комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Интервью с победителем премии BOOKSCRIPTOR Галой Узрютовой

Интервью с победителем премии BOOKSCRIPTOR Галой Узрютовой 12.12.2018

Литературная премия BOOKSCRIPTOR — проект одноименного digital-издательства, которое помогает молодым авторам найти своего читателя

О премии и проблеме начинающих авторов

Сначала мы хотели обратить внимание на новых авторов, которые работают с подростковой аудиторией. Потом решили расширить рамки и добавили две номинации – новая реальность и фантастика. В номинацию новая реальность мы отнесли все, что связано с интеллектуальной русской прозой и экспериментами. Эта номинация — как раз про прогрессивный край современной русской литературы, про литературу сегодняшнего дня.

За три месяца мы получили больше двух тысяч работ. Пришло очень много текстов-исповедей, описания личных переживаний. Чаще всего это были рефлексии из детства, попытка осмыслить собственный опыт. Это неплохо, можно сказать, каждый человек носит в себе книгу и каждый способен написать хотя бы одну — историю своей жизни. Как говорил Сомерсет Моэм, одну книгу может написать каждый, но писатель начинается после второй, а то и третьей.

Проблема начинающих авторов в том, что (простите, если кого обижу) их опыт чаще всего ценен только для них — они говорят о локальных проблемах и переживаниях, не расширяя свое пространство. Частная литература — это дневник. Но кому интересен плохо написанный дневник с несвежими мыслями? Что мы видим у наших авторов: слишком многие из присланных произведений были написаны небрежно, хаотично, с изломами в композиции и языке. Есть ли будущее у русской литературы? Конечно. Особенно, если она прекратит быть неряшливой, душной и обращенной в стену собственного почета. Но среди этих 2500 работ были сильные, сложные, выходящие из общего контекста. Они и стали победителями премии.

В шорт-лист мы включили 11 работ. Уже через три недели книги авторов-победителей появятся в книжных магазинах по всей стране.

О Гале Узрютовой

"Когда мы прочитали сборник Галы Узрютовой с командой ридеров, то единогласно, не сговариваясь, поставили ей высокие баллы — это была качественная, хорошая и талантливая проза, было видно, что автор — настоящий профессионал, у нее есть чувство языка и ритма, она умеет выстраивать повествование, диалоги, создавать образы и характеры.

После того, как текст Галы попал в шорт-лист, мы передали его на суд профессионального (большого) жюри, куда входили издатели и состоявшиеся литераторы, писатели. Они также высоко оценили ее работу. Это неудивительно, ведь и пишет, сколько себя помнит. Ее тексты были в лонг-листах премии «Дебют», «Русского Гулливера» и многих других литературных премий.

Пьесы Галы входили в шорт-листы конкурсов «Любимовка», «Баденвайлер» и прочих. В обычной жизни она — фрилансер, и пишет статьи, тексты и рекламу, и несколько лет работала райтером криминальных новостей и происшествий. Как никто другой, она знает, как умирают люди и оживают слова," — автор телеграм-канала Читай. Смотри. Твори и главный редактор издательства BOOKSCRIPTOR Екатерина Писарева.

Гала, расскажите, как вы почувствовали необходимость писать? С чего для вас все началось? 

Это был чуть ли не единственный мой способ общения с миром, поскольку в детском саду я столкнулась с психологической травмой, из-за которой у меня возникли сложности в общении. Свои мысли я формулировала не в устной, а в письменной речи, стала записывать какие-то размышления и наблюдения в толстую тетрадь с попугаем. Кстати, интересно, ведь попугай – птица вполне себе говорящая, только сейчас обратила внимание на эту деталь.

Для меня до сих пор письменная речь важнее устной, мне комфортнее общаться именно текстом. Сейчас, конечно, время коммуникабельности и языка. И этого говорения становится слишком много, оно перегружает человека, требует много энергии. Для меня устная речь стала в какой-то мере внешней утилитарной функцией: что-то спросить, что-то узнать, позвонить, ответить. А письменная речь остается для внутреннего, тайного, скрытого.

Давайте поговорим про это «тайное, скрытое». На конкурс Bookscriptor вы отправляли две свои книги – «Страна Саша» (которая вошла в шорт-лист в номинации young adult и скоро выйдет в дружественном издательстве «КомпасГид») и победивший в номинации «новая реальность» сборник рассказов «Снег, который я пропустил», который вы посвятили своему отцу. Расскажите историю создания этих двух книг.

«Снег, который я пропустил» – это мифология моей семьи, смешанная с мифологией времени моего взросления. Наша память работает так, что со временем мы превращаем все пережитые события в миф, нам кажется, что все было так, а не иначе. То же самое происходит и с восприятием истории страны, которая обрастает собственными представлениями человека о жизнеустройстве, о том, как было и как должно быть. К какой бы достоверности мы ни стремились, личное восприятие каждого все искажает.

Только через большое расстояние от событий я смогла как-то разложить этот хаос на тексты и собрать в одну книгу. Она глубоко личная, многое основано на реальных событиях.

«Страна Саша» – young adult книга о подростке, которого воспитывали женщины. Сейчас очень много детей растет без отцов, это уже давно стало чем-то привычным, ты постоянно это наблюдаешь, хочется как-то проанализировать, понять, что происходит. Стали ли мальчики-мужчины другими? Меняется ли роль мужчины в семье, в мире? Саша пытается во всем этом разобраться. Он красит матери волосы, ходит с ней на «тест-драйвы» мужчин, переживает, что недостаточно мужественен. И вдруг объявляется его отец. К тому же, Саша встречает у психолога странную девушку, с которой боится поступить так же ужасно, как его отец с ним и его матерью.

В 2015 году в издательстве «Русский Гулливер» у вас вышла первая книга – сборник стихотворений «Обернулся, а там – лес». Получается, «Снег, который я пропустил» – ваша дебютная книга прозы, несмотря на то, что вы уже известный в среде писатель, лауреат многочисленных конкурсов. Почему так складывалось, что ваша проза еще не была издана крупными издательствами?

Проза для меня – очень медленная вещь. Книгу рассказов «Снег, который я пропустил» я, например, писала несколько лет и собрала как раз незадолго до конкурса «Букскриптора», просто поняла – все эти тексты сложились как нечто целое. До этого у меня не было ощущения готовности книги. Фактически «Букскриптор» стал первым издательством, которому я предложила ее в таком вот готовом виде. Что касается книги «Страна Саша»: я переписывала некоторые части, и только в этом году стала ее куда-то отправлять. Сейчас книга готовится к изданию.

Вы автор блога на Снобе. В своём профайле вы указывали, что ваши «особенно любимые пункты наблюдения: берега, улицы, кафе, поезда, аэропорты, мосты, отели, эскалаторы, рынки, дороги». Как часто подсмотренные истории становятся основой художественного текста? Какие это истории в сборнике «Снег, который я пропустил»?

В книге много подсмотренных и подслушанных моментов. Но все это работает в тексте не в ручном, а в автоматическом подсознательном режиме. Иногда ты даже сам не понимаешь, каким образом возникает то или иное соединение подсмотренного и вымышленного. Ты видишь в аэропорту мужчину, и вдруг он превращается в твоего отца, а потом в каждого отца, а потом в отца отца и отца из твоего рассказа.

Рассказ «Равнина», например, вырос из услышанной от одного писателя фразы. Мы ехали с ним по Латвии, и он все удивлялся, какие равнинные пейзажи вокруг – сам он из горной страны, и к такому не привык, у него другой ландшафтный менталитет. И вдруг ты понимаешь, что, наоборот, с детства живешь на равнине, и поэтому воспринимаешь все эти виды за окном машины совсем по-другому. И вот уже в рассказе случайно брошенная фраза становится основой, которая обрастает реальной историей твоей семьи, которая тоже живет на равнине. Или в Берлине ты останавливаешься в отеле, в доме напротив которого есть примыкающий к стене прозрачный лифт. Ты видишь всех, кто в нем едет, и они видят тебя. А внутри меня уже селится мужчина, который катается в таком лифте и наблюдает за женщиной в окне напротив, из чего появляется новый рассказ «Берлин. Абсолютно голый». Или ты периодически слышишь то в очереди, то в поезде от разных женщин, что им снится президент. В итоге, эта одна большая женщина несколько лет живет в твоей голове и не дает покоя, пока ты не напишешь текст «Думмерхен».

Вы пишете пьесы, отсюда вопрос: насколько инструментарий драматурга может помочь человеку, пишущему прозаический художественный текст?

Скажу, может быть, странную вещь, но, по-моему, различия жанров весьма условны. Говорим ли мы о драме, прозе или поэзии, везде нужен нерв, без которого ничего не работает. Другое дело, что в поэзии и драматургии этого нерва, скорее, больше, чем в прозе. Хорошая проза наступает там, где нерв уже отпустил. А вообще мне часто говорят, что моя проза очень похожа на кино. Если так, то кино это почти без действия, в нем непроисходящее становится главным. Непроисходящее как действие.

Какие писатели вам нравятся?

Раймонд Карвер, Федор Достоевский, Джером Дэвид Сэлинджер, Петер Хандке, Дэвид Фостер Уоллес, Малин Кивеля и много других. Вообще, выбор зависит от конкретного момента, часто практикую параллельное чтение. Могу, например, читать одновременно «Идиота» и истории про муми-троллей. А вот с фэнтези и приключенческим жанром совсем не сложилось, причем даже в детстве и подростковом возрасте меня это не интересовало.

А как вы как автор относитесь к редактуре текстов?

Если это какие-то фактические, орфографические правки, то приветствую, но с крупными правками содержания смириться не могу. Был даже случай, когда мне рекомендовали исправить финал одного текста, но я отказалась от публикации. В итоге, вещь потом вышла в изначальном виде в другом хорошем журнале.

Следите ли вы за тем, что происходит в современной литературе? На ваш взгляд, какие тренды формируются в ней сегодня?

Слежу, но не всегда успеваю. Среди трендов, не скажу, что новых, но продолжающихся: активизация young adult направления, рост внимания к детской и феминистской литературе. Кроме того, отмечу рост популярности тем, связанных с waithood (wait +adulthood), это разные вопросы откладывания взросления людьми 30+. Меня радует, что в России продолжается активная литературная децентрализация. Очень важно, чтобы было как можно больше удаленных от Москвы и Петербурга литературных центров, где можно работать не в спящем, а активном режиме, где формируется среда, причем не сверху, а изнутри.

Как вы считаете, могут ли толстые литературные журналы помочь начинающему писателю или они как институция уже не работают?

Могут, и они это делают. Не соглашусь с тем, что толстые журналы исчерпали свой ресурс.

Сейчас они находятся в переходном периоде, пытаются как-то трансформироваться, потому что в наступившем цифровом мире многие старые схемы уже не работают. Конечно, это требует времени и затрат. Процесс будет долгим, непростым, но думаю, со временем журналы перейдут на обновленный формат, тесно связанный с интернетом. Надеюсь, «Журнальный зал» снова заработает.

Какими бы разными ни были журналы, потребность в общем информационном поле остается. А вообще, я человек бумажной книги, поэтому мне бы очень хотелось, чтобы бумажные версии журналов тоже продолжили работать. Бумаге я больше доверяю.

Интервью: Екатерина Писарева

Источник: bookscriptor.ru/



Описание для анонса: 
Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Александр Снегирёв, писатель:

На глаза часто попадаются некие дайджесты образов Пушкина, его персонажей, и белочка всегда присутствует Источник

Алексей Иванов, писатель:

Я много думал об этом, но так и не решил, здоровая или нездоровая любовь у российского читателя к историческим романам. Источник

Короткое чтиво на каждый день

«Флешмоб» Народ Россеяныч Терпелкин

В большом, красивом загородном доме, обнесённом высоченным забором, все шло так, как обычно бывает, когда президент приезжал. Случалось это не часто, но весь персонал готовился и ждал приезда хозяина, каждый день. Хозяин приехал тихо, без шума и гама. Что удивительно, приехал с доктором. Но после обеда доктор уехал. А вечером прибыл Премьер-министр, а за...

Сергей Оробий: «Пушкин и Белкин»

В гостиной сидели двое: хозяин дома — смуглый, кучерявый тип с насмешливо-надменным лицом, и его гость — суетливый низенький господин в поношенном сюртуке.
— Помилуйте, Александр Сергеевич, — прижимая пухлые руки к груди, говорил господин в сюртуке. — Я продал вам пять блестящих сюжетов и достоверно знаю, что вы уже готовы их напечатать в дорогом столичном...

Литература в картинках

Акция! Реклама по Вашей цене!

Любопытное из мира литературы

13 распространенных ошибок в рецензировании книг

13 распространенных ошибок в рецензировании книг

Перевод статьи Джея Фернандес. Сообщается, что статья ориентирована больше на критика-профессионала (то есть того, кто этим зарабатывает), тем не менее и любителям писать заметки "для себя" найдётся пара дельных советов.

Как Владимир Соловьев переписал мою книгу и выдал за свою, или, Как книжные издательства губят нашу литературу

Как Владимир Соловьев переписал мою книгу и выдал за свою, или, Как книжные издательства губят нашу литературу

О манипуляциях известного телеведущего и крупнейшего издательства страны с книгой Федоры Яшиной «Богоубийцы, или, Колдуй баба сказал дед доставая пистолет», и как подобные манипуляции сказываются на Литературе в целом. Матери...

Чем полезно чтение

Чем полезно чтение

Крупнейшее издательство в РФ рассказывает прописные банальности. Но, вдруг кто не знает ;)

Почему Россия вылетела из клуба «научно-фантастических держав» и зачем туда стремится Китай

Почему Россия вылетела из клуба «научно-фантастических держав» и зачем туда стремится Китай

Расцвет научной фантастики пришелся на ХХ век, и вклад русских и советских писателей в это явление был очень весом. Популярность жанра в стране базировалась на мощной основе — научно-техническом прогрессе, освоении космоса, ш...

Литература в цифрах

5 лет

Срок по истечении которого, по планам господина Новикова, «Эксмо-АСТ» должно войти топ-10 европейских издательств. Источник

4032

Такое количество страниц в полном собрании сочинений Агаты Кристи о мисс Марпл. Издание занимает второе место среди самых объемных книг. Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Лидия Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор интернет-журнала «МОЛОКО» и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат международных и всероссийских литературных премий.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Юлия Зайцева - продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Сергей Оробий - критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Сергей Морозов - литературный критик.

Мнения В. Румянцева

Валерий Румянцев

Лирические и юмористические стихи, басни, литературные пародии, сказки, статьи; реалистические, сатирические и фантастические рассказы Валерия Румянцева печатались в 180 изданиях РФ и за рубежом. Вышло 12 книг.

Записки старого ворчуна

Старик Лоринков

Ко всем текстам, представленным в данной колонке, приложил руку лично Старик Лоринков. Редакция допускает, что все изложенное в данной колонке, может быть литературным вымыслом. Но может и не быть.

Интервью

Литературные мероприятия

«Деятели искусства и душевные расстройства»: лекция Дмитрия Воденникова в поддержку подопечных ПНИ

10 июля в библиотеке им. Достоевского пройдёт лекция поэта и эссеиста Дмитрия Воденникова о художниках с ментальными рас...

Более 30 бесплатных литературных экскурсий пройдут в Москве в июне

В рамках экскурсий желающие смогут познакомиться с жизнью и творчеством Льва Толстого, Сергея Есенина, Михаила Булгакова...

Встречи с писателями

5 июня. Роман Сенчин и Евгения Некрасова

Прозаики Роман Сенчин и Евгения Некрасова поговорят о современности в литературе.

В Москву приезжает писатель Алексей Иванов

С 31 мая по 2 июня писатель, сценарист и культуролог Алексей Иванов, примет участие в нескольких мероприятиях.

7 июня. Сергей Лукьяненко

Сергей Лукьяненко представит новую книгу «Порог».

Книжные новинки

Рецензии на книги

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Поздравляем Библиотекарей с профессиональным праздником! ;)

Поздравляем Библиотекарей с профессиональным праздником! ;)

27 мая 1995 года в России был подписан указ «Об установлении общероссийского дня библиотек». Выбранная для&nbs...

Летняя читальня Библиотеки им. Н.А. Некрасова уже работает в Саду Баумана

Летняя читальня Библиотеки им. Н.А. Некрасова уже работает в Саду Баумана

В читальне можно получить читательский билет. Брать на дом книги с полок и заказывать книги из фонда библиоте...

С 23-27 мая во всех библиотеках Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга будут проходить мероприятия, посвященные Общероссийскому дню библиотек

С 23-27 мая во всех библиотеках Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга будут проходить мероприятия, посвященные Общероссийскому дню библиотек

В эти дни взрослым посетителям представится уникальная возможность освоить азы профессии библиотекаря и соверш...

Мобильная точка Библиотеки имени Н.А. Некрасова откроется в Павильоне МЦД в рамках «Библионочи»

Мобильная точка Библиотеки имени Н.А. Некрасова откроется в Павильоне МЦД в рамках «Библионочи»

Демонстрационный павильон Московских центральных диаметров (МЦД) в этом году присоединится к акции «Библионочь...

Новости издательств

В издательстве «Аванта+» вышло новое издание сказок А.С. Пушкина. С комментариями члена Координационного совета Гильдии словесников

В издательстве «Аванта+» вышло новое издание сказок А.С. Пушкина. С комментариями члена Координационного совета Гильдии словесников

Утверждают, что комментирования издания школьной классики очень нужны, причём с комментариями живыми...

Издательский Дом Мещерякова с 1 по 6 июня примет участие в книжном фестивале

Издательский Дом Мещерякова с 1 по 6 июня примет участие в книжном фестивале

Фестиваль «Красная площадь» приурочен ко дню рождения А.С.Пушкина и Дню русского языка.

Издательство «Розовый Жираф»: Мы участвуем в трех книжных ярмарках в трех разных городах: в Москве, в Питере и в Перми

Издательство «Розовый Жираф»: Мы участвуем в трех книжных ярмарках в трех разных городах: в Москве, в Питере и в Перми

Издательство приглашает на свои стенды, чтобы обсудить книги, рассказать про издательские планы и пр...

18 и 19 мая в Москве издательство МИФ устраивает Гаражную распродажу

18 и 19 мая в Москве издательство МИФ устраивает Гаражную распродажу

Мероприятие пройдет в пространстве «Ангар» на территории Хлебозавода (ул. Новодмитровская, 1). На...

Видео

Новости книжных магазинов

Лучшая художественная проза мая

Лучшая художественная проза мая

По версии Литрес, сервиса электронных книг №1 в России.

ЛитРес: С 13 по 20 марта скидка 20% на книги акции «О чём пишут женщины»

ЛитРес: С 13 по 20 марта скидка 20% на книги акции «О чём пишут женщины»

Скидка 20% будет действовать на книги лучших российских писательниц по промокоду wmwritersweek20.

ЛитРес подвел итоги 2018 года: Рекордные продажи аудиокниг, стремительный рост приложений и самиздата

ЛитРес подвел итоги 2018 года: Рекордные продажи аудиокниг, стремительный рост приложений и самиздата

Выручка ГК за год выросла на 48% по сравнению с годом ранее, при этом доходы флагманского сервиса ЛитРес от продаж ...

Wildberries продал книг на миллиард

Wildberries продал книг на миллиард

Один из крупнейших российских онлайн-ритейлеров, Wildberries, ранее специализировавшийся на торговле одежды, за про...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Конец всех сказок» автор Lexеич

Деда разбудили странные звуки, доносившиеся откуда-то со двора. Кряхтя и морщась, он сполз с топчана, сунул ноги в галоши с обрезанными задниками и поковылял к выходу.

Скребущие звуки доносились из открытой двери амбара. Дед, пригнувшись, вошёл туда. Ему открылся вид на монументальный зад бабки, обтянутый застиранной ситцевой...

далее...

«Пальцы» автор Катран

У Вити Кныша околела бабка. Жила себе старушка, не бздела, а тут – чпок – и загнула когти: мочевой пузырь по шву лопнул. Бабка рассол от помидоров сильно уважала. Третьего дня банку трехлитровую в один ебальничег морщинистый скушала и поехала на картошку двести километров без остановок. Там, посреди ботвы и колорадских жуков, в ...

далее...

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял,...

далее...

Детская литература

Спасти детские издания можно, если ввести систему подписного сертификата

Спасти детские издания можно, если ввести систему подписного сертификата

В Общественной палате РФ состоялся круглый стол по проблемам детских и юношеских изданий. Их остается в стране все меньше и меньше, они испытывают серьезные экономические трудности, эффективной поддержки со стороны государства практически н...

15 мая в МДЦ «Артек» состоится всероссийский финал Международного конкурса юных чтецов «Живая классика»

15 мая в МДЦ «Артек» состоится всероссийский финал Международного конкурса юных чтецов «Живая классика»

Трансляция финала начнется в 20:00. Посмотреть его смогут все желающие.

Состоялся финал конкурса «Живая классика»

Состоялся финал конкурса «Живая классика»

7 апреля участники конкурса юных чтецов «Живая классика» соревновались за возможность отправиться в мае в знаменитый лагерь Артек. Из 15 выступающих, которые были отобраны на предварительно прошедших школьных и районных этапах конкурса, по...

ММКВЯ и Болонская ярмарка детской литературы планируют провести ярмарку детской литературы в Москве

ММКВЯ и Болонская ярмарка детской литературы планируют провести ярмарку детской литературы в Москве

Мероприятие намечено на сентябрь 2021 года. Утверждают, что это будет первая полноценная ярмарка детской литературы и это будет отдельная ярмарка, «не привязанная» по времени к «взрослой» ММКВЯ.

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина