комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Вадим Левенталь: "Наш литературный процесс напоминает пресный супчик в городской больничке. Невкусно, пресно, без перца и без соли"

Вадим Левенталь: "Наш литературный процесс напоминает пресный супчик в городской больничке. Невкусно, пресно, без перца и без соли" 13.03.2019

Писатель и редактор о том, зачем нужны новые книжные серии, чем плохи книги Яхиной и Водолазкина и о процессе разрушения исторического сознания.

21 февраля в клубе Gazgolder шумно, многолюдно и в полумраке проставлялся издатель, критик и писатель из Петербурга Вадим Левенталь. Собравшиеся на вечеринке деятели литературы из разных политических кланов вели себя по-разному. Одни Левенталем восхищались и шептали, что Вадим - чуть ли не единственный писатель, гордо несущий звание не либерала и способный сказать в лицо неприятную правду про наш литпроцесс. Другие ворчали, что Левенталь - питерский сноб, считающий себя лучше других. Третьи помалкивали и не понимали, к какому клану примкнуть. Но и ругающие, и хвалящие, и молчащие не только за обе щеки уписывали вкусное угощение, но и расхватали по сумкам книги в мягком переплете, щедро выложенные в зале.

Вадим зазывал гостей не просто так. Он отмечал год своего нового детища - серии "Книжная полка Вадима Левенталя". Хулиганские книжки, выпускаемые издательством «Флюид ФриФлай» стали самым громким литературным проектом ушедшего года. О "Полке" говорят, "Полке" завидуют, "Полку" ругают.

- Вадим, мы не только тебя чествуем, но и авторов твоей книжной серии «Книжная полка Вадима Левенталя». Что это за серия такая. Правду ли говорят, что в ней печатают только тех, кого отвергли другие издательства?

- Ничего подобного. Рукописи приходят из разных источников. «Книжная полка» выходит в московском издательстве «Флюид FreeFly»: а я ищу и издаю книги, которые непременно взбесят публику, и очень горжусь своей работой. Да, мне кажется, что хорошая книга не может быть теплохладной, написанной с позиции «как бы чего не вышло» и «что скажет Марья Алексеевна». Как мы знаем, абсолютное большинство книг, оставшихся в истории литературы, - бесили современников, иногда вплоть до гонений и репрессий.

- Какие авторы бесят больше всего?

- Чудовищно бесит Упырь Лихой. У него вышли две книги: «Толерантные рассказы про людей и собак» и «Славянские отаку» - это про любителей японских комиксов и мультиков. Упырь - автор, пишущий о самых болевых точках общественных дискуссий: феминизм, украинский вопрос, проблемы сексуальных меньшинств – ни одной не пропускает. Но при этом пишет настолько смешно, высмеивая железобетонные позиции радикалов, что нормальный человек не может читать эту книжку без гомерического хохота. Хотя радикалы со всех сторон бесятся.

- Да, Упырь недавно опубликовал у нас колонку про Японию и очень взбесил читателей. А что еще?

- Кроме Упыря, очень взбесил приличную публику роман Эльдара Саттарова«Чао, Вьетнам». Сущностная претензия к роману идеологическая: как это герой убежденный коммунист и при этом не урод, а нормальный человек? — но так сказать неприлично, так что вместо критики говорят: «ну, там все написано плохим языком». А на самом деле форма романа абсолютно соответствует содержанию. Это история от первого лица, рассказанная вьетнамским коммунистом. Он пишет шершавым языком плаката, как он воевал, как партизанил и все такое. По идеологическим соображениям критики не готовы принять содержание и поэтому придираются к языку. Зато какой-нибудь Однобибл, по их мнению, написан хорошо (хмыкает).

- Хорошо, а как может взбесить книга «Родина Слоников» еще одного автора «Комсомолки» Дениса Горелова?

- Надо понимать, что Горелов - известный кинокритик. Когда мы познакомились с Гореловым, я спросил: а где можно почитать твои работы все вместе, чтобы не искать по разным изданиям? То есть, я-то был уверен, что книга уже существует. А он неожиданно ответил, что нигде, и ни одному издателю ни разу не пришло в голову предложить Денису контракт. Думаю, «Родина слоников», написанная разудало, разнузданно, с уникальной авторской орфографией, на которой настаивает автор, с неконвенциональным взглядом на советскую эпоху - очень взбесит какую-нибудь благообразную читательницу Улицкой или там Быкова. Конечно, взбесит. И хорошо. Надо покидать камней в болото.

- Зачем нужны книжные авторские серии наше время?

- Ну ведь любая редакция современной литературы - так или иначе авторская, декларируется это прямо или нет. Издательство «Лимбус Пресс» носит лицо Павла Крусанова, которого я очень люблю. «Первая редакция» «Эксмо» - лицо Юлии Селивановой, «Редакция Елены Шубиной» - понятное дело, носит лицо Шубиной. Другое дело что самих таких редакций осталось очень мало. «Лимбус» еле сводит концы с концами. «Амфора» прекратила существование. «Азбука» не выпускает современную русскую литературу. Пару лет назад «Альпина» хорошо выступила, издав пять или шесть отличных книг, тех же Елену Долгопят и Анну Козлову, но на этом эксперимент с современной литературой у них закончился. На мой взгляд, ситуация ненормальная. Должны цвести все цветы, а у нас пока цветет один-единственный — редакция Шубиной.

- Ну если она со всем справляется, то и нормально.

- Нет, не нормально! Во-первых, надо подумать: а как часто в «Редакции Шубиной» выходят книги дебютантов? Это случается крайне редко. В прошлом году таких книг было две: Григорий Служитель с романом «Дни Савелия» и Евгения Некрасова с «Калечиной-Малечиной». Получается, что у писателей-дебютантов практически нет пространства для маневра. Во-вторых, существует определенная эстетическая составляющая. Шубинская редакция консервативна, там не может появиться тот же Упырь Лихой или, явись он сегодня, новый Масодов. Если таких авторских редакций стало бы хотя бы десяток, тогда между ними возникло бы электрическое поле, напряжение, закипел бы литературный процесс.

- А сейчас что, нет процесса?

- Сейчас наш литературный процесс напоминает пресный супчик в городской больничке. Невкусно, нет ни соли, ни перца. А хочется и поострее, и посолонее! Мне, как я уже сказал, импонируют книги рискованные, смелые, не вписывающиеся в представления о приличиях и конвенциях. Новые книги Водолазкина мне кажутся вымученными. Захар Прилепин - мой товарищ, я его люблю, но его творческий метод кажется мне слишком уж традиционным. Мне не хватает поиска новых стратегий письма, пора принимать на вооружение литературную технику 21-го века.

- Но есть же Яхина, которая, кажется, понравилась абсолютно всем…

- Ну что ты, Яхина - это просто чудовищная графомания. Единственный по поводу нее вопрос, который меня очень занимает: почему эта графомания стала так популярна. Ну то есть именно эта, а не какая-то другая. В принципе, графомании ведь очень много, каждый редактор тебе расскажет, что каждый день на почту приходит 25 романов, 25 из которых - полная графомания. Часто эта графомания даже идет в печать, но, как правило, книги остаются лежать на складах. А вот случай Яхиной - особенный. «Дети мои» - ее последняя книга - продана тиражом сто тридцать, что ли, тысяч экземпляров.

- При этом, книга еще хуже, чем первая…

Да, если можно сравнивать, что хуже, что лучше, потому что и то, и другое - чудовищная графомания. Важный вопрос - а почему именно эта книга получила такие продажи? Это же не может быть случайным?

- Может, дело в чрезмерном заигрывании с национальными писателями? Критик Александр Кузьменков, подводя шутливые итоги 2018 года высказался по этому поводу так: «Г-н президент, произведите меня по вашему выбору в абазины, аварцы, адыгейцы балкарцы – и далее по алфавиту. Ибо в нашем отечестве принадлежность к титульной нации для литератора – обстоятельство явно отягчающее»…

- У нас за национальное отвечает Алиса Ганиева, которая и красавица, и умница, и писать совершенно не умеет… Но Ганиева тоже не продается тиражом сто тридцать тысяч экземпляров. Поэтому я думаю, дело тут в другом и, кажется, нащупываю ответ. Он как-то связан с процессом исчезновения исторического сознания. То есть историю перестают понимать как последовательно детерминированный процесс. И это разрушение происходит, в том числе, целенаправленно.

- Поясни, что ты имеешь в виду.

- Смотри, под историческим сознанием мы понимаем особое восприятие истории как процесса, в котором каждое событие обусловлено предыдущими событиями. В зачаточной форме историческое сознание появилось еще в Древней Греции, было развито Гегелем, окончательно оформлено Марксом и стало великим приобретением человечества, вроде колеса или письменности. Противоположность исторического сознания - это мифологическое, циклическое сознание, где нет никакого времени, а есть некий цикл, в котором, как в смене времен года, все возвращается на круги своя и не нуждается ни в какой истории. Как говорит Водолазкин в своем каждом интервью: времени нет. Если у вас возник вопрос, почему что-то произошло, объяснение одно: это господня воля. Главная тема нового романа Яхиной «Дети мои» вроде бы коллективизация, но в мире романа коллективизация не нуждается в объяснении. Просто герой романа пишет сказочки, публикует их в местной газете, и в мире все происходит так, как он написал в своих сказочках. Ни автор, ни текст не задумываются о том, почему произошла коллективизация, какие причины ее вызвали, какой исторический смысл она несла. Никакой логики, никаких причин. Ничего не было до и не будет после, все вернется на круги своя. Просто страшная катастрофа, произошедшая в Советском Союзе из-за необъяснимого зверства коммунистов. Как известно, в других странах никаких катастроф не бывает, да и кроме коммунистов никто никаких зверств не творил. Все это существенная часть идеологии господствующего класса, вот в чем дело – именно поэтому с историческим сознанием ведут борьбу, а пропаганда псевдоциклического времени получает всемерную поддержку.

- Завидую, как тебе удается про всех говорить такое и ни с кем не ссориться.

- Нет, с кем-то я поссорился все же… Одно могу сказать: лучше сразу говорить то, что думаешь. В противном случае, даже если в краткосрочной перспективе вранье позволит сохранить с кем-то отношения, то в долгосрочной - ударит по тебе хвостом.

- Ты же начинал учиться на актера. Актерское образование помогает в литературе?

- Я был бы другим человеком, если бы не пожил немножко в театре. Работа артиста по системе Станиславского имеет много общего с работой писателя, и мне до сих пор кажется, что лучший учебник писательского мастерства - это «Работа актера над собой». Писатель сочиняет людей, выдумывает обстоятельства (это у Станиславского называется «предлагаемые обстоятельства»). Писатель предполагает, как герой должен действовать в тех или иных ситуациях (это у Станиславского называется «волшебное если бы»). Разница между актером и писателем в том, что актер должен перестать рефлексировать, а писатель должен рефлексировать всегда.

- Ты сказал как-то, что писатель обкрадывает реальность вокруг себя. Ты в настоящее время крадешь?

- Да, я открыл большой склад и с черного входа выношу оттуда целыми контейнерами, вагонами… Уже довольно много соорудил, осталось чуть-чуть. Это будет роман. Не знаю, когда ждать, боюсь говорить, но осталось немного. Пока мешает гора разной работы, на которую отвлекаешься.

- Есть прием, как приманить музу?

- Лучший способ - не сидеть. Известно, что Гоголь никогда не писал сидя, он только подбегал к конторке, записывал, а дальше бегал по комнате и вслух прорабатывал фразу. Набоков всегда писал стоя. Маяковский прыгал по пляжу, сочиняя «Облако в штанах». Так что ходьба пешком – вот рецепт.

- Какие твои любимые творческие маршруты?

- Москва не мой родной город, поэтому про московские маршруты ничего не могу сказать. А в Питере мое любимое место - Каменноостровский проспект, самая красивая улица, которую незаслуженно забывают. Виктор Некрасов, написавший «В окопах Сталинграда», по образованию архитектор, очень хорошо разбирался в архитектуре, тоже считал, что это самая красивая улица. Выставка достижений европейского модерна.

- Назови, пожалуйста, несколько книг, которые надо почитать.

- Рекомендую роман Олега Зоберна «Автобиография Иисуса Христа». Спорная и провокационная книжка, но здорово исполненная и с важным метафизическим зерном внутри. Рекомендую Упыря Лихого. Про него мало говорят, боясь разговора о тех вещах, о которых он пишет. Но, поверьте, это самое смешное, что вы читали по-русски за последние 25 лет. Отличный роман Тимофея Хмелева «Кикер», тоже вышедший в моей серии, - вот уж действительно хорошо написанный роман о том, как сегодня чувствует себя городской человек в глобальной городской среде. Замечательный роман Александра Етоева «Я буду всегда с тобой», небольшой, изящный, сказочный, трогательный. В прошлом году мы потеряли нашего писателя Владимира Шарова, и я рекомендую прочесть его «Репетиции». Из всех романов Шарова - это лучшая его вещь, а может быть и вообще одна из вершин русской литературы последних тридцати лет. Ну и бонусом — рекомендую Егора Дриянского. Жил в 19 веке такой интересный автор. Все помнят «Записки охотника», но на самом деле именно «Записки мелкотравчатого» Дриянского – лучшая русская книга об охоте.

Источник: KP.RU


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Сергей Степашин, Президент Российского книжного союза:

Ежегодно убеждаюсь в том, что его формируют люди не читающие, а считающие. Но всё же НДС с книг нужно снять, хотя бы с детской, общеобразовательной литературы. Источник

Борис Кузнецов, директор издательства «РОСМЭН»:

За прошедшие десять лет ситуация кардинально изменилась. Сейчас у нас есть отечественные бестселлеры. Есть книги, суммарные тиражи которых перевалили за сотни тысяч Источник

Короткое чтиво на каждый день

«Дорога в ад, или Путешествие из Хабаровска в Биробиджан» Сергей Скляров

В летнюю субботу на Хабаровском автовокзале не протолкнуться. От касс, словно змеи, тянутся и извиваются очереди желающих уехать подальше от этого места, кто-то от жары, кто-то от дождей, от бешенных цен, от жены, от бандитов, от кредитов, от себя, от этих чертовых очередей. Вот и мне нужен билет до Биробиджана на 303-й автобус.

Народ Россеяныч Терпеливый: «Триумф на выдаче»

Победитель литературной премии «Инородная власть» посвященной увеличению пенсионного возраста и налогового бремени.
Двое мужчин лет за пятьдесят, ухоженных, в дорогих костюмах, ехали в этом лимузине. Один уже начинал лысеть другой еще нет. Оба были слегка на веселе. Что-то у них получилось, кого-то они объегорили, кого-то обманули. Впрочем, сами они относились...

Литература в картинках

Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Быть ближе к читателю

Быть ближе к читателю

Онлайн-самиздат становится эффективным инструментом сближения писателя и читателя. Что движет современными авторами самопубликаций? Какие новые сервисы предлагают российские площадки? Можно ли заработать, будучи автором самиздата? Какую роль сел...

Как китайские писатели перепридумывают научную фантастику

Как китайские писатели перепридумывают научную фантастику

Перевод материала о том, как зародилась и развивалась фантастика Поднебесной и как она влияет на современный Китай.

Петрушка против диктатуры. Опередившая время советская детская литература 1960-х

Петрушка против диктатуры. Опередившая время советская детская литература 1960-х

Антиутопия, квир-романтика и гендерно нейтральный язык: специально для «Горького» Мария Елифёрова рассказывает про три забытых произведения советской детской литературы 1960-х, которые выглядят как современные.

Планета Айтматова: властитель простора

Планета Айтматова: властитель простора

Чингиз, в переводе, что с тюркского, что с казахского – «властитель». Впрочем, при имени Чингиза (а если произносить правильно, по-киргизски, то Чынгыза) Айтматова возникает прежде всего образ простора – бескрайнего пространства во всех его смыс...

Лингвист Леонид Иомдин: Микросинтаксис русского языка

Лингвист Леонид Иомдин: Микросинтаксис русского языка

Есть такое словечко — «все равно». Это не словечко, а пара слов. И вот оказывается, что этих «все равно» несколько и они по-русски очень разные. Давайте посмотрим на первое из них. Например: «Я все равно сижу дома, могу последить за ребенком». Э...

Литература в цифрах

1,3 млн

Общий тираж книг Дарьи Донцовой в 2017 году, в 2018 году - 1 млн. Источник

1915 год

Год, когда Владимир Маяковский вошел в семью Бриков. Источник

50 - 70 рублей

Цена брудершафта с Венедиктом Ерофеевым. Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Лидия Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор интернет-журнала «МОЛОКО» и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат международных и всероссийских литературных премий.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Юлия Зайцева - продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Сергей Оробий - критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Сергей Морозов - литературный критик.

Мнения В. Румянцева

Валерий Румянцев

Лирические и юмористические стихи, басни, литературные пародии, сказки, статьи; реалистические, сатирические и фантастические рассказы Валерия Румянцева печатались в 180 изданиях РФ и за рубежом. Вышло 12 книг.

Записки старого ворчуна

Старик Лоринков

Ко всем текстам, представленным в данной колонке, приложил руку лично Старик Лоринков. Редакция допускает, что все изложенное в данной колонке, может быть литературным вымыслом. Но может и не быть.

Интервью

Литературные мероприятия

Конференция: «Книжная отрасль России: движение навстречу читателю»

Цель конференции: дать оценку текущему состоянию российского книжного рынка, уровню отраслевой бизнес-активности и ...

Книжный фестиваль для подростков состоится в Москве

23, 24 и 30 марта в Библиотеке №180 и Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова в Москве пройдет книжный фестиваль для подростков «...

22 марта. Молодёжный поэтический слэм РГБМ: турнир регионов

Первый межрегиональный турнир Молодёжного литературного слэма РГБМ пройдет в рамках Всемирного дня поэзии ЮНЕСКО. В...

Встречи с писателями

20 марта. Михаил Веллер

Встреча с писателем Михаилом Веллером пройдет в рамках проекта «АРТ-Резиденция».

С 18 по 22 февр. Алексей Сальников

Алексей Сальников автор бестселлера «Петровы в гриппе и вокруг него» приедет в Москву и проведет встречи с читателями.

Книжные новинки

Рецензии на книги

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Книжный фестиваль для подростков состоится в Москве

23, 24 и 30 марта в Библиотеке №180 и Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова в Москве пройдет книжный фестиваль для по...

20 марта. Михаил Веллер

20 марта. Михаил Веллер

Встреча с писателем Михаилом Веллером пройдет в рамках проекта «АРТ-Резиденция».

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Конкурс приурочен к 220-летию со дня рождения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и призван сплотить ...

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Новости издательств

Издательство ЛИТФАКТ выпустило книгу «Литература и революция»

Издательство ЛИТФАКТ выпустило книгу «Литература и революция»

«Литература и революция. Век двадцатый» - это четвёртый выпуск научно-исследовательской серии «Литература. Век двадцатый». Централ...

«Общество распространения полезных книг» подготовило репринт книги Уильяма Мак-Говерна о его тайном путешествии в Тибет

«Общество распространения полезных книг» подготовило репринт книги Уильяма Мак-Говерна о его тайном путешествии в Тибет

Книга повествует о том, как замаскировавшийся авантюрист вместе со своим слугой по имени Сатана проникают в закрытую для европейце...

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

А также планы на февраль 2019 года и воспоминания ноября 2018 года.

Видео

Новости книжных магазинов

ЛитРес: С 13 по 20 марта скидка 20% на книги акции «О чём пишут женщины»

ЛитРес: С 13 по 20 марта скидка 20% на книги акции «О чём пишут женщины»

Скидка 20% будет действовать на книги лучших российских писательниц по промокоду wmwritersweek20.

ЛитРес подвел итоги 2018 года: Рекордные продажи аудиокниг, стремительный рост приложений и самиздата

ЛитРес подвел итоги 2018 года: Рекордные продажи аудиокниг, стремительный рост приложений и самиздата

Выручка ГК за год выросла на 48% по сравнению с годом ранее, при этом доходы флагманского сервиса ЛитРес от продаж ...

Wildberries продал книг на миллиард

Wildberries продал книг на миллиард

Один из крупнейших российских онлайн-ритейлеров, Wildberries, ранее специализировавшийся на торговле одежды, за про...

Книжный магазин «Все свободны» ищет новое помещение

Книжный магазин «Все свободны» ищет новое помещение

Питерский магазин «Все свободны» работает на Мойке, 28 только до 15 февраля.

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Конец всех сказок» автор Lexеич

Деда разбудили странные звуки, доносившиеся откуда-то со двора. Кряхтя и морщась, он сполз с топчана, сунул ноги в галоши с обрезанными задниками и поковылял к выходу.

Скребущие звуки доносились из открытой двери амбара. Дед, пригнувшись, вошёл туда. Ему открылся вид на монументальный зад бабки, обтянутый застиранной ситцевой...

далее...

«Пальцы» автор Катран

У Вити Кныша околела бабка. Жила себе старушка, не бздела, а тут – чпок – и загнула когти: мочевой пузырь по шву лопнул. Бабка рассол от помидоров сильно уважала. Третьего дня банку трехлитровую в один ебальничег морщинистый скушала и поехала на картошку двести километров без остановок. Там, посреди ботвы и колорадских жуков, в ...

далее...

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял,...

далее...

Детская литература

Книжный фестиваль для подростков состоится в Москве

23, 24 и 30 марта в Библиотеке №180 и Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова в Москве пройдет книжный фестиваль для подростков «Изобретение чтения». Вход на фестиваль свободный.

Названа лучшая тактильная книга для детей

Названа лучшая тактильная книга для детей

В Российской государственной детской библиотеке подвели итоги конкурса на лучшую тактильную книгу для детей с нарушением зрения и другими ограниченными возможностями здоровья.

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

В 2018 году в конкурсе приняли участие 708 авторов. Для Короткого списка эксперты отобрали 15 произведений, которые были выложены в свободном доступе на сайте конкурса kniguru.info. Кому достались призовые места – решили дети и подростки.

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина