комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Ларс Кристенсен: «Я пишу о внутреннем состоянии человека»

Ларс Кристенсен: «Я пишу о внутреннем состоянии человека» 01.07.2018

Норвежский писатель Ларс Кристенсен хорошо известен российскому читателю, хотя на русский язык переведено только четыре из нескольких десятков написанных им романов: «Посредник», «Полубрат», «Герман» и «Цирк Кристенсена». Одна из этих книг считается детской, остальные написаны для взрослых, но все они – о подростках. О том, случайность ли это, или сделано специально, расскажет сам Ларс Кристенсен.

– Я не думаю, что в писательском ремесле много случайностей. Я действую по некоторому составленному мной глобальному плану, и мне кажется, что то, что в моих книгах много взрослеющих людей, – совсем не случайность.

– А что из описанного Вами Ваша история или история знакомых Вам людей? Или все герои – собирательные образы взрослеющих людей – взрослеющих в весьма непростых обстоятельствах?

– Конечно, глядя на меня, можно подумать, что, когда я пишу историю лысеющего мальчика, это автобиографическое повествование. Но я не пишу биографий в прямом смысле слова, хотя я, безусловно, инвестирую свой жизненный опыт, свои переживания в то, о чем пишу.

– В Ваших романах «Герман» и «Полубрат» представлен взрослеющий молодой человек, попавший в сложную и даже неправильную физическую ситуацию – в одном случае это рост героя, в другом – его лысеющая голова. Почему Вы решили говорить о физических проблемах подростков, ведь чаще всего писателей привлекают моральные проблемы молодежи?

– Действительно, в обоих этих романах физические отличия героев весьма заметны, даже бросаются в глаза. Для меня это способ заострения конфликта, описания его внешнего проявления, скрывающего под собой, конечно, более глубокий внутренний конфликт. Оба этих романа – повествование о внутреннем состоянии человека, осознающего, что он не такой, как все.

– Всегда интересно узнать, где писатель родился и где жил позже. И как это изменение места жительства отразилась на его жизни…

– Я родился в 1963 году в Осло и рос в этом городе. Он для меня часто является таким литературным ландшафтом, на котором я поселяю своих героев – это и в «Германе», и в большей части «Полубрата». Некоторую часть своей жизни я прожил на севере, за Полярным кругом и, конечно, это тоже сказалось на том, что я пишу. Но все-таки мне нравится думать о себе, как о локальном писателе – писателе определенного места, герои которого ходят по улицам родного мне города, заходят в те же магазины и кинотеатры, что и я. И мне еще кажется интересным, привязывая сюжет к конкретным улицам, делать глобальные обобщения, то есть писать обо всем, но локально.

– А что Вы делали за Полярным кругом?

– Моя жена учитель, она работает в школе, в какой-то момент она получила новое место работы – в небольшом городке на севере Норвегии. Там мы провели пятнадцать прекрасных лет нашей жизни. Жизнь в Норвегии устроена таким образом, что, когда ты уезжаешь за много километров от дома, ты чувствуешь глобальные изменения не только климата, но и привычек, мировоззрения местных жителей и даже освещенности помещений. Вы наверняка знаете такого норвежского писателя, как Кнут Гамсун. Любой норвежский писатель, так или иначе, соотносит свое творчество с его романами. Для меня это путешествие на север было одновременно путешествием к Кнуту Гамсуну, потому что я приехал в его родные места.

– Может ли такое быть, что в самом коротком из переведенных на русский язык Вашем романе «Цирк Кристенсена» Вы даете ключ к понимаю всех остальных своих произведений? Он заключается в трех словах – «время», «молчание» и «меланхолия». А четвертое, на мой взгляд, вынесено в название этого романа – собственно «цирк»…

– Большое спасибо за такое точное и глубокое прочтение моего романа, потому что действительно он – некоторым образом ключ ко всему тому, что я пишу. Главный герой этого романа – разносчик цветов. Это частый приработок молодых людей в Норвегии (я тоже так подрабатывал, когда был молодым). Для меня эта книга – объяснение в любви тому району Осло, где происходит действие, ко всем его подъездам, дворам, людям, которые там живут. Конечно, это не уникальная аллегория, сам цирк действительно очень важен в романе, потому что у меня лично весьма непростое отношение к цирку, для меня это одновременно место печали, грусти и радости. Странное смешение совершенно противоположных вещей и эмоций.

– В романе «Полубрат» цирк тоже становится одной из ведущих тем…

– Для меня особо важна фигура клоуна, потому что это тот персонаж, который одновременно смеется и плачет. И, если говорить о том, что меня сформировало как писателя в еще совсем молодые годы, то, безусловно, помимо чтения и рок-музыки, это были фильмы с Чарли Чаплином. Я как-то быстро понял, что человек, над которым все смеются, – это несчастный человек, и выжить ему помогает именно его юмор.

– Взрослому достаточно сложно описать мироощущение подростка. Как Вы это делаете, и какими приемами пользуетесь?

– Один из признаков писательских талантов – это умение вживаться в различные образы и убедительно говорить от имени маленького мальчика или старушки. Я бы назвал это писательской эмпатией – такой важной частью нашей работы. Хотя, конечно, мне иногда приходится прибегать к некоторым специальным приемам, чтобы активизировать свои детские воспоминания. В частности, когда я писал «Германа», я делал такие вещи, которые, казалось бы, неприемлемы в моем возрасте – например, подбирал с земли каштаны по дороге на почту или бегал по опавшей листве. Это такие важные тактильные действия, которые нужно снова пережить, чтобы потом достоверно об этом писать. В писательстве есть такое понятие, как «метод действия», а вот это вживление в голову героя я бы назвал «методом переживания».

– Как Вы придумываете своих героев? Рождаются ли они сразу такими, какими мы их видим в романах, или формируются постепенно?

– Рождение героя – это очень сложный процесс, о котором даже трудно говорить. Для того чтобы создать достоверный персонаж, надо его любить. А единственный инструмент, с помощью которого это можно сделать, – язык. Очень важно правильно подобрать язык, которым ты будешь писать о том или ином персонаже. Что касается использования конкретных прототипов для моих героев, то они есть отчасти. Например, Германа я немного списывал с себя, потому что для меня очень важно, чтобы между мной, как писателем, и персонажем существовала некая интимная связь.

– Какие писатели больше всего повлияли на Вас, и были ли среди них русские авторы?

– Как и у всякого писателя, большой частью моей профессии является чтение того, что написали другие. Человеку важно понимать, в какой части ближайшего к нему ландшафта он находится. Для меня из норвежских писателей самым главным является Кнут Гамсун и в особенности его дебютный роман «Голос». Что касается поэзии, то она для меня тесно связана с рок-музыкой. Именно благодаря ей я обнаружил, что в тексте может быть красота, поэтичность. Существенную часть своего литературного образования я получил от классиков рок-музыки 1960–1970-х годов. А уже благодаря им познакомился с американским блюзом, который мне тоже очень нравится. Но на ранней стадии формирования себя как писателя я пристально присматривался к большому роману. Именно тогда я заинтересовался американским большим романом, датским, французским и, естественно, русским большим романом. Мне всегда казалось, что в русском романе есть какая-то глубина, которой, возможно, нет в американских текстах. Когда в 1960-е годы я делал первые шаги на писательской ниве, в моем окружении считалось хорошим тоном держать под рукой томик Достоевского.

Записала Юлия Скляр

Источник: chitaem-vmeste.ru



Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Сергей Зинин, председатель Федеральной комиссии разработчиков ЕГЭ по литературе:

Потому что одни будут управлять обществом, а другие будут просто сырьем для его воспроизведения. Источник

Олег Новиков, совладелец «Эксмо-АСТ»:

Мы полагаем, что одна из целей иска — желание обанкротить конкурента Источник

Победители премии «Инородная власть»

Премия посвящена увеличению пенсионного возраста и налогового бремени

Сергей Скляров: «Долбанем»

Победитель литературной премии «Инородная власть» посвященной увеличению пенсионного возраста и налогового бремени в номинации «Лучшее произведение по мнению читателей»...

Народ Россеяныч Терпеливый: «Триумф на выдаче»

Победитель литературной премии «Инородная власть» посвященной увеличению пенсионного возраста и налогового бремени.
Двое мужчин лет за пятьдесят, ухоженных, в дорогих ...

Татков Олег: «Спецкомандировка»

Победитель литературной премии «Инородная власть» посвященной увеличению пенсионного возраста и налогового бремени в номинации «Лучшее произведение по мнению правозащитного...

Литература в картинках

Возлюбленные Пушкина Посмотреть полный размер

Возлюбленные Пушкина

Великий русский поэт жил в эпоху необыкновенных красавиц — и был на редкость влюбчив. В этом списке нет его жены Натальи Гончаровой (чтобы добавить интриги), Олениной и Волконской (они прославились не красотой) — и даже Керн (нет достоверно...
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Почему драматургия Вампилова остается одновременно непонятной и притягательной

Почему драматургия Вампилова остается одновременно непонятной и притягательной

Нельзя сказать, что Вампилов недооценен, как неверно сводить его личную драму к проблемам с советской цензурой. Часто ли молодых провинциальных драматургов ставят в столичных театрах? А Вампилова в последние годы жизни все-таки оценили, московские режиссеры за...

«Преступление и наказание» по шариату

«Преступление и наказание» по шариату

Что было бы, если бы героев романа Достоевского судили по нормам мусульманского права.

Испанское издание Publico.es: Литературное предательство Ленина

Испанское издание Publico.es: Литературное предательство Ленина

Если бы Толстой дожил до 1917 года, то увидел бы, что революция была направлена и против героев его произведений. Ленин прибыл в Петроград в опломбированном вагоне того самого поезда, под колеса которого бросилась Анна Каренина.

Читать? А зачем?

Читать? А зачем?

У Довлатова есть такая история, как кто-то, отчаявшись, что ребенок не читает, воскликнул: «ну как можно жить, не читая «Преступление и наказание»!» — получил мгновенный ответ от художника и остроумца Вагрича Бахчаняна: «Можно. Вот Пушкин не читал Достоевского...

Литература в цифрах

7–10 процентов

Ежегодный рост книжного рынка, который ожидает Олег Новиков, президент издательской группы «Эксмо-АСТ».Источник

8-14 лет

Возраст детей, которые были напуганы до усрачки Тимом Карри  Источник

50 - 70 рублей

Цена брудершафта с Венедиктом Ерофеевым. Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

К родине склоняясь головою

Национальный писатель стоит в центре бед своего народа и говорит его голосом. Народ и государство – не одно и то же. Государство (система власти, «машина для подавления») и начальство (правящий класс) – не одно и то же. Национальные писатели будут всегда, поку...

О художественности

Гомер не знал интернета, Пушкин понятия не имел о мобильной связи, но «техническая отсталость» не помешала им создать величайшие художественные произведения.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Алексей Иванов закончил новый роман

Название – «ПИЩЕБЛОК». Это страшно серьезный текст про пионеров-вампиров, опасную и загадочную группировку, затаившуюся в пионерлагере жарким летом Олимпиады-80. Иванов запаковал ужастик в коробку реализма.

Ипотека и литературные премии

В конце весны - начале лета главные литературные премии подводят итоги или объявляют шорт-листы - и в СМИ появляется множество публикаций на тему. Журналисты, прежде всего, озвучивают размер гонорара очередного победителя. И главный вопрос, который они задают, как он соби...

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Литература и сгущёнка

«Пища духовная», «литературный фастфуд», «лавбургер (с кровью)», «проглотил книгу за пару часов»… Всё это, конечно, страшная пошлятина. Людей, которые говорят «вкусная деталь», нужно сечь розгами. Однако прав писатель, сравнивший мир с супермаркетом. Современное литературное поле уж точно ...

Поедатели шляп

Рассказывая учителям о современной литературе, замечаю такую особенность: после лекции подходят слушатели, задают вопросы, благодарят и – переходят вдруг на доверительный полушёпот: – Скажите, вот есть такая книжка писателя NN, я проглотил(а) за ночь, оторваться не мог(ла)… а она правда

Интервью

Литературные мероприятия

С 19 по 25 ноября во всех регионах России пройдет «Неделя «Живой классики» в библиотеках»

Сообщается, что мероприятия, подготовленные библиотеками в рамках этой акции, помогут расширить читательский кругозор по...

Программа мероприятий авторов «Редакции Елены Шубиной» на Ярмарке интеллектуальной литературы NON/FICTION 2018

Редакция представит читателям книжные новинки и проведет публичные дискуссии на актуальные темы.

Встречи с писателями

18 и 24 нояб. Дина Рубина

Дина Рубина представит свою новую книгу «Рябиновый клин» – первый том трилогии «Наполеонов обоз».

15-19 нояб. Алекей Иванов в Москве

Известный писатель и сценарист Алексей Иванов приезжает в Москву с 15 по 19 ноября. Визит приурочен к премьере сериала «Ненастье»&...

15 нояб. Алексей Иванов

Режиссёр Сергей Урсуляк прочитает отрывки из романа «Ненастье» Алексея Иванова и обсудит с его автором ненастные 90-е в кино и в л...

Книжные новинки

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

С 19 по 25 ноября во всех регионах России пройдет «Неделя «Живой классики» в библиотеках»

С 19 по 25 ноября во всех регионах России пройдет «Неделя «Живой классики» в библиотеках»

Сообщается, что мероприятия, подготовленные библиотеками в рамках этой акции, помогут расширить читательский к...

Открыто народное голосование Третьего фестиваля буктрейлеров «Чтение вдохновляет!»

Открыто народное голосование Третьего фестиваля буктрейлеров «Чтение вдохновляет!»

Профессиональное жюри уже приступило к оценке поступивших на конкурс работ. Но обладателя приза зрительских си...

Российская государственная детская библиотека стала участником проекта «ЛитРес: библиотека»

Российская государственная детская библиотека стала участником проекта «ЛитРес: библиотека»

В рамках проекта компания ЛитРес предоставляет читателям РГДБ бесплатный доступ к электронным издани...

8 нояб. Петр Алешковский

8 нояб. Петр Алешковский

РГБМ проводит цикл встреч с авторами книг, вошедших в короткий список «Премии Читателя-2018».

Новости издательств

Программа мероприятий авторов «Редакции Елены Шубиной» на Ярмарке интеллектуальной литературы NON/FICTION 2018

Программа мероприятий авторов «Редакции Елены Шубиной» на Ярмарке интеллектуальной литературы NON/FICTION 2018

Редакция представит читателям книжные новинки и проведет публичные дискуссии на актуальные темы.

Книжный магазин вне времени и пространства

Книжный магазин вне времени и пространства

30 ноября, издательство Ad Marginem организует на ярмарке non/fiction20 дискуссию «Книжный магазин вне времени и пространства» с у...

Видео

Новости книжных магазинов

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В акции участвует почти весь наш ассортимент. Исключение — серия «Основы искусства».

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Портал «Активный гражданин» проводит голосование среди граждан, с целью выяснить какой книжный магазин мо...

Конкурс «Лучший книжный магазин Москвы - 2018» продолжает прием заявок до 5 октября

Конкурс «Лучший книжный магазин Москвы - 2018» продолжает прием заявок до 5 октября

Конкурс открыт для всех столичных магазинов, независимо от размера торговой площади и товарооборота. Участниками ко...

В Москве закрылся книжный магазин «Порядок слов Перелетного кабака»

В Москве закрылся книжный магазин «Порядок слов Перелетного кабака»

Управляющая московским филиалом «Порядка слов», Оксана Васякина, сообщила, что магазин закрывается из-за проблем с ...

Рецензии на книги

Рецензия на книгу «Рамка» Ксении Букши

Рецензия на книгу «Рамка» Ксении Букши

Повесть-сказка Ксении Букши похожа на «Затоваренную бочкотару» (ровно полвека их разделяет): тоже прихотливо ритмизированная проза, такие же фантазии, гиперболы сны, набор типических персонажей с неимоверными монологами и биографиями, метафора и энциклопедия р...

Рецензия на книгу «Тайные виды на гору Фудзи» Виктора Пелевина

Рецензия на книгу «Тайные виды на гору Фудзи» Виктора Пелевина

Танюша и Федюша учились в одном классе, но так и не смогли открыть друг другу свое сердце. Им предстоит многое пройти, прежде чем они наконец смогут разобраться в своих чувствах. Перед вами самый короткий пересказ нового романа Виктора Пелевина. Хотите подробн...

Рецензия на книгу «Остановленный мир» Алексея Макушинского

Рецензия на книгу «Остановленный мир» Алексея Макушинского

Романы Алексея Макушинского – идеальная взлетная площадка для моих фантазий. Я прочитал их все: и ранний, не совсем зрелый «Макс» и превосходный «Город в долине» и обласканный критикой и премиями роман «Пароход в Аргентину», и вот последний, «Остановленный ми...

Рецензия на книгу «Дети мои» Гузели Яхиной

Рецензия на книгу «Дети мои» Гузели Яхиной

Перед нами книга, написанная в жанре «магического реализма». Здесь мы найдем массу отсылок к Толкиену («малорослый народец» -- прямая аллюзия к хоббитам, а уж главный герой, который берет с собой в путь носовой платок, сразу вызывает ассоциацию с Бильбо, котор...

Детская литература

С 19 по 25 ноября во всех регионах России пройдет «Неделя «Живой классики» в библиотеках»

С 19 по 25 ноября во всех регионах России пройдет «Неделя «Живой классики» в библиотеках»

Сообщается, что мероприятия, подготовленные библиотеками в рамках этой акции, помогут расширить читательский кругозор подростков, а конкурсантам «Живой классики» определи...

Гильдия словесников опубликовала список литературы, который поможет школьникам и учителям в подготовке к тематическим направлениям сочинения

Гильдия словесников опубликовала список литературы, который поможет школьникам и учителям в подготовке к тематическим направлениям сочинения

В декабре 2018 года 11-классникам предстоит написать итоговое сочинение. Разумеется, этот список неполный и не претендует на универсальность, однако и 11-классник, и учит...

Литературный марафон Google-чтения пройдет 10 декабря

Литературный марафон Google-чтения пройдет 10 декабря

Марафон пройдет при поддержке киностудии «Союзмультфильм». В этом году Google-чтения посвящены сказкам, и их будут читать не только известные актеры: все желающие могут п...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Брат» автор: гражданин Фильтрубазаров

Впервые он заступился за меня перед самой школой, когда мне было уже 7 лет. До этого он рассказывал мне, что на Луне живут непослушные дети, которые делают там всё, что хотят и о которых совсем позабыли уже их родители…

Ещё он кормил меня кислой вишней и говорил, что это очень полезно. А когда я морщился – он ржал, как конь. Постоянно отнимал у меня апельсины и конфеты из новогодних подарков и говорил,...

далее...

«Клуб бывших самоубийц» автор: mobilshark

Меня зовут Сыч. Я – никто, такова особенность моего внутреннего «я». Эти встающие раком буквы – бунт на карачках против себя самого. Звучит абсурдно, поскольку у меня есть только сознание своего «я», но самого «я» нет, его лицо стерто. Мое сознание необитаемо. Обрамляющие меня обстоятельства – бесформенная зыбучая явь, но я хочу выбраться из этой мути в гущу событий. Как говорит доктор Мыс, мне надо кончить...

далее...

Доска объявлений

Условия публикации здесь

Продам коллекционные книги, выпущенные малым тиражом

Есть данные, что книги из этого тиража были подарены И. И. Сечиным В.В. Путину и некоторым другим высокопоставленным лицам. далее...

Внимание! Литературный конкурс!

Продолжается приём произведений на литературный конкурс - объявлен в первом номере журнала «Клио и Ко»! - на тему революций 1917 года в России, гражданской войны и военной интервенции. далее...

В проект «Полка» на фултайм нужен младший редактор

У нас команда во главе с Юрием Сапрыкиным, дизайн «Чармера», офис в самом центре Москвы, достойная зарплата. далее...

Колонка Сергея Морозова

Записки Старого Ворчуна

Топ сочинителей на российском политическом Олимпе

Сегодня поговорим о графоманах в органах законодательной, исполнительной, и судебной властей РФ. Нет, четвертой власти внимания мы не уделим, там и так все ясно. Займемся литераторами-чиновниками.

Подборка самых эпичных драк современных русских литераторов

Литература умирает. Кино и компьютерные игры загнали писателей в подвалы и канавы, откуда несчастные с шипением вампиров встречают Солнце нового мира. Алкоголь, плохое питание, падающие тиражи – все провоцирует постоянный стресс. Выход один – хорошая драка! Но Золотой век русской культуры миновал.  Литераторы не только пишут значительно хуже предшественников, но и дерутся на пивных стаканах, а не дуэльных пистолетах, как раньше. Писатель на пенсии, Старик Лоринков, вспоминает самые эпичные драки современной русской литературы.

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина