Интернет-ресурс Lit-ra.info продаётся. Подробности

Колонка Сергея Оробия

Сергей ОробийСергей Оробий родился и живёт в Благовещенске. Критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета.
Автор монографий:
- «"Бесконечный тупик" Дмитрия Галковского: структура, идеология, контекст» (2010),
- «"Вавилонская башня" Михаила Шишкина: опыт модернизации русской прозы» (2011),
- «Матрица современности: генезис русского романа 2000-х гг.» (2014).
Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Хармс как звук

13 апр 2018

Вышел новый альбом Леонида Федорова «Постоянство веселья и грязи». Он сделан на тексты Даниила Хармса, и мы притворимся, что это повод для литературной колонки, хотя любой поклонник «АукцЫона» поймет уловку: нет музыканта менее «литературного», чем Федоров.

Итак, 14 композиций, среди которых есть потенциальные шедевры («Гвидон»), есть потусторонний вокал («Овца»), есть просто сгустки мрака («Пиф-паф»). Быстро нащупывается общий знаменатель: Хармс – мрачный поэт, это свойство накладывается на дисгармоничную фёдоровскую поэтику и усиливается крутоголовскими басами.

Особенно же сильное впечатление альбом произведет на тех, кто привык общаться с миром исключительно вербальным образом, буквами. Вроде меня. «Постоянство» есть очередное переосмысление связей между звуком и значением, еще одна федоровская акустическая революция. Автор подчёркивает: «Здесь важно, что музыка писалась на тексты»; обычно наоборот – говоря по-пастернаковски, у Федорова во главе угла «ритм, который девять месяцев носит слово».

Тут-то и кроется самое важное. Буквы младше слов, а слова младше звуков. Чем дальше от родного словаря, тем точнее. И потому абсурдистские тексты (кроме Хармса были еще Введенский с Вагиновым) или тексты глубоко архаичные, как «Слово о полку Игореве» («Мотыльки», 2014) и библейские псалмы («Псалмы», 2016) в исполнении Федорова перестают быть абсурдистскими и архаичными – открывается новый канал коммуникации. Это сумерки речи, где многое ясно, как днём.

Автор: Сергей Оробий


Возврат к списку