комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Интервью с финалистом «Ясной поляны» и Писателем Года по версии журнала GQ Борисом Минаевым

Интервью с финалистом «Ясной поляны» и Писателем Года по версии журнала GQ Борисом Минаевым 26.10.2016

О премиях, творческих целях и мягкой ткани человеческой жизни, что оплетает скелет Большой Истории.

— Борис Дорианович, ваша дилогия «Мягкая ткань» в этом году попала в лонг-листы всех значительных литературных премий («Большая книга», «Ясная Поляна», «Русский Букер») — и на днях добралась до финала «Ясной Поляны». Более того, журнал GQ, не сомневаясь, присвоил вам звание Писателя Года именно за «Батист» и «Сукно». Что для вас значат литературные премии? Влияют ли они на вашу творческую самооценку — может быть, даже творческие планы — или у вас другие критерии?

— Вообще для человека, который делает все что угодно — моет пол или посуду, рассказывает сказку, двор подметает, — важна оценка других людей.

Нам с раннего детства очень важно, чтобы нас заметили и похвалили. Но к литературным премиям — а для человека пишущего это, разумеется, самая главная «пятерка» за всю его большую жизнь — нужно относиться осторожно. Ну, не всегда это совпадает с подлинным качеством книги — а бывает, что само время, проверяя тексты, отбрасывает книжки успешные и поднимает вверх никому не известные имена.

Кстати, это можно почувствовать уже сейчас — на книжном фестивале «Красная площадь» продавец, расхваливая книгу, настойчиво рекомендовал покупателю: возьмите, это лауреат премии такой-то. На что покупатель отвечал: нет, лауреата мне не надо, вы мне хорошее что-то дайте…

Я вообще не верю, что для писателя слава и успех, тем более деньги — основная мотивация. Мотивация для этого бесконечного и безнадежного труда лежит совершенно в другой области. И тем не менее, премии — это очень приятно. Тем более что премия GQ — это, собственно, премия самих читателей. Не критиков и не экспертов.

— Как писателя вас больше знают по рассказам о детстве мальчика Левы (повесть в рассказах «Детство Левы» стала лауреатом литературной премии «Заветная мечта»). Еще как автора биографии Бориса Ельцина. И вдруг — два больших, очень взрослых, очень насыщенных романа, требующих серьезной подготовительной работы. Почему вы за них взялись?

— До «Мягкой ткани» у меня был опыт с «Психологом», где я впервые попробовал этот жанр — роман для взрослых. Правда, с некоторыми оговорками. Там главный герой — выросший мальчик Лева. И это, по сути, попытка эпилога к историям про Леву — вот так он прожил свою жизнь, вот таким стал, вот что его ожидало…

Это был рискованный шаг: многие читатели не смогли принять, что Лева вырос таким вот неидеальным, неровным, с мучительными проблемами. Хотя, по-моему, все это было в нем заложено с самого начала.

Что же касается «Мягкой ткани», то в основу романа я положил несколько историй из жизни своего деда по папиной линии, а во второй части — и деда по маминой. Некоторые эпизоды — например, фантастическую историю о бальзамировании тела своей умершей жены доктором Весленским, историю о мальчике, которого заставляли предсказывать будущее, и еще целый ряд других — я взял из мемуаров, семейных легенд других людей.

С каждой такой историей, с каждой новой прочитанной книжкой я все больше погружался в мир, который никогда бы не рискнул описывать, если бы не потребность воссоздать образы моих собственных предков.

Наверное, начал работать с историческими документами и мемуарами я в то время, когда готовил к печати биографию Ельцина в серии «ЖЗЛ». Перестал их бояться, что ли. Увлекся закономерностями, логикой истории. Работа над биографией Бориса Николаевича, кстати, не закончена, сейчас я буду готовить еще один вариант — с новыми материалами и документами.

Дело в том, что почти год назад в Екатеринбурге открылся «ЕльцинЦентр» — первое такое учреждение в нашей стране: музей, архив, культурный и научный центр, посвященные недавней исторической эпохе, эпохе Ельцина и 90-х. И когда мы готовили экспозицию (а я участвовал в ее создании), было найдено очень много нового — какие-то вещи я для себя впервые открыл. Так что эту работу я тоже продолжаю.

— Раз уж мы заговорили о сохранении памяти — сколько в «Мягкой ткани» подлинных исторических событий, а сколько вымысла? Существовал ли на самом деле агитпоезд «III Интернационал» с экспериментальным искусством на борту? А эпизод со спасением поселения от погрома буквально с помощью театральной постановки — был?

— Моя троюродная сестра Милана недавно взяла и совершила маленький подвиг — достала из Киева дело своего расстрелянного деда (младшего брата моего деда): допросы, показания свидетелей, приговор и так далее. А мой двоюродный брат Володя практически воссоздал историю семьи по другой линии, крестьянской, калужской. Тоже нашел массу документов.

Почему мы все это делаем? Потому что ХХ век, советский мир — они лишили нас личного прошлого. Семейного. Многие его стесняются — если, например, дедушка был большевик, не дай бог чекист.

Лучше не думать, не знать. Многие действительно не знают — дедушка был репрессирован, и о нем нельзя было говорить. Детали исчезли. Фотографий почти нет. Писем тоже. В результате у нас осталось только общее прошлое — война, революция, — но почти нет прошлого индивидуального, семейного мифа.

Роман «Мягкая ткань» — попытка эту данность побороть, преодолеть. Конечно, у меня есть свое чувство истории, свои воззрения исторические. Но в результате человеческая жизнь с ее тонкими материями и «мягкими тканями» для меня важнее, чем эти «общие» концепции. Ну да, мой прадед был небедным человеком, управлял большими капиталами (хотя и чужими). А его сын пошел в революцию и все это разрушил. Но в романе я не отвечаю на вопрос — почему? Нет на этот вопрос правильного ответа.

Я отвечаю — себе в первую очередь — на другой вопрос: а как выжить-то при всем этом? Как семью сохранить? Как совесть сохранить? Если горячие времена вновь наступят? Вот этот вопрос для меня основной. Жизненно важный.

В принципе, почти все события, описанные в «Батисте» и «Сукне», исторические, все происходили на самом деле. Агитпоезд «III Интернационал» действительно существовал. Но проблема в том, что он относился к военному ведомству, ведомству Троцкого. И если о других агитпоездах есть целые книги, большое количество опубликованных мемуаров — то об этом как корова языком слизала.

Тем не менее я описываю то, что реально происходило в жизни — но это пока лишь эскиз, первое приближение к этой большой истории. Агитпоезд, на котором были и мой дед, и его брат, похоже, почти добрался до Варшавы… Но это еще предстоит описать.

Евреи от погромов спасались разными способами, в том числе и такими, как в романе. Но, к сожалению, чаще спастись им не удавалось. Вообще реальная гражданская война очень мало похожа на то, что показывают в советском кино или в нынешних экранизациях.

В частности, когда я начал изучать эти еврейские погромы 1919−22 годов, мои представления о ней во многом перевернулись, я понял, что эта страшная тема, как ни странно, почти не отражена ни в документальной, ни в художественной литературе, это практически непаханая целина.

Причем на евреях вымещали свою жажду мести, свою ненависть самые разные в политическом отношении армии. Мы почти ничего об этом не знаем — хотя именно еврейские погромы во многом предвосхищают холокост. Это абсолютно средневековая по жестокости, дикости и трагизму история, оказавшая огромное влияние на все остальные события.

— Как вы создаете своих персонажей и в каких отношениях с ними находитесь? Вам жаль, когда они умирают?

— Это довольно интересный момент, потому что иногда герои возникают просто сами, помимо воли автора. Рождаются и живут дальше, хотя ты их совсем не планировал помещать в текст. Так родился, например, доктор Весленский.

Однажды подруга нашей семьи Лена Козырева совершенно случайно рассказала историю о своем деде. История так меня поразила, что я решил поместить ее среди других эпизодов своего семейного романа. В результате доктор Весленский совершенно неожиданно для меня стал главным героем.

Мне пришлось долго и мучительно думать, что вообще с ним делать. Какое он имеет отношение к Дане Каневскому, прототипом которого является мой дед? Как их всех собрать в единое повествование? Кем они все друг другу приходятся?

С другой стороны, есть и противоположные примеры — некоторые образы, которые в романе обязательно должны были быть, никак не хотели туда влезать и как-то появляться.

В частности, это Надя Штейн, сестра Веры, прототипом которой является моя бабушка Надежда Давыдовна Минаева. Ну прямо вот пришлось ее уговаривать появляться, просто на коленях стоять (как она стоит в романе на коленях, спасая деда). Не хочет она быть в романе, где главный герой — ее муж, мой дед. Он от нее ушел к другой, в самом конце жизни, и она, видимо, этого не простила.

Словом, автору то и дело приходится выкручиваться. И вовсе он никакой не демиург, а во многом лицо подневольное. Что касается смерти, это тоже сложно — необходимость сосуществовать со смертью, ее преодолевать, ее проживать является темой всего романа, в особенности первой части. Вера Штейн, например, умирает сразу, в самом начале романа и довольно молодом возрасте. Но на самом деле это не конец — постепенно ее жизнь раскрывается перед нами все полнее и полнее. То есть в каком-то смысле она и не умирает. И я до сих пор не знаю, умер ли доктор Весленский или нет. Хотя по всем законам — да, должен был уже умереть, во второй части.

— Вы довели действие своей дилогии до сороковых и поставили таинственную точку, больше напоминающую многоточие. Узнаем ли мы, что было с героями дальше? И почему в начале «Батиста» Даня Каневский — дедушка выросшего Левы из ваших ранних рассказов — покидает бабушку героя ради таинственной Марии Мироновны?

— Я пока не совсем ясно понимаю, как будет развиваться продолжение и сколько в нем будет частей, знаю только, что название будет другим — не «Мягкая ткань».

Главные герои будут новые — собственно, по той причине, что одно поколение («детей») постепенно придет на смену предыдущему. Но «дети», конечно, появляются уже и во второй части «Мягкой ткани». Да, продолжение — это сороковые, пятидесятые, шестидесятые годы ХХ века, совсем другая эпоха, и место, кстати, окончательно изменится — из Украины оно переместится в основном в Москву.

Почему постаревший Даня Каневский ушел из семьи, в том возрасте, когда уже мало кто бывает способен на такие вещи, — один из вопросов для этой книги. Но меня, конечно, больше волнует не то, как и куда он ушел, а то, откуда — то есть опять же семья. Ничто другое танковым гусеницам истории не может противостоять. А человеческая жизнь, быт, любовь, измены, привычки, дети — все прорастает опять, как трава.

— Каковы ваши глобальные творческие планы — и что на них способно повлиять?

— Ну, я их уже описал в общих чертах. Дополнить книгу про Ельцина новыми фактами и деталями, подготовить второй ее вариант. Взяться за продолжение романа о Каневских и Штейнах, о Савченковых и Весленском. То есть о моей истории, об истории вообще. Ну и где-то еще должно поместиться продолжение «Детства Левы» (оно уже начато) и книжка рассказов под условным названием «Девушки 80-х». На это может повлиять мое настроение и самочувствие. Ни премии, ни их отсутствие — нет, не могут.

Источник: www.labirint.ru


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Олег Новиков, совладелец «Эксмо-АСТ»:

Мы полагаем, что одна из целей иска — желание обанкротить конкурента Источник

Михаил Сеславинский, руководитель Роспечати:

Я посмотрел, оказывается, травка так называлась – заря. Пучок зари. Это имеет какое-то значение? Никакого! Источник

Юрий Буйда, писатель:

Помню, что многие стеснялись покупать единственную куриную ногу, а я пришел как-то в магазин и говорю: «Мне одну ногу!» Источник

Короткое чтиво на каждый день

«Планета счастья» Сергей Скляров

Теперь ангелы с лицами девушек из эротических фильмов кружили над Поповым, указывая дорогу.
Попов перестал быть самим собой – двадцатитрехлетним коммерсантом, торгующим французской косметикой и совсем недавно открывшим для себя Планету Счастья. Теперь он превратился в кого-то другого, свободного и всемогущего. Платинумен – это странное и блистательное...

«Два богача» Иван Тургенев

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

Литература в картинках

Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Как писать хайку на русском языке

Как писать хайку на русском языке

Хайку – национальная японская форма поэзии, жанр поэтической миниатюры, просто, лаконично, ёмко и достоверно изображающий природу и человека в их нерасторжимом единстве.

Анекдот про книги

Анекдот про книги

Умирает старый профессор. Лежит на диванчике, в кабинете, у диванчика — его старый фронтовой друг. Профессор голову приподнимает, показывает на книжные полки, висящие над рабочим столом. «Это всё, — говорит, — книги, которые я написал».

Почему художественная литература лучше учебников по управлению

Почему художественная литература лучше учебников по управлению

Выдающиеся писатели являют пример гениальных менеджеров, способных управлять собой и другими. У Николая Лескова был огромный опыт работы в коммерческих фирмах, Оноре де Бальзак знал про экономику Европы, деньги и разорение не меньше, чем менеджеры с дипломом MBA...

Гоголь. Мистика в книгах, в жизни и в смерти

Гоголь. Мистика в книгах, в жизни и в смерти

Фигура Гоголя заметно выделяется на фоне русских писателей. И не только странной причёской. Николай Васильевич – один из самых больших оригиналов своего века. Его жизнь и творчество напитаны таинственностью, сверхъестественным. А какие мистические фильмы про нег...

Как Владимир Соловьев переписал мою книгу и выдал за свою, или, Как книжные издательства губят нашу литературу

Как Владимир Соловьев переписал мою книгу и выдал за свою, или, Как книжные издательства губят нашу литературу

О манипуляциях известного телеведущего и крупнейшего издательства страны с книгой Федоры Яшиной «Богоубийцы, или, Колдуй баба сказал дед доставая пистолет», и как подобные манипуляции сказываются на Литературе в целом. Материал публикуется без купюр.

Литература в цифрах

400 рублей

стоимость услуги бета-ридера за 1 а.л. Источник

Менее 45 кг

Величина подушевого потребления бумаги для печати, в 2016 году Источник

6 месяцев

Столько времени занимает процесс допечатной работы над детской книгой Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Лидия Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор интернет-журнала «МОЛОКО» и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат международных и всероссийских литературных премий.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Юлия Зайцева - продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Сергей Оробий - критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Сергей Морозов - литературный критик.

Мнения В. Румянцева

Валерий Румянцев

Лирические и юмористические стихи, басни, литературные пародии, сказки, статьи; реалистические, сатирические и фантастические рассказы Валерия Румянцева печатались в 180 изданиях РФ и за рубежом. Вышло 12 книг.

Записки старого ворчуна

Старик Лоринков

Ко всем текстам, представленным в данной колонке, приложил руку лично Старик Лоринков. Редакция допускает, что все изложенное в данной колонке, может быть литературным вымыслом. Но может и не быть.

Интервью

Литературные мероприятия

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес. ...

24 дек. «Грамотные понедельники»

Лекция В. Ефремова «Русский гендер (о феминитивах и не только)».

Встречи с писателями

1 дек. Макс Фрай

Макс Фрай представит новую книгу «Тяжелый свет Куртейна. Синий»

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Книжные новинки

Рецензии на книги

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Названа лучшая тактильная книга для детей

Названа лучшая тактильная книга для детей

В Российской государственной детской библиотеке подвели итоги конкурса на лучшую тактильную книгу для детей с ...

13 дек. Молодёжный прозаический слэм РГБМ

13 дек. Молодёжный прозаический слэм РГБМ

В литературно-художественной битве сойдутся молодые прозаики в возрасте до 35 лет.

Новости издательств

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

А также планы на февраль 2019 года и воспоминания ноября 2018 года.

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Специализирующееся на детских книгах издательство Clever планирует к 2022 году открыть 50 магазинов под своим брендом. Половину из...

«Альпина» в Amazon

«Альпина» в Amazon

Книги «Альпины» на русском языке от российских и зарубежных авторов уже доступны в электронном формате на...

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес.  

Видео

Новости книжных магазинов

Лабиринт: Скидки  на книги 40% до 21 декабря

Лабиринт: Скидки на книги 40% до 21 декабря

Сообщается, что скидка 40% распространяется на десять тысяч увлекательных, полезных, занимательных, красивых, новог...

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

В этом году на конкурс было подано рекордное количество заявок – 142 заявки, что почти в три раза больше, чем в про...

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В акции участвует почти весь наш ассортимент. Исключение — серия «Основы искусства».

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Портал «Активный гражданин» проводит голосование среди граждан, с целью выяснить какой книжный магазин мо...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял,...

далее...

«Смерть рыжей годзиллы» автор Мзунгу

В 80-тые годы я провел сотни часов у радиоприемника, слушая «Голос Америки» и «Радио Свободы». И чем сильнее их глушили советские спецслужбы, тем крепче становилась моя любовь к Америке.
И вот, наконец, здравствуй Америка - страна сильных, смелых, умных и свободных людей!!!
В аэропорту меня встречала женщина по имени Бренда,...

далее...

«Брат» автор: гражданин Фильтрубазаров

Впервые он заступился за меня перед самой школой, когда мне было уже 7 лет. До этого он рассказывал мне, что на Луне живут непослушные дети, которые делают там всё, что хотят и о которых совсем позабыли уже их родители…

Ещё он кормил меня кислой вишней и говорил, что это очень полезно. А когда я морщился – он ржал, как ...

далее...

Детская литература

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

В 2018 году в конкурсе приняли участие 708 авторов. Для Короткого списка эксперты отобрали 15 произведений, которые были выложены в свободном доступе на сайте конкурса kniguru.info. Кому достались призовые места – решили дети и подростки.

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

2 дек. Роб Биддальф

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина