишу – «Москва – Петушки» как советский «Улисс», «Прощание с Матерой» как наши «Сто лет одиночества» – заслуживает отдельного разговора). Бывший журналист «Огонька» затеял расследование нелепого преступления шестидесятилетней давности и вырастил из этого полуторатысячестраничный, даже после жесткой редакторской правки оставшийся циклопически огромным роман «Недолго осталось», переназванный «Каменный мост». Да, Александр Терехов – наш Джонатан Литтелл. Литтелл исследует природу фашизма и, шире, природу зла. Терехов исследует природу сталинизма и, шире, природу прошлого. Правда, у Литтелла XX век увиден изнутри, у Терехова же герой лишь желает туда проникнуть, как в параллельное пространство, – и вязнет, как в болоте.

Европейская и русская матрицы истории различаются принципиально. Это ведь Терехов стал сценаристом той самой «Матильды», споры о которой доказали: у них там, может, и кусают Гитлера за нос, но у нас вопрос с историей еще не закрыт.

Автор: Сергей Оробий


Возврат к списку