комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Интервью с руководителем творческого семинара в Литинституте Евгением Юрьевичем Сидоровым

Интервью с руководителем творческого семинара в Литинституте Евгением Юрьевичем Сидоровым 30.01.2019

Восемнадцатый год проходят семинары молодых писателей Союза писателей Москвы. Руководителем этого масштабного проекта является первый секретарь СПМ Евгений Сидоров.

Евгений Сидоров был одним из виднейших литературных критиков в советские времена, а в послеперестроечные годы - активным общественным и государственным деятелем: Чрезвычайным и Полномочным Послом, постоянным представителем России при ЮНЕСКО в Париже. В 1992 году и с 1992 по 1997 год занимал пост министра культуры России. В настоящее время Евгений Юрьевич - литературовед, эссеист, профессор Литературного института имени А. М. Горького.

На открытии очередных семинаров молодых писателей "Ревизор.ру" побеседовал с Евгением Юрьевичем о литературной учебе, ее смысле и целях.

- Евгений Юрьевич, что Вы сказали молодым людям, которые приехали на Ежегодные семинары Союза писателей Москвы в декабре этого года?

- Во-первых, я приветствую молодежь и благодарю за то, что она здесь. Глядя на их лица, светлые и не затуманенные разными интригами, поисками средств к существованию, неразделенной любовью, думаешь: может, и правда все будет хорошо? Может быть. На молодых лицах написана судьба.

У меня к этим ребятам огромная просьба: постараться не испортить это выражение! Слава Богу, они не имеют привычки к советскому образу жизни, к формализму писательских союзов, это не их будущее. Но вообще-то политика и литература – это то, чем будут все время жить молодые люди, входящие сегодня в творческую среду, потому что нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.

Хотите, не хотите, но так или иначе политика будет вас касаться. Я хотел бы напомнить ребятам, что, конечно, литература выше политики, и не дай бог, если вас занесет всерьез в политическую стезю!.. Этого делать не надо по возможности.

Недавно вышла замечательная книга Вячеслава Недошивина, советую молодым запомнить это имя – он культуролог, писатель, искусствовед и политик. Недошивин написал книгу о Джордже Оруэлле, авторе романов, которые молодые писатели, надеюсь, читали – "1984", "Скотный двор". Как книги Оруэлла, так и книга Недошивина читается сегодня более-менее интеллигентными русскими читателями не как антиутопия, а как реалистический роман с некоторыми, может быть, преувеличениями в духе В.П. Аксенова.

Вот что потрясает: мир меняется, рушатся империи, происходит что-то совершенно немыслимое, но человек, в сущности, остается таким же, каким был во времена Брута и Кассия! Андрей Вознесенский писал: "Все прогрессы реакционны, если рушится человек". Это утопия: человек остается таким, каким его создал господь. И во все времена единственное, чего он должен держаться – двух вещей. Совести и убеждений. Третьего не дано.

- Но ведь союзы писателей, при своем формализме, рождают и полезные проекты, чему живым примером служат семинары Союза писателей Москвы.

- Для чего нужен писательский союз? По мне, единственное, для чего он существует, чтобы люди одной эстетической платформы общались и читали друг друга. Сейчас писателю сложнее увидеть читателя, посмотреть ему в глаза. Ушла традиция встреч в библиотеках. Писатель живет все равно что в безвоздушном пространстве, но ему нельзя быть без общественного отклика!.. В творческой корпорации есть своеобразное "эхо" того, что он делает.

Сейчас, когда приостановлена деятельность "Журнального зала", писательская коммуникация стала еще большей проблемой. У писателей отняли одну из последних "сетевых" площадок, тогда как стоило бы принять закон о творческой деятельности с нормами о писательских союзах. "Писатель" – нет такой должности в реестре профессий. Там есть художник-декоратор, есть переводчик художественной литературы, есть артист, музыкант  - а литератора нет.

- Да, это несправедливо…

- И вредно, потому что пропадает профессиональная экспертиза литературного процесса. Сегодня нет цензуры в литературе, ты можешь писать все, что хочешь, и даже издавать книги за свой счет. Но нет экспертной оценки. Река течет, ни утесов, ни берегов не видно, не понять, куда. Именно поэтому, по опыту ровно сорока лет преподавания в Литинституте, я считаю необходимым такое вот литературное общение. Кстати, здесь присутствуют студенты из моего литинститутского семинара: Нина Александрова, Михаил Бордуновский, Анна Орлова…

- Вы рекомендовали им это участие?

- Нет, они сами так решили, они самостоятельные у меня. Если бы спросили, порекомендовал, конечно. Для чего? Мне профессиональное образование молодых нужно, прежде всего, для того, что я у них учусь. 40 лет я стараюсь угадать, что происходит с молодежью, и это великое дело. Ты не застреваешь в догматических, привычных образах, манере поведения, словаре, лексике и прочем - ты общаешься открыто с ними, и это очень важно, если это обоюдно.

Общение на таких семинарах живое, можно обсудить какую-то вещь, показать свои способности – вот цель семинара. А у меня – больше того. Я как преподаватель мечтаю, чтобы студент выходил из вуза человеком культуры. Чтобы он умел учиться, чтобы знал, какую книгу достать с полки и посмотреть нужную информацию. И чтобы он любил жизнь прежде ее смысла! Чтобы у него была радость! Любое дело, если оно лишено эмоциональных оттенков радости, становится скучным и даже неправым. Я говорю банальности, но этого не стоит стыдиться – из банальностей состоит мир. Великое и даже большое в искусстве не может быть сложным. Это закон.

- Но если существует Литературный институт, где Вы и Ваши коллеги дают молодым людям вузовское образование, есть ли смысл в выездных семинарах вроде наших?

- Этот смысл - творческое общение, если оно не заканчивается семинаром, а имеет продолжение, если хоть два-три человека, наиболее способных, продолжают общаться между собой и с мастером. Зачем оно? Тайна сия велика есть. Как любовь. Творчество бессмысленно с точки зрения нормального прагматика, и все творческие семинары и мероприятия бессмысленны. А я вижу смысл даже прагматический. Посмотрите, сколько замечательных авторов в мировой и русской литературе не имеют образования гуманитарного!..

Физики очень хорошо пишут, математики. Математика, как и музыка - это совершенно потрясающее воспитание формы. Ощущение формы, фазы, композиции тесно связано с музыкой, а в русском языке еще и с поэзией. Поэтому если дать не филологам, которые хотят писать художественные тексты, хотя бы базовые литературные навыки, им это очень пригодится. Не знаю, удовольствие ли семинары для студентов, но для преподавателей они всегда удовольствие: надо держать себя в форме. Надо уметь красиво отстаивать то, во что ты веришь. Надо быть остроумным. Учиться друг у друга, взрослым у молодых. Это очень важно, ибо сохраняет тебя, потому что впасть только в атмосферу уютного дружеского ровесничества – гибельно.

- Но что с этими знаниями делать потом, если профессии писателя в нашей стране как будто не существует - могут ли люди искусства убедить власть услышать себя?

- Вряд ли это нужно – и даже опасно. Главное, чтобы тебя услышали люди. Во главе интересов государства должен стоять частный человек, частная личность. Вот на что должны быть направлены все усилия художника – чтобы создать ему силу, ум, здоровье.  А у нас немногим есть дело до частного человека. Может быть, еще и потому, что сегодня непонятно, где зло, где добро, сбились все нравственные ориентиры. В такой обстановке людей многое уже не интересует. Они переключают канал, находят программу, где разбираются чьи-то семейные тайны – и смотрят! И счастливы! И обсуждают на кухне в любом уголке России.

- Вот это – культурный фон, которому мы пытаемся противостоять своими семинарами.

- Надо бороться в любом случае, получается у тебя или не получается. Важный принцип Пастернака: "Но пораженья от победы ты сам не должен отличать".

Источник: litinstitut.ru


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Алексей Иванов, писатель:

Наши критики лучше писателя умеют писать романы, лучше режиссёра снимать фильмы, лучше врачей делать операции. Я бы нашим критикам посоветовал меньше учить и больше учиться самим. Источник

Олег Дивов, писатель:

Я двадцать лет в этом бизнесе, есличо. Вы спросите: а как отличить качественный текст от недоделанного? Читайте медленно, дорогие мои. Источник

Короткое чтиво на каждый день

Народ Россеяныч Терпеливый: «Триумф на выдаче»

Победитель литературной премии «Инородная власть» посвященной увеличению пенсионного возраста и налогового бремени.
Двое мужчин лет за пятьдесят, ухоженных, в дорогих костюмах, ехали в этом лимузине. Один уже начинал лысеть другой еще нет. Оба были слегка на веселе. Что-то у них получилось, кого-то они объегорили, кого-то обманули. Впрочем, сами они относились...

«Планета счастья» Сергей Скляров

Теперь ангелы с лицами девушек из эротических фильмов кружили над Поповым, указывая дорогу.
Попов перестал быть самим собой – двадцатитрехлетним коммерсантом, торгующим французской косметикой и совсем недавно открывшим для себя Планету Счастья. Теперь он превратился в кого-то другого, свободного и всемогущего. Платинумен – это странное и блистательное...

Литература в картинках

Жизнь писателя Посмотреть полный размер

Жизнь писателя

Автор рисунка нам неизвестен.
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Как они делали это: секретные приемы Толстого, Набокова, Бальзака и Хемингуэя

Как они делали это: секретные приемы Толстого, Набокова, Бальзака и Хемингуэя

Гертруда Стайн любила, оторвавшись от работы, посмотреть на коров и с этой целью ездила за город. Вуди Аллен, чтобы не дать уснуть вдохновению, то и дело принимает душ. Гранд-дамы послевоенной британской литературы, Айри...

Как научиться понимать поэзию

Как научиться понимать поэзию

Никакие образные красоты и глубокомыслие не спасут стихотворения, если читателю просто-напросто не в радость произнесение строфы или даже строки.

Как на самом деле умер Гоголь

Как на самом деле умер Гоголь

Загадочная история смерти гения настолько всех впечатлила, что даже спустя полтора века про нее продолжает ходить множество различных слухов.

Мужчины не любят читать написанное женщинами, а женщины любят

Мужчины не любят читать написанное женщинами, а женщины любят

Удивительная новость! Появилась информация, что в Великобритании был проведено исследование, в котором, к слову сказать, приняли участие более 40 тысяч человек. Исследование показало, что 80% участвовавших постоянно ...

Литература в цифрах

50 - 70 рублей

Цена брудершафта с Венедиктом Ерофеевым. Источник

1920-е

годы, когда Фадеева, сравнивали со Львом Толстым. Источник

11 книг

было у отчима Леонида Юзефовича - 10 томов энциклопедии машиностроения и «Война и мир» Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Лидия Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор интернет-журнала «МОЛОКО» и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат международных и всероссийских литературных премий.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Юлия Зайцева - продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Сергей Оробий - критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Сергей Морозов - литературный критик.

Мнения В. Румянцева

Валерий Румянцев

Лирические и юмористические стихи, басни, литературные пародии, сказки, статьи; реалистические, сатирические и фантастические рассказы Валерия Румянцева печатались в 180 изданиях РФ и за рубежом. Вышло 12 книг.

Записки старого ворчуна

Старик Лоринков

Ко всем текстам, представленным в данной колонке, приложил руку лично Старик Лоринков. Редакция допускает, что все изложенное в данной колонке, может быть литературным вымыслом. Но может и не быть.

Интервью

Литературные мероприятия

27 февр. Пушкин и приключения байронического героя в России

На встрече слушателям будет рассказано о становлении и эволюции типа романтического героя в отечественной литературе, а ...

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес. ...

Встречи с писателями

С 18 по 22 февр. Алексей Сальников

Алексей Сальников автор бестселлера «Петровы в гриппе и вокруг него» приедет в Москву и проведет встречи с читателями.

1 февр. Галина Юзефович

Галина Юзефович расскажет, как сориентироваться в современном литературном пространстве без каких-либо канонов и ориентиров.

Книжные новинки

Рецензии на книги

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Конкурс приурочен к 220-летию со дня рождения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и призван сплотить ...

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Названа лучшая тактильная книга для детей

Названа лучшая тактильная книга для детей

В Российской государственной детской библиотеке подвели итоги конкурса на лучшую тактильную книгу для детей с ...

Новости издательств

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

А также планы на февраль 2019 года и воспоминания ноября 2018 года.

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Специализирующееся на детских книгах издательство Clever планирует к 2022 году открыть 50 магазинов под своим брендом. Половину из...

«Альпина» в Amazon

«Альпина» в Amazon

Книги «Альпины» на русском языке от российских и зарубежных авторов уже доступны в электронном формате на...

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес.  

Видео

Новости книжных магазинов

Книжный магазин «Все свободны» ищет новое помещение

Книжный магазин «Все свободны» ищет новое помещение

Питерский магазин «Все свободны» работает на Мойке, 28 только до 15 февраля.

Лабиринт: Скидки  на книги 40% до 21 декабря

Лабиринт: Скидки на книги 40% до 21 декабря

Сообщается, что скидка 40% распространяется на десять тысяч увлекательных, полезных, занимательных, красивых, новог...

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

В этом году на конкурс было подано рекордное количество заявок – 142 заявки, что почти в три раза больше, чем в про...

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В акции участвует почти весь наш ассортимент. Исключение — серия «Основы искусства».

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Пальцы» автор Катран

У Вити Кныша околела бабка. Жила себе старушка, не бздела, а тут – чпок – и загнула когти: мочевой пузырь по шву лопнул. Бабка рассол от помидоров сильно уважала. Третьего дня банку трехлитровую в один ебальничег морщинистый скушала и поехала на картошку двести километров без остановок. Там, посреди ботвы и колорадских жуков, в ...

далее...

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял,...

далее...

«Смерть рыжей годзиллы» автор Мзунгу

В 80-тые годы я провел сотни часов у радиоприемника, слушая «Голос Америки» и «Радио Свободы». И чем сильнее их глушили советские спецслужбы, тем крепче становилась моя любовь к Америке.
И вот, наконец, здравствуй Америка - страна сильных, смелых, умных и свободных людей!!!
В аэропорту меня встречала женщина по имени Бренда,...

далее...

Детская литература

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

В 2018 году в конкурсе приняли участие 708 авторов. Для Короткого списка эксперты отобрали 15 произведений, которые были выложены в свободном доступе на сайте конкурса kniguru.info. Кому достались призовые места – решили дети и подростки.

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

2 дек. Роб Биддальф

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина