комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Майя Кучерская о прозе начинающих, о том, можно ли «выучить» на писателя и к чему нужно быть готовым, собираясь зарабатывать литературным мастерством

Майя Кучерская о прозе начинающих, о том, можно ли «выучить» на писателя и к чему нужно быть готовым, собираясь зарабатывать литературным мастерством 13.06.2018

– Майя, вы руководитель магистратуры «Литературного мастерства» в ВШЭ и Creative Writing School. Расскажите, как вы решили организовать эти курсы и правда ли вы считаете, что можно «выучить на писателя»?

– Мне кажется, наше несчастное российское население глубоко травмировано школьным преподаванием литературы, где к писателям учили относиться как к небожителям. Их портреты висели намного выше головы, и смотрели мы на них, великих, снизу вверх. Поэтому внезапно достигавшие детских ушей сведения о том, например, что Пушкин был поклонником женской красоты не только в стихах, а Есенин – пьяницей, словом, что все они были живыми людьми, поражали воображение. Это ведь боги! Как они могут глушить водяру и ходить в бордель? Может, это ошибка? Словом, для человека, выросшего в России, вопрос «можно ли стать писателем?» сводится к вопросу «можно ли стать Богом?»

– Трудно быть Богом!

– «Нет ничего невозможного» – это теперь моя любимая фраза. Даже в России и даже писателем быть вполне можно.

– Так что же такое Creative Writing School? В чем их смысл?

– Это такая лечебница для коровы и волчицы, и жучка, и червячка, ну, и прочих прекрасных зверей, а наши мастера – Айболиты, которые лечат начинающих авторов от неуверенности в себе. Талантливо пишущих людей огромное количество, но поскольку они забиты страшной плеткой под названием «школьное образование», да еще сверху их придавил этот иконостас великих, им страшно вступить на этот путь, особенно публично. Писать для себя – ради бога, постить рассказ о завтраке котика в фейсбук – да, но сочинять книжки, да еще и печатать – страшно. И я вижу функции CWS так: перевязать ученику раненую голову или там, сломанный хвост, шепнуть «нет ничего невозможного», а потом объяснить простые законы, по которым устроен любой текст.

– Но если мы говорим о модели «писатель – Бог», то разве Богу надо чему-нибудь учиться?

– Да, при таком подходе идея литературной учебы обесценивается, Богу невозможно и не нужно учиться, он обладает всеми необходимыми навыками, знаниями и силой без всяких уроков. Поэтому каждый писатель в России, если он не сверходарен, по сути борется с какими-то очевидностями. Мы сокращаем путь писателя к его лучшей книге. Мы не говорим никогда в нашей литературной магистратуре Вышки, о которой тоже не могу не помянуть, и CWS, что «сделаем кого-то писателем» – только если человек уже пишет, уже начал, мы сделаем его профессионалом, скорректируем его путь, упростим.

– То есть «сделать» писателем все же невозможно. 

– Писатель – это судьба. У каждого романа, как и у каждого писателя, своя судьба. Ее узор рисуют высшие силы. Слишком многое должно совпасть, чтобы роман стал бестселлером, чтобы его прочли и тебя услышали. Слишком многое от тебя не зависит совсем, все, что ты можешь сделать – написать талантливый текст, а дальше как повезет.

– Правда ли вы считаете, что у нас в стране можно заработать писательским мастерством?

– Не так давно к нам в гости приходило издательство «Время», и вот что я от них услышала: «Чтобы зарабатывать на литературе, нужно чтобы одновременно на книжной полке магазина стояло пять, а лучше шесть твоих книг. Если ты не хочешь отвлекаться и хочешь быть не журналистом, не рекламщиком, а именно писателем, то находишь возможность три года жить впроголодь, а за это время и пишешь эту полку». Потом, когда книг написано много, появляются и дополнительные бонусы. Например, экранизируют твой роман, выкупив у тебя права за некоторую сумму, или ставят по твоей книге пьесу, идет она в театре – копеечку, но получаешь. Так что, в принципе, вполне можно поставить на литературные заработки, но только если ты видишь в себе достаточно работоспособности и системности. А также если ты распрощаешься с мифом «пишу только по вдохновению». Вдохновение не приходит к лентяям. Лет пятнадцать назад, когда дети были крошками и нужно их было кормить и поить, то есть очень много работать, я писала мало, редко. Так что едва выдавалась свободная минутка, вдохновение тут же слетало, просто оттого, что я наконец могу немного поработать на себя. Сейчас то же. Утром, когда есть два часа, свободные, неотягощенные всякой суетливой требухой – это такое счастье… Так вот только одно тут «НО»: три года впроголодь. И риски: а если не пойдет? Все же надо иметь талант.

– Как понять, что у тебя есть талант?

– По успеху книг. Если первая книга имеет хоть какой-нибудь резонанс и успех, значит, талант есть. Если вторая – тоже неплохо. Но дальше третьей ждать уже опасно. Потому что вообще-то талант видно за версту, автор может быть неумелым, но талантливым: хоть в описании груши зацветшей или моста над рекой, хоть в диалоге, но талант пробьется. Словом, талант нельзя не заметить. 

– Но потоковую литературу в издательствах не всегда читают.

– Надо все равно пробиваться. Посылать рукописи и в издательства, и на конкурсы. Начинать трудно везде и всем. Нам почему-то кажется, американские авторы вон зарабатывают, но и американские авторы в общем (не Стивен Кинг или Донна Тартт) в таком же положении. Рынок завязан на тиражах, книжный рынок так устроен, что автор везде в основном живет на роялти от своих книг. 

– А аванс?

– Это отдельная история. Он бывает огромным. Но у кого? У звезд, у фигурантов скандалов. Мы упираемся в то, что книжный рынок в России – огромная проблема, которая связана с экономикой страны. У нас всего плюс-минус пять издательств, которые занимаются публикацией современных авторов. Их ничтожно мало, сравните: в Америке их более 100, во Франции, Испании, Германии их много десятков, активно действующих 60-70 – а у нас? Хотя у нас такая большая страна! Поэтому и литературных агентов у нас нет. Им нечего будет есть, поскольку в итоге они получают проценты от прибыли, а при таком раскладе нечего будет получать. Но мы не можем с вами изменить экономику нашей страны.

– А что можем?

– Мы можем сделать так, чтобы нам было интересно. Придумывать новые литературные проекты. Для этого все это и существует – CWS,  магистерская программа в Вышке, другие писательские школы, литературная премия, которую организовываете вы. Эти проекты – маленькие оазисы, к которым может прийти и напиться каждый жаждущий смысла. По-моему, именно такое время сейчас наступило, время небольших проектов, которые как озоновые баллончики распространяют вокруг воздух культуры. Так что пусть их будет как можно больше, тогда и отечественная литература будет развиваться, расти. И, может быть, общими усилиями мы сформируем литературную среду. Потому что этот воздух, который пока приходится вот так вручную создавать, и есть среда – любая большая литература рождается только при ее наличии. 

– Насколько режим и тоталитарная система влияют на литературу, в которой мы живем? 

– Влияют, естественно. Часто говорят, словно бы в защиту, ну, все же сталинизм породил единый стиль, из противостояния власти появились гениальные тексты – не надо такого стиля и таких текстов! Писателю, как и любому человеку, нужна свобода. Да, 30 лет назад написанная в течение одного года книжка могла надолго обеспечить автора, члена Союза писателей СССР, благополучной жизнью. Только вот цена вопроса была слишком высока. Лояльность тоталитарной власти и ее палачеству – такая, собственно, цена. Кстати, когда пришла перестройка, и хлынула на свет запрещенная литература, выяснилось, что литературное подполье породило не так уж много великих текстов. Саша Соколов «Школа для дураков», Венедикт Ерофеев «Москва-Петушки», авангардная поэзия – все поместится в один том. Другой том можно было бы заполнить именами сломленных, неосуществившихся, скурвившихся и проч.

–  Если мы заговорили про пространство свободы, то диджитал-издательства – это оно и есть. Как вы считаете, есть ли у них потенциал? Насколько это может быть перспективным направлением в нашем государстве?

– На днях один замечательный молодой автор, Максим Сонин, подарил мне свою первую книжку, выпущенную в электронном самиздате. Таким образом он избежал той травмы, которую молодой автор рискует получить в ожидании ответа от издательства – когда надо просить, ждать и испытывать чувство унижения в случае отказа. Вот он подарил мне книжку, постмодернистскую по сути, очень симпатично оформленную, с картиночками, мне приятно ее читать, почему нет? Второй пример: в CWS мы издаем альманах-ежегодник «Пашня», в который мы включаем лучшие тексты наших слушателей. Это действительно отличны работы. Редактирует «Пашню» Елена Сергеевна Холмогорова, писатель и опытный профессиональный редактор. Словом, вполне отборная проза, такая свежая и красивая «Пашня». Мы не несем ее во взрослое издательство по очевидной причине. Словосочетание «сборник 20-ти неизвестных авторов» любого издателя повергает в отчаяние. Такой сборник действительно не продашь окупаемым тиражом. Тут и приходит на помощь электронное книгоиздание. Так пусть же процветает! Другой вопрос – отсутствие в нем института экспертизы, ведь не все подходят к публикации так строго, как мы. Так что еще один садик, который надо выхаживать – это институт экспертизы, который уравновешивает деятельность электронных издательств, публикующих всех.

– Когда мы организовывали премию, то решили сделать ставку на перспективный жанр, который набирает обороты с каждым днем,  янг эдалт. Как вы к нему относитесь?

– Янг эдалт – это проза для молодых взрослых, огромный сектор рынка с такими книжками. Хорошая новость про популярность янг эдалта, но есть опасность, что наша литература становится совсем инфантильной. Потому что проза этого формата обязана быть увлекательной, иначе человек 12 + и старше не станет ее читать. Для того чтобы литература развивалась, нужно разнообразие жанров и направлений. И еще: кто у нас сегодня в нашей российской ситуации пишет янг эдалт? Это направление слабо развито, можно сказать, этих авторов нет еще, это вот ваше поколение, молодые авторы, которые возьмутся за эту литературу. Это должны быть люди, выросшие в новой парадигме, а не в парадигме таких авторов (прекрасных, разумеется), как Виктор Драгунский или Эдуард Успенский. Это поколение имени Гарри Поттера...

–  ...и условной Стейс Крамер и ее миллионными тиражами?

– Например. Кстати, к вопросу о том, как зарабатывать на литературе – быть пионером янг эдалт прозы.

– Как вы относитесь к тому, что многие авторы янг эдалт пишут под иностранными псевдонимами?

– Обидно, но пусть. Когда янг эдалт превратится в отчетливый, не оставляющий никаких сомнений тренд российской словесности, тогда они вернутся к своим истокам и будет уже нестрашно. Я помню на Нью-Йоркской ярмарке сцену. В определенный день и час в одном месте всем авторам, которых издатели выбрали, была назначена автограф-сессия. И это очень странно было – бесконечный прилавок, за ним стоят авторы с книгами, и к ним очереди. Несколько длинных. Выяснилось, что самые длинные стоят за автографами к авторам янг эдалт и женских романов. То есть получилась такая статистика в лицах, очень наглядная.

– А что пишут начинающие авторы, к примеру, ваши студенты?

– Если они очень хотят писать фантастику, мы говорим: «Это у вас получается очень хорошо, напишите-ка реалистический рассказ». А если человека тянет к суровой натуралистической прозе, мы говорим: «Ну что за натурализм?». Мы хотим, чтобы они стали универсалами. Обретению собственного стиля и голоса это только поможет. Наши студенты по большей части люди начинающие. На вступительных экзаменах было несколько человек опытных, с публикациями, книгами, мы им честно сказали, что им нечему у нас учиться, они уже состоявшиеся литераторы. Но среди тех, кто учится сейчас, лидирует все же реалистическая проза. Хотя немало и фантастических сюжетов. Главный герой чаще всего – человек потерянный. Думаю, это напрямую связано с современной политической ситуацией. Кажется, будто от твоих усилий ничего не зависит, что существуют другие законы, негласные, по которым и живет страна. Отчасти это правда, и все же от наших усилий очень многое зависит.

– Чего вам не хватает, как читателю? Что бы вы хотели увидеть в рамках нашей премии?

– Я искушенный и в общем уставший читатель и люблю, когда проза говорит мне что-то лично, отвечает на мои вопросы. Хотя признаться, этих вопросов становится все меньше. Я люблю два типа прозы – либо совсем глубину и психологию имени Льва Николаевича, либо сказки для взрослых, существующие по ясным законам, где понятны правила игры, и где главный герой, пройдя сложный путь, перерождается, а мир обновляется. Вот такую сказку для взрослых я бы прочитала.

Источник: bookscriptor.ru


Описание для анонса: 
Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Алексей Иванов, писатель:

Наши критики лучше писателя умеют писать романы, лучше режиссёра снимать фильмы, лучше врачей делать операции. Я бы нашим критикам посоветовал меньше учить и больше учиться самим. Источник

Олег Дивов, писатель:

Я двадцать лет в этом бизнесе, есличо. Вы спросите: а как отличить качественный текст от недоделанного? Читайте медленно, дорогие мои. Источник

Короткое чтиво на каждый день

Народ Россеяныч Терпеливый: «Триумф на выдаче»

Победитель литературной премии «Инородная власть» посвященной увеличению пенсионного возраста и налогового бремени.
Двое мужчин лет за пятьдесят, ухоженных, в дорогих костюмах, ехали в этом лимузине. Один уже начинал лысеть другой еще нет. Оба были слегка на веселе. Что-то у них получилось, кого-то они объегорили, кого-то обманули. Впрочем, сами они относились...

«Планета счастья» Сергей Скляров

Теперь ангелы с лицами девушек из эротических фильмов кружили над Поповым, указывая дорогу.
Попов перестал быть самим собой – двадцатитрехлетним коммерсантом, торгующим французской косметикой и совсем недавно открывшим для себя Планету Счастья. Теперь он превратился в кого-то другого, свободного и всемогущего. Платинумен – это странное и блистательное...

Литература в картинках

Жизнь писателя Посмотреть полный размер

Жизнь писателя

Автор рисунка нам неизвестен.
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

История муми-троллей

История муми-троллей

Как возникло слово «муми-тролль», откуда взялись Тофсла и Вифсла, в каком порядке нужно читать книги Туве Янссон и другие важные вопросы.

Самые распространенные ошибки начинающих писателей

Самые распространенные ошибки начинающих писателей

Разбор основан на более чем сотне рассказов. Автор разбора утверждает, что несмотря на немалое количество хороших текстов, у очень многих есть общие ошибки. Цель разбора - помочь авторам рассказов сориентироваться, работ...

Как они делали это: секретные приемы Толстого, Набокова, Бальзака и Хемингуэя

Как они делали это: секретные приемы Толстого, Набокова, Бальзака и Хемингуэя

Гертруда Стайн любила, оторвавшись от работы, посмотреть на коров и с этой целью ездила за город. Вуди Аллен, чтобы не дать уснуть вдохновению, то и дело принимает душ. Гранд-дамы послевоенной британской литературы, Айри...

Как научиться понимать поэзию

Как научиться понимать поэзию

Никакие образные красоты и глубокомыслие не спасут стихотворения, если читателю просто-напросто не в радость произнесение строфы или даже строки.

Литература в цифрах

50 - 70 рублей

Цена брудершафта с Венедиктом Ерофеевым. Источник

1920-е

годы, когда Фадеева, сравнивали со Львом Толстым. Источник

11 книг

было у отчима Леонида Юзефовича - 10 томов энциклопедии машиностроения и «Война и мир» Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Лидия Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор интернет-журнала «МОЛОКО» и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат международных и всероссийских литературных премий.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Юлия Зайцева - продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Сергей Оробий - критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Сергей Морозов - литературный критик.

Мнения В. Румянцева

Валерий Румянцев

Лирические и юмористические стихи, басни, литературные пародии, сказки, статьи; реалистические, сатирические и фантастические рассказы Валерия Румянцева печатались в 180 изданиях РФ и за рубежом. Вышло 12 книг.

Записки старого ворчуна

Старик Лоринков

Ко всем текстам, представленным в данной колонке, приложил руку лично Старик Лоринков. Редакция допускает, что все изложенное в данной колонке, может быть литературным вымыслом. Но может и не быть.

Интервью

Литературные мероприятия

27 февр. Пушкин и приключения байронического героя в России

На встрече слушателям будет рассказано о становлении и эволюции типа романтического героя в отечественной литературе, а ...

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес. ...

Встречи с писателями

С 18 по 22 февр. Алексей Сальников

Алексей Сальников автор бестселлера «Петровы в гриппе и вокруг него» приедет в Москву и проведет встречи с читателями.

1 февр. Галина Юзефович

Галина Юзефович расскажет, как сориентироваться в современном литературном пространстве без каких-либо канонов и ориентиров.

Книжные новинки

Рецензии на книги

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Конкурс приурочен к 220-летию со дня рождения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и призван сплотить ...

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Названа лучшая тактильная книга для детей

Названа лучшая тактильная книга для детей

В Российской государственной детской библиотеке подвели итоги конкурса на лучшую тактильную книгу для детей с ...

Новости издательств

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

А также планы на февраль 2019 года и воспоминания ноября 2018 года.

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Специализирующееся на детских книгах издательство Clever планирует к 2022 году открыть 50 магазинов под своим брендом. Половину из...

«Альпина» в Amazon

«Альпина» в Amazon

Книги «Альпины» на русском языке от российских и зарубежных авторов уже доступны в электронном формате на...

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес.  

Видео

Новости книжных магазинов

Книжный магазин «Все свободны» ищет новое помещение

Книжный магазин «Все свободны» ищет новое помещение

Питерский магазин «Все свободны» работает на Мойке, 28 только до 15 февраля.

Лабиринт: Скидки  на книги 40% до 21 декабря

Лабиринт: Скидки на книги 40% до 21 декабря

Сообщается, что скидка 40% распространяется на десять тысяч увлекательных, полезных, занимательных, красивых, новог...

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

В этом году на конкурс было подано рекордное количество заявок – 142 заявки, что почти в три раза больше, чем в про...

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В акции участвует почти весь наш ассортимент. Исключение — серия «Основы искусства».

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Пальцы» автор Катран

У Вити Кныша околела бабка. Жила себе старушка, не бздела, а тут – чпок – и загнула когти: мочевой пузырь по шву лопнул. Бабка рассол от помидоров сильно уважала. Третьего дня банку трехлитровую в один ебальничег морщинистый скушала и поехала на картошку двести километров без остановок. Там, посреди ботвы и колорадских жуков, в ...

далее...

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял,...

далее...

«Смерть рыжей годзиллы» автор Мзунгу

В 80-тые годы я провел сотни часов у радиоприемника, слушая «Голос Америки» и «Радио Свободы». И чем сильнее их глушили советские спецслужбы, тем крепче становилась моя любовь к Америке.
И вот, наконец, здравствуй Америка - страна сильных, смелых, умных и свободных людей!!!
В аэропорту меня встречала женщина по имени Бренда,...

далее...

Детская литература

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

В 2018 году в конкурсе приняли участие 708 авторов. Для Короткого списка эксперты отобрали 15 произведений, которые были выложены в свободном доступе на сайте конкурса kniguru.info. Кому достались призовые места – решили дети и подростки.

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

2 дек. Роб Биддальф

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина