Интернет-ресурс Lit-ra.info продаётся. Подробности
Интервью

Юрий Козлов, главный редактор «Роман-газеты»: «Писать правду, какой бы грустной она ни была…»

Юрий Козлов, главный редактор «Роман-газеты»: «Писать правду, какой бы грустной она ни была…» 20.04.2018

«Роман-газета» – издание с весьма солидной историей. В советские времена редко в какой домашней библиотеке не стояли бы на полках номера этого журнала. Его читали и горячо обсуждали, переплетали в тома. Да и сегодня он один из главных законодателей в мире русской литературы.

– Как и когда возник ваш журнал? Кто стоял у его истоков?

– Журнал «Роман-газета» был основан Максимом Горьким в 1927 году, а у истоков его стоял вождь мирового пролетариата и первый руководитель советского государства В.И. Ленин. Задачу нового издания Ленин видел в приобщении народа к культуре через знакомство с новинками современной русской, советской и мировой литературы. Ленин полагал, что стране нужна «дешёвая книга для народа». Именно такой книгой и стала «Роман-газета» – журнал, где на газетной бумаге печатались лучшие произведения советских и зарубежных писателей. Стоил журнал копейки и был доступен практически для всех, кто хотел его читать.

– Писатели, публицисты сделавшие имя журналу?

– Этот список бесконечен. Нет сколько-нибудь известного советского, а сейчас и российского писателя, произведения которого не публиковались бы на страницах «Роман-газеты». Горький, Шолохов, Леонов, Катаев, Эренбург, Бондарев, Распутин, Белов, Астафьев, Носов, Трифонов, Проханов, Солженицын, Поляков, Личутин. И это всего лишь «верхушка айсберга», а внизу – сотни, если не тысячи авторов, оставивших след в литературе.

– Какова художественная и политическая идеология журнала? Чем ваш журнал отличается от множества других?

– Наш журнал выходит два раза в месяц. Помимо «взрослой», раз в месяц выходит «Детская «Роман-газета». Главный принцип отбора произведений – талант автора и серьёзность поставленных им в своём произведении вопросов. Предпочтение отдаётся писателям, опирающимся в своём творчестве на национальные традиции русской литературы, исповедующим вечно живые идеалы русского народа: социальную справедливость, «милость к падшим», любовь к Отечеству. Хочу заметить, что подавляющее большинство авторов журнала – писатели из провинции. Для многих из них, особенно для молодых, «Роман-газета» – возможность выхода к всероссийскому читателю.

– Творческое кредо главного редактора?

– Писать правду, какой бы грустной она ни была, но в то же время верить в то, что у России «всё впереди». Этот же принцип  распространяется и на произведения, публикуемые в журнале.

– Главные проблемы русской публицистики и литературы сегодня?

– «Рыночное» отношение к культуре и литературе со стороны государства. Талантливые авторы не могут пробиться к массовому читателю. Те же, кто объявляется коммерческими издательствами-монополистами – АСТ и Эксмо – «лидерами продаж», уродуют вкус читателя, опускают его на «дно» низких и пошлых истин.

– Три лучших (на ваш взгляд) прозаика, поэта, публициста, напечатавшихся в вашем журнале в последнее время?

– В прошлом году мы выпустили не переиздававшийся почти полвека роман Всеволода Кочетова «Чего же ты хочешь?», где он предсказал крах СССР. Это прекрасная публицистика, получившая, если судить по откликам читателей, «второе дыхание» уже в наше  посткоммунистическое время. Сейчас мы готовим к публикации новые романы Владимира Личутина «Бог придёт к тебе Сам» и Александра Проханова «Востоковед». Это очень интересные, а главное,  пророческие произведения.

– По каким признакам отдается предпочтение авторам, публикуемым у вас?

– Качество, актуальность, традиция, адекватность стоящим перед страной  духовным и нравственным проблемам.

– В каких регионах России читатели знают ваш журнал?

– Практически во всех. Основной наш подписчик – библиотеки, а они пока есть во всех российских регионах. Выписывают «Роман-газету» и ВУЗы,  где есть кафедры современной российской литературы. Есть и подписчики, которые выписывают журнал на почте, но они часто жалуются, что в отделениях связи, особенно в сельской местности, подписку оформляют неохотно. «Почта России» значительно сократила количество почтальонов.

– Источники финансирования (степень экономической самостоятельности)?

– В основном, подписка и скудные дотации, выделяемые государством на «Детскую «Роман-газету».

– Каково отношение к журналу (и к авторам и публицистике-литературе вообще) властей? Оказывается ли какая-то поддержка?

– Полнейшее равнодушие со стороны власти. Правда, наш журнал взаимодействует с политической партией «Справедливая Россия». В

прошлом году мы совместно учредили литературную премию для молодых писателей под девизом «В поисках правды и справедливости». Со стороны этой партии нам оказывается определённая поддержка, но после последних выборов в Государственную Думу партия переживает большие финансовые и организационные трудности.

– Только ли финансовые проблемы мешают «журнальной литературе», проблемы подписки и распространения? Ощущается ли падение интереса чтению? Или наоборот – есть ощущение возрождения интереса к чтению?

– К сожалению, в стране продолжается падение уровня образования и общей культуры народа. К этому можно добавить и такую неприятную вещь, как обнищание подавляющего большинства населения. Людям сейчас не до книг. Институт подписки – это уже «уходящая натура». Молодёжь не знает, что это такое. Зачем, когда есть Интернет? Так что прогноз на будущее для «толстых» журналов, увы, неблагоприятный. Без государственной поддержки им не выжить, не продержаться до времени, когда у народа возродится интерес к чтению.

– Есть ли у журнала интернет-версия; если есть, каково процентное соотношение читателей – какую версию (бумажную или электронную) читает большее количество читателей?

– Есть, но ограниченная. Развивать её мешают сложности в толковании авторских прав и неопределённость существующего законодательства, регулирующего электронные публикации.

– Что, на ваш взгляд, может вернуть (и может ли) всенародный интерес к журналам? Что в этом плане могла бы сделать центральная власть? Каким вам видится будущее «бумажных» журналов?

– Я неоднократно писал об этом, выступал на различных совещаниях. Готов повторить. По общему мнению главных редакторов «толстых» журналов ситуацию можно исправить с помощью централизованной подписки крупных библиотек и образовательных – где имеются кафедры русского языка и литературы – учреждений на целевой «пакет» ведущих литературных изданий страны.

В этот «пакет» на первых порах следует включить самые известные, имеющие более чем полувековую историю и большие заслуги перед страной, периодические издания, такие как: «Новый мир», «Наш современник», «Роман-газета», «Москва», «Знамя», «Октябрь», «Юность», «Нева», «Звезда», «Сибирские огни», «Волга», а также еженедельники «Литературная газета» и «Литературная Россия»). Но сделать это не так-то просто. Почему? Дело в том, что библиотеки находятся в ведении Министерства культуры; институты и университеты – Минобр-науки; непосредственно же журналы, как средства массовой информации, в ведении Агентства по печати и массовым коммуникациям. Три ведомства не могут принять согласованное решение без конкретного указания «сверху».

Для решения этой проблемы необходимо предпринять несколько последовательных действий.

Во-первых, придать «толстым»  журналам, имеющим долгую и славную историю и внёсшим большой вклад в культуру страны, особый государственный статус. Во-вторых, сформировать «пакет» из непосредственно участвующих в живом литературном процессе изданий; В-третьих, дать указание контролирующему и выделяющему библиотекам средства на приобретение печатной продукции департаменту Министерства культуры обеспечить подписку на вышеуказанный «пакет» для пяти тысяч (всего их сейчас в России осталось менее сорока тысяч) ведущих библиотек и (по согласованию с Минобрнауки) для учебных заведений, где есть кафедры русского языка и литературы.

Расчёты подтверждают, что гарантированная (пять-шесть тысяч экземпляров) подписка даёт возможность журналам существовать относительно безбедно и даже выплачивать авторам  небольшие гонорары.

Такое решение не требует дополнительного выделения бюджетных средств, а требует всего лишь их перераспределения – с низкопробных «неликвидов», которые едва ли не насильно «впариваются» сегодня библиотекам формирующими их фонды организациями – на периодические издания, поддерживающие и развивающие литературный процесс, то есть профессионально работающие с современными авторами. Через несколько лет библиотекам и учебным заведениям можно будет предоставить право выбирать литературные издания (в пределах цены «пакета») по их собственным заявкам. Это позволит, с одной стороны, отсеивать «слабые» издания и выбирать те, которые интереснее. С другой – будет способствовать здоровой конкуренции между литературными журналами за право войти в государственный «пакет».

– Вопрос, который не задан, но на который хотелось бы ответить.

– О молодых писателях, которые уже сегодня начинают определять лицо современной российской литературы. Это Андрей Антипин из Сибири, Платон Беседин из Севастополя, Андрей Тимофеев, Сергей Шаргунов, Елена Тулушева, Анастасия Чернова и другие талантливые авторы. Почти все они – авторы «Роман-газеты».

Источник: roman-gazeta-1927.ru



Комментировать

Возврат к списку