Интернет-ресурс Lit-ra.info продаётся. Подробности
Интервью

Квентин Тарантино: «Требовательный зритель — это не проблема. Проблема — это глупый зритель»

Квентин Тарантино: «Требовательный зритель — это не проблема. Проблема — это глупый зритель» 26.08.2015

Режиссер рассказал, как проходит финальная стадия работы над «Омерзительной восьмеркой», почему он до сих пишет сценарии от руки и какие сериалы предпочитает «Настоящему детективу»

Осталось пять месяцев до выхода «Омерзительной восьмерки». Насколько вы близки к ее завершению?

На данный момент у нас есть чуть больше часа готового материала. Я только что вернулся с просмотра часовой монтажной версии.

Вы остались ею довольны?

Как видите, я еще не покончил с собой. Получилось, что получилось. Мы торопимся и пытаемся сделать все возможное, чтобы вовремя закончить фильм. Просматриваем то, что у нас получилось, и пытаемся это улучшить. Но прежде всего, нужно довести работу до конца.

Практически на любом проекте у меня есть точные дедлайны: так было с «Бешеными псами», который мы должны были завершить к фестивалю «Сандэнс». «Криминальное чтиво» — к Каннскому кинофестивалю. Несмотря на трудности, мы всегда успеваем завершить проект к нужным датам. Таким образом, вы избегаете ситуации, когда по завершении фильма, люди которые его спонсировали, сидят без дела и критикуют его.

Что изменилось в вашей жизни после выхода фильмов «Джанго освобожденный» и «Криминальное чтиво»? Все-таки эти фильмы стали сильным толчком в вашей карьере. Сборы с этих фильмов как-то повлияли на текущую ситуацию в целом?

Я так не думаю, за исключением того, что мне удалось экранизировать историю, которую я хотел донести.

Я вынес для себя большой урок при работе над фильмом «Грайндхаус», я стараюсь больше не повторять этой ошибки. Мы с Робертом Родригезом привыкли работать каждый по-своему, но все наши непонятные сцены люди принимали. Мы начали думать, что теперь можем управлять аудиторией, и она согласится со всем, что мы ей предложим. «Грайндхаус» доказал обратное. Игра стоила свеч, но все было бы намного лучше, если бы мы сразу поняли, чтó людям смотреть неинтересно.

***

Несколько раз вы говорили, что вы играете с публикой подобно тому, как дирижер управляет оркестром. Время идет, и публика становится все более требовательной и привыкает к вашему стилю. Усложняет ли это работу?

По правде говоря, требовательный зритель — это не проблема. Проблема — это глупый зритель. Я думаю, тот факт, что она становится требовательной, — результат времени. В 50-е публика повелась бы на уловку, над которой бы уже в 1966-м просто посмеялись. Аналогично, аудитория в 1978 году не поверила бы тому, чему верили в 1966-м. Вся хитрость в том, что нужно всегда быть на шаг вперед, чтобы даже по прошествии двадцати лет люди не уличали фильм в фальшивых приемах. В случае с «Криминальным чтивом» люди говорили: «Вот это да, никогда раньше не видел ничего подобного». Думаю, что вряд ли сейчас кто-нибудь скажет то же самое. Я думаю, что люди, смотревшие «Джанго» и «Бесславных ублюдков», уже чувствовали твердую почву под ногами. Это не было из серии «Что это, черт возьми, было?». Люди понимают, чтó я делаю с жанром. Я не пытаюсь сбить их с толку. И они не считают, что я делаю что-то неправильно.

***

Стивен Спилберг и Джордж Лукас были пессимистично настроены по поводу будущего киноиндустрии, беспокоясь, что, если несколько опорных составляющих индустрии потерпят неудачу, это отразиться на всем кинобизнесе. Вы согласны с ними?

Мой пессимизм не относится к франшизному кинопроизводству. Они существовали еще до моего рождения.

Можно говорить о «Трансформерах» сейчас, но также можно говорить и о фильмах «Планета обезьян» и фильмах Джеймса Бонда, — ребенком я с нетерпением их ждал. На самом деле, как только закончится интервью, я собираюсь посмотреть фильм Гая Ричи «Агенты А.Н.К.Л.». Я не понимаю, почему Спилберг и Лукас недовольны киноиндустрией. Им же не нужно быть их режиссерами.

Их беспокойство касалось и «небольшого» кино, которое вытесняется из кинотеатров блокбастерами.

Люди об этом говорят каждые шесть лет. Мы все согласимся с тем, что в 70-е или 30-е (в зависимости от того, что вам ближе) были великими десятилетиями в истории кино. Я думаю, что 90-е также можно отнести к таким десятилетиям. Но люди утверждают, что Спилберг выражает свои претензии по поводу кино 90-х, как и люди, которые называли всю индустрию провальной до конца 70-х.

Поэтому вы совсем не обеспокоены этим?

Только не теми бессмысленными мотивами, которые вы мне привели. Если ты ходишь в кино и смотришь все многочисленные фильмы, которые выходят в определенном году, понимаешь, что сложно определить для себя даже топ десять лучших фильмов, так как тебе понравилось гораздо больше картин. Топ двадцать уже проще. Вероятнее всего, вы выделите один шедевральный фильм в год, и я не считаю, что следовало бы ожидать больше, чем один киношедевр за год, за исключением очень продуктивных лет.

Справедливости ради по отношениям к блокбастерам, ничего не может быть хуже, чем соблазн получить «Оскар».

Фильмы, которые относят к категории независимого кино, такие как картины «Сандэнса» 90-х — это те, которые претендуют сейчас на «Оскар». Такие фильмы, как «Дети в порядке» и «Боец». На сегодняшний день они считаются среднебюджетными, просто сейчас в подобных им появляется больше звезд и у них большие бюджеты.

Это неплохие картины, но я не знаю, есть ли у них такие преимущества, которые были у фильмов 90-х и 70-х годов. Я не знаю, будут ли люди говорить о фильмах «Город воров», «Дети в порядке» или «Воспитание чувств» через 20 или 30 лет. К ним же относится и «Скандальный дневник». «Филомена». Половина фильмов, где снималась Кейт Бланшет — «артовые». Я не хочу сказать, что они плохие, но я уверен, что у большинства таких фильмов есть срок годности. Однако, «Боец» и «Афера по-американски» будут смотреть и через 30 лет.

***

Ностальгируете ли вы по 90-м?

Нет, несмотря на то, что 90-е были прекрасным временем. Я должен был пережить 90-е, как Боб Дилан должен был пережить 60-е Поэтому, когда канал VH1 запустил сериал «Я люблю 90-е», обо мне не было ни слова. Но если ностальгировать о 90-х, то только о том, что тогда не было такой сильной привязанности к технологиям как сейчас.

Смотрите онлайн фильмы?

Нет. Мой телевизор не подключен к компьютеру. Это вопрос поколений, и это не значит, что меня он не волнует. Мысль о том, что кто-то смотрит мой фильм на телефоне, меня очень огорчает.

Недавно видел парня в метро, он смотрел «Джанго освобожденный» на телефоне.

Я даже не могу себя заставить посмотреть фильм на ноутбуке. Я человек старой закалки. Читаю газеты. Читаю журналы. Смотрю новости по телевизору. Я много смотрю CNBC.

Вы до сих пор пишете сценарии от руки?

Разрешите задать вам вопрос: если бы вы захотели написать стихи, стали ли бы это делать на компьютере?

Точно. Не стал бы.

Для стихотворения не требуются технологии.

Какие фильмы, вышедшие в этом году, понравились больше всего?

В этом году я еще ничего не смотрел. Я долгое время был занят съемками своего фильма. Мне понравился «Кингсмэн», а еще больше «Оно».

Что вас в нем впечатлило?

У него было лучшее исходное условие, которое я видел в фильмах ужасов за долгое время.

Можете ли отметить каких-нибудь молодых режиссеров, которые произвели на вас впечатление?

Ноа Баумбах. Качество его фильмов напомнило мне фильмы Пола Мазурски.

***

Кого вы видите сейчас своим соперником? Конкурируете ли вы с кем-нибудь вроде Пола Тома Андерсона?

Нет. Это вопрос дружбы. Мы можем вести себя эгоистично, но я не чувствую, что с кем-то конкурирую. Я конкурирую сам с собой. Дэвид Рассел может снять хит года, но это ничего у меня не отнимет. Я был очень счастлив тому, что Ричард Линклейтер был номинирован на «Оскар» в этом году.

В последний раз я конкурировал во время работы над фильмом «Убить Билла»: моим соперником была «Матрица: Перезагрузка». Я смотрел «Матрицу перезагрузка» в китайском кинотеатре в день премьеры, и вышел из кинотеатра, напевая песню Jay Z: «S-dot-Carter/Y’all must try harder/ Competition is nada». 

Если ли сейчас франшизы, за которые бы вы взялись бы как режиссер?

Я могу представить, как снимаю первый «Крик». Компания The Weinsteins пытались нанять для этого Роберта Родригеза. Я думаю, им даже не пришла в голову мысль, что мне могло бы быть интересно такое предложение. На самом деле мне не очень интересна работа Крэйвена в этом фильме. У меня было ощущение, что его привязали железной цепью, чтобы он не улетел к Луне.

Что вы смотрите по телевизору?

Два последних телесериала, которые я посмотрел, — «Правосудие» и «Как я встретил вашу маму».

***

Вы видели «Настоящего детектива»?

Я пытался посмотреть первый сезон, но не смог весь. Он показался мне очень скучным. А второй сезон выглядит ужасно. Уже в одном трейлере — все эти привлекательные актеры пытаются выглядеть непривлекательными и бродят так, будто на их плечах вся тяжесть этого мира. Все так серьезно, они так страдают, пытаясь выглядеть несчастными со всеми этими усами и неопрятной одеждой.

Из сериалов HBO мне понравились «Новости» Аарона Соркина. Это был единственный сериал, который я смотрел буквально три раза. Я смотрел в семь утра в воскресенье новую серию. Когда она заканчивалась, садился пересматривать. Потом еще один раз на неделе, лишь бы еще раз прослушать диалоги.

Источник: www.cinemotionlab.com


Комментировать

Возврат к списку