комиссия-по-конопле.рф
Интернет-магазина onix-boox
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Эжен Мельц: «Я люблю экспериментировать»

Эжен Мельц: «Я люблю экспериментировать» 02.10.2014

Интервью с Эжен Мельц, автором автобиографического сочинения для детей и подростков «Долина юности». В этом году российские зрители смогли увидеть одноименный знаменитый моноспектакль в исполнении самого Эжена.

Швейцарский писатель румынского происхождения Эжен Мельц (1969), известный в своей стране просто как Эжен, вновь порадовал своих русских поклонников. Во-первых, в прошлом году вышел перевод его автобиографического сочинения для детей и подростков «Долина юности», в основу которого легли несколько историй о значимых для автора предметах. Во-вторых, наконец-то и наши зрители этим летом смогли увидеть одноименный знаменитый моноспектакль в исполнении самого Эжена.

– Расскажите, как Вы работали с Кристианом Денизаром, поставившим «Долину юности»?

– Вообще-то Денизар – один из моих персонажей, как вы знаете из книги, мы учились в одном классе. Но если серьезно, то мы дружим с 11 лет. Сегодня он профессиональный режиссер-постановщик, работает в театре. Когда вышла моя книга, я выступил с двумя публичными чтениями. Тогда я не ожидал, что, представляя слушателям собственный текст, смогу пережить настолько сильные эмоции, ведь речь шла о времени моего взросления, маме, брате. И в тот момент, когда я имитировал интонации моих близких, я вдруг подумал о том, что могу отложить эту книгу в сторону и сыграть все так, как если бы это был спектакль. А единственный человек, с которым я мог серьезно обсудить этот проект, был Кристиан.

– А теперь, после того как Вы сыграли спектакль, у Вас есть желание продолжить свою актерскую карьеру?

– Безусловно, мне нравится играть собственные тексты. Ведь только в этом случае я ощущаю себя как дома. И так как я одновременно и автор и актер, у меня есть право вольно интерпретировать собственные слова, чего бы я не мог себе позволить, например, в отношении шекспировской пьесы. К тому же спектакль для меня – продолжение книги, он дает ей новую жизнь. Поэтому не так давно я сделал второй проект, касающийся другой моей работы.

– Всегда ли Ваша проза (имею в виду пока непереведенные на русский язык тексты) отчасти автобиографична?

– В моих книгах много личного, но только «Долина юности» заявлена как автобиография. Однако во всех своих текстах я уделяю большое внимание форме. И очень люблю экспериментировать. Поэтому могу написать сказку, монолог, рассказ. Например, однажды я сделал путеводитель по несуществующей стране. Чтобы объяснить читателям, почему об этом крае никто никогда не слышал, я выдумал диктатора, который изолировал свое государство на 70 лет. А чтобы правдоподобно описать фигуру этого человека, я вдохновлялся образом Чаушеску. А еще я путешествовал по Ближнему Востоку. Многие впечатления о Турции, Сирии, Иордании потом вошли в мой путеводитель. Другой пример. В прошлом году у меня вышла новая повесть: это история битвы между лисом и программируемой автоматической газонокосилкой. Я впервые увидел это устройство 10 лет назад, когда жил в Базеле. Помню, оно потрясло меня, потому что внешне напоминало живое существо.

– А история о Сименоне, описанная в «Долине юности» правдива? Вам действительно именно тогда захотелось стать писателем?

– Абсолютно. Долгие годы мать повторяла: «Видишь, вон там во дворе гуляет господин? Это Жорж Сименон, а у нас в библиотеке есть его книги». Но поначалу меня это совершенно не интересовало, ведь я был ребенком, больше выросшим на телевизоре, нежели на книгах.

Однако когда я увидел, что к Сименону приехали телевизионщики, то был поражен. Тогда, в 11 лет, я наконец понял, насколько важное место может занимать литература в жизни людей. Позже я стал задумываться о том, как нужно писать, как найти собственный стиль и манеру. И следующим, кто мне помог, был мой школьный учитель французского языка. Он предложил нам писать сочинение на свободную тему. Время от времени он собирал наши тексты, и если они получались интересными, то ставил оценку, в противном случае ничего не происходило. А еще в классе был мальчик, с которым мы соревновались, кто напишет лучше. Это тоже подстегнуло меня к писательству.

– Как Вы придумали список предметов, ставший поводом для целой книги?

– Мой товарищ проходил собеседование. И вместо того, чтобы принести дипломы и рассказать о своем профессиональном опыте, он выложил перед работодателем несколько вещей. Одну он сделал сам, другую привез из путешествия и так далее. Собеседование прошло отлично, и его взяли на работу. Что само по себе доказывает: важный предмет может поведать о нас больше, чем любое резюме. Однако когда я решил написать «Долину юности», моя издательница предложила мне поучаствовать в проекте, где различные писатели рассказывали истории своего детства. Было только одно условие: сделать это в 20 главах. Тогда-то я и решил использовать предметы. Вообще, я люблю, когда мне предлагают условия игры, в их рамках я чувствую себя по-настоящему свободным.

– Почему?

– Очень простой пример. Представьте пустырь, где кто-то играет с мячом. Сами по себе ни игра, ни поле ничего не значат. Но достаточно нарисовать прямоугольник, разделить его на сектора, ввести несколько правил, и мы получим футбол. Согласитесь, футболисты свободны в рамках этого квадрата. Есть писатели, в том числе и французские, сами придумывающие себе правила. Например, Жорж Перек однажды написал роман «La Disparition», где не использовал «е» – одну из наиболее часто повторяющихся гласных французского языка. И хотя я сам порой люблю изобретать условия, подобное для меня, пожалуй, чересчур.

– А литература для Вас – игра?

– Да, но не абстрактная. Ведь я стараюсь вложить свою душу в то, что пишу. Французский сочинитель Анри Мишо как-то сказал, будто пишет только для того, чтобы совершить экскурсию по собственной душе. Я тоже так путешествую, при этом отыскивая свои пути.

– Расскажите о книге «За фасадами Санкт-Петербурга, 18 встреч во внутренних двориках».

– Эту книгу мы написали вместе с моей супругой, соавтором и переводчиком Александрой Кауровой, в проекте также участвовал петербургский фотограф Александр Ляшко. Как вы знаете, существует множество изданий о Петербурге. Однако западный читатель даже отдаленно не представляет, как живут истинные петербуржцы. Поэтому мы решили проинтервьюировать нескольких друзей и знакомых разных профессий и статусов (например, священника, психоаналитика, дворничиху, дизайнера, журналиста, бомжа и т.п.). Смысл был в том, чтобы представить наиболее широкий социальный спектр. Мы просили людей не просто рассказать о жизни в городе, но указать свои маршруты. Нас интересовало их восприятие времен года – в Петербурге климат немаловажен. Это был очень интересный опыт. Так, однажды с реставраторами часов и колоколов мы поднялись на шпиль Петропавловской крепости. А священник рассказал нам много любопытного о блокадном Ленинграде, потому что его волновала эта тема.

– И последний вопрос. Что Вас привлекает в современной швейцарской литературе?

– Не так давно в Швейцарии появилось интересное течение, нечто вроде spoken word – дословно «живая речь». Эти ребята дают представления по всей Европе и стараются приглашать для выступлений писателей, работающих в разной стилистике. А еще у нас много авторов-эмигрантов, которые, выучив один из официальных зыков, продолжают писать с присущим им менталитетом. Что, на мой взгляд, только обогащает швейцарскую литературу…

Источник: http://www.chitaem-vmeste.ru/pages/interview.php?pn=1&interview=302


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Короткое чтиво на каждый день

Алексей Рыков: Наркоман

Победитель Третьей литературной премии «Лит-ра на скорую руку».

Отец молча курил, уставившись в окно, как будто всё происходящее его совершенно не касалось. Будто это не его сына вчера еле откачали с передозом. Впрочем, так было всегда. Отец молча курил, а мать плакала и ругалась, пытаясь хоть как-то донести до сына правду жизни.

читать далее...

Василий Тихов: Колодец

Номинация на Третью литературную премию «Лит-ра на скорую руку».

«Какого херувима согласился с этими уродами в тайгу пойти – на два дня – думал почти вслух Валера, с трудом вытаскивая классные ботинки техсостава ВВС из зарослей не то недоспевшей клюквы, не то перезревшей заячьей капусты – Нажрались, бросили меня одного без палатки, спичек и жратвы – одного, суки»…

читать далее...

Международный конкурс юных чтецов

Литература в картинках

Обмен книгами по-прежнему не в тренде Посмотреть полный размер

Обмен книгами по-прежнему не в тренде

Торговцы книгами ликуют ;)
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Писатели, которые вели себя с женщинами как настоящие негодяи

Писатели, которые вели себя с женщинами как настоящие негодяи

Как Экзюпери, Кафка и Хемингуэй превратили в катастрофу свою личную жизнь

Коварные женщины в жизни известных писателей

Коварные женщины в жизни известных писателей

Эти женщины хитростью нашли путь к сердцам великих и смогли удержать их подле себя. Им посвящали стихи и романы, из-за них напивались и впадали в депрессию, а они твердо шли к своей цели, поднимались по карьерной и социальной лестнице, меняли любовников, становились знаменитыми.

Русская феминистская поэзия: Заметки на полях

Русская феминистская поэзия: Заметки на полях

Современная феминистская поэзия на русском языке создаётся медленно и с трудом. Когда редакторы и критики задают вопрос, почему в России нет своей Элис Уокер или Нины Марии Донован, хочется ответить вопросом на вопрос: а это случайно не вы, полупрезрительно усмехаясь, выкидывали в мусорку «слишком бабские», «агрессивные», «непонятные», «странно для...

От любви до ненависти: громкие ссоры писателей

От любви до ненависти: громкие ссоры писателей

Вести себя как уличная шпана могут и вполне интеллигентные люди с хорошим образованием и отменными манерами, дай только повод. Мы решили вспомнить, кто из писателей ссорился со своими собратьями по перу и к чему это приводило. Истории нашлись весьма занятные!

Литература в цифрах

145 лет

Рассказ «Кавказский пленник» Льва Толстого находится в школьной программе. Источник

10

именно такое количество фатальных ошибок совершают начинающие писатели по мнению издательства «Перо» Источник

Прямая речь

Сергей Чупринин, главный редактор журнала «Знамя»:

Безусловно, жюри разных премий совершают одну ошибку за другой. Источник

Сергей Оробий, критик:

Акунин – частный доктор, какой эта должность была до революции: важный, солидный, знающий себе цену, не всегда верно определяющий диагноз, но умеющий заговорить больному зубы. Источник

Мнение В. Румянцева

Валерий Румянцев

И как их слово отзовётся?

Наши  дети  не  читают  современную  поэзию.  И  это  факт,  и  никуда  от  него  не  деться.  Споры  о  причинах  этого  не  смолкают  уже  много  лет.  Не  будем  ввязываться  в  спор,  а  просто  попробуем  понять,  насколько  интересна  современная  поэзия  той  части  молодёжи,  которая  ещё  с...

Почему нет нового Пушкина?

В литературной жизни есть много вопросов, которые одновременно волнуют и писателей, и читателей, и издателей, и литературоведов, и литературных критиков. И один из них - «Почему нет нового Пушкина?». Эту тему активно обсуждают литераторы и читатели, в том числе и в Интернете.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Французский книжный социализм

В марте с писателем Ивановым съездили на Парижский книжный салон. Россию в этот раз выбрали почетным гостем. Ее стенд был огромен и многолюден. Институт перевода блестяще справился с задачей главного организатора. Но речь здесь пойдет не о русских изданиях.

Над пропастью

Пару месяцев назад в российском прокате почти никем не замеченный прошел отличный фильм «За пропастью во ржи». Это кино из разряда must-see для тех, кто упорно и самоотверженно пробивается к писательству. Я не специалист в биографии великого Сэлинджера, поэтому не буду судит...

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Полка (не та, другая)

Речь пойдёт не о сапрыкинской «Полке» (о ней ещё напишем), а о персональной. На полке стоит то, что время от времени перечитываешь. Но в этом и проблема: мы оказались в культуре, которая ориентирует не на перечитывание, а скорее на недочитывание – да и читают все разное (если хотите, назовите это «кризисом чтения»).

Хармс как звук

Вышел новый альбом Леонида Федорова «Постоянство веселья и грязи». Он сделан на тексты Даниила Хармса, и мы притворимся, что это повод для литературной колонки, хотя любой поклонник «АукцЫона» поймет уловку: нет музыканта менее «литературного», чем Федоров.

Интервью

Литературные мероприятия

Встречи с писателями

25 апр. Анна и Сергей Литвиновы

Авторы презентуют роман «Джульетта стреляет первой» и проведут автограф-сессию!

21 апр. Ольга Славникова

Встреча на тему «О чем писать?» - столкновение поколений, душевные муки и судьбы интеллигенции, проблемы взросления и старости. Ес...

21 апр. Лидия Сычева и Евгений Москвин

Встреча с Лидией Сычевой, пройдет в формате авторского чтения художественной прозы и активной беседы о книгах, творчестве и жизни ...

Книжные новинки

Новости книжных магазинов

Ridero представило мобильное приложение

Ridero представило мобильное приложение

Мобильное приложение работает как магазин – читатели смогут найти и купить электронную книгу прямо в телефоне.

Лабиринт.ру ищет маркетолога

Лабиринт.ру ищет маркетолога

Дорогие книголюбы, мы ищем в свою команду профессионального и увлеченного менеджера отдела маркетинга. Может быть, это вы?

Книги, которые читают в культурной столице

Книги, которые читают в культурной столице

Санкт-Петербургский дом книги опубликовал рейтинг продаж книг. ТОП-10 книг художественной литературы ,  ТОП-10 книг бизнес литературы, ТОП-10 нау...

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Словари модных слов и языка интернета появятся в московских библиотеках

Словари модных слов и языка интернета появятся в московских библиотеках

«Словарь новейших иностранных слов», «Словарь поэтический иносказаний Пушкина», «Слитно? Раздельно? Через дефис?», «Этно...

В Москве завершили уничтожение Библиотеки украинской литературы

В Москве завершили уничтожение Библиотеки украинской литературы

Де-факто заведение прекратило работу еще год назад и оставалась только вывеска. Часть фондов была отправлена в Библиотеку иностранной...

«Магия книги» - такова тема акции «Библионочь» в Российской государственной библиотеке для молодёжи

«Магия книги» - такова тема акции «Библионочь» в Российской государственной библиотеке для молодёжи

Программа Библиотеки для молодёжи в этом году состоит из более чем 20 мероприятий и активностей. Все мероприятия будут беспла...

Новости издательств

Ridero представило мобильное приложение

Ridero представило мобильное приложение

Мобильное приложение работает как магазин – читатели смогут найти и купить электронную книгу прямо в телефоне.

Журнал «Носорог» запускает одноименное издательство

Журнал «Носорог» запускает одноименное издательство

Сообщается, что издательство будет специализироваться на русской и переводной прозе, как современной, так и той, которая уже ...

Итоги работы издательства «МИФ» от Генерального директора Артёма Степанова

Итоги работы издательства «МИФ» от Генерального директора Артёма Степанова

Выручка издательства за прошлый год составила 1,3 млрд рублей (на 24 % больше, чем в 2016 г.), притом что компания полностью распр...

Видео

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Рецензии на книги

Рецензия на книгу «Дорогая, я дома» Дмитрия Петровского

Рецензия на книгу «Дорогая, я дома» Дмитрия Петровского

До знакомства с рукописью романа «Дорогая, я дома» мне вообще не приходилось слышать об её авторе Дмитрии Петровском (кстати, был такой поэт-футурист, его полный тёзка, но это к слову). Тем интереснее неожиданно находить в лонглисте такие жемчужины. Как вы уже...

Рецензия на книгу «Номах» Игоря Малышева

Рецензия на книгу «Номах» Игоря Малышева

Назвать этот роман историческим не поворачивается язык. Перед нами метаистория – по Даниилу Андрееву – первичная плазма бытия, бесконечное сегодня, не позволяющее сознанию вырваться из текущего потока и возвыситься над ним, дабы обрести осмысление и ясность.

Рецензия на книгу «Трансабсурд: страсти по Тексту» С. Рейнгольда

Рецензия на книгу «Трансабсурд: страсти по Тексту» С. Рейнгольда

Трансабсурд как свобода от абсурда и свиста? И на поле литературной критики подчас вскипают страсти. Провозглашаются неслыханные цели – например, преодолеть эпоху абсурда.

Рецензия на книгу «Заземление» Александра Мелихова

Рецензия на книгу «Заземление» Александра Мелихова

Надо сказать, что Мелихов один из немногих современных авторов (и из этих немногих определенно самый яркий), кто остается беззаветно предан психологической школе великой русской литературы. Читать Мелихова интересно не благодаря перипетиям изощренного сюжета и...

Детская литература

Запрещенная сказка Чуковского выложена в Сеть

Запрещенная сказка Чуковского выложена в Сеть

Малоизвестная сказка «Одолеем Бармалея!» представлена в фонде Президентской библиотеки.

Альпина Паблишер запустила редакцию «Альпина.Дети»

Альпина Паблишер запустила редакцию «Альпина.Дети»

Сообщается, что цель издательства - создавать книги, которые пробуждают любопытство, помогают найти свое призвание и просто позволят проводить больше времени вместе с ребенком.&nbs...

В РФ создадут серию мультфильмов по отечественной литературной классике

В РФ создадут серию мультфильмов по отечественной литературной классике

Министерство культуры и Министерство образования и науки РФ работают над экранизацией произведений русской литературы. Об этом во вторник сообщила директор департамента кинематографии Минкул...

Игорь Олейников получил самую престижную премию в области детской литературы в мире

Игорь Олейников получил самую престижную премию в области детской литературы в мире

Международный совет по детской книге объявил победителей на соискание Премии имени Ханса Кристиана Андерсена 2018 года, самой престижной премии в области детской литературы в мире. Им стал с...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Клуб бывших самоубийц» автор: mobilshark

Меня зовут Сыч. Я – никто, такова особенность моего внутреннего «я». Эти встающие раком буквы – бунт на карачках против себя самого. Звучит абсурдно, поскольку у меня есть только сознание своего «я», но самого «я» нет, его лицо стерто. Мое сознание необитаемо. Обрамляющие меня обстоятельства – бесформенная зыбучая явь, но я хочу выбраться из этой мути в гущу событий. Как говорит доктор Мыс, мне надо кончить на бумагу горьким соусом истинной правды, чтобы найти в нем каплю самоуважения. далее...

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял, не замечая,
Рядом два таджика что-то ели,
Черными еблищами качая
В такт колесам, едущим в туннеле.

далее...

Доска объявлений

Условия публикации здесь

Продам коллекционные книги, выпущенные малым тиражом

Есть данные, что книги из этого тиража были подарены И. И. Сечиным В.В. Путину и некоторым другим высокопоставленным лицам. далее...

Внимание! Литературный конкурс!

Продолжается приём произведений на литературный конкурс - объявлен в первом номере журнала «Клио и Ко»! - на тему революций 1917 года в России, гражданской войны и военной интервенции. далее...

В проект «Полка» на фултайм нужен младший редактор

У нас команда во главе с Юрием Сапрыкиным, дизайн «Чармера», офис в самом центре Москвы, достойная зарплата. далее...

Колонка Сергея Морозова

Записки Старого Ворчуна

Топ сочинителей на российском политическом Олимпе

Сегодня поговорим о графоманах в органах законодательной, исполнительной, и судебной властей РФ. Нет, четвертой власти внимания мы не уделим, там и так все ясно. Займемся литераторами-чиновниками.

Подборка самых эпичных драк современных русских литераторов

Литература умирает. Кино и компьютерные игры загнали писателей в подвалы и канавы, откуда несчастные с шипением вампиров встречают Солнце нового мира. Алкоголь, плохое питание, падающие тиражи – все провоцирует постоянный стресс. Выход один – хорошая драка! Но Золотой век русской культуры миновал.  Литераторы не только пишут значительно хуже предшественников, но и дерутся на пивных стаканах, а не дуэльных пистолетах, как раньше. Писатель на пенсии, Старик Лоринков, вспоминает самые эпичные драки современной русской литературы.

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина
Международный конкурс юных чтецов