комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Алиса Ганиева, прозаик, эссеист о премиальной системе в литературе, неконструктивной критике

Алиса Ганиева, прозаик, эссеист о премиальной системе в литературе, неконструктивной критике 30.01.2019

Алиса Ганиева – прозаик, эссеист. Автор сборника «Салам тебе, Далгат!» и трёх романов: «Праздничная гора», «Жених и невеста» и «Оскорблённые чувства». Лауреат литературных премий «Дебют» и «Триумф», финалист «Русского Букера», «Студенческого Букера» и «Ясной Поляны».

– Роман «Оскорблённые чувства» критики называют спорной книгой. На примере этого произведения Роман Сенчин рассуждает о беллетристике и относит «Оскорб-лённые чувства» именно к ней, заявляя: «Это не проза». Как бы вы сами охарактеризовали данную книгу? Как вы считаете, в чём плюсы и минусы беллетристики?

– Я бы не стала никак характеризовать свою книгу – это дело критиков и читателей, но в царство Дюма и Пикуля она уж точно не входит. Я прекрасно отношусь к хорошей беллетристике, у нас в России она в большом дефиците, но моя проза – не развлечения ради развлечения. И лихо закрученный сюжет «Оскорблённых чувств» – разумеется, не самоцель. Однако реакцию Романа прекрасно понимаю. В прозе ему нравятся монохром и беспросветное дно бытия, а я в своём романе расскакалась в импрессионистском экстазе.

– С негативной критической оценкой сталкивается большинство писателей, независимо от возраста и уровня мастерства. Как реагируете на замечания лично вы, как боретесь и боретесь ли с неконструктивной критикой? Что чувствуете, если на вас нападают и замечания кажутся аргументированными?

– Неконструктивная критика зачастую только повышает мне настроение. «Где мораль?», «Что за пасквиль на светлую действительность?» и все укоры в этом духе иногда уморительны.

Гораздо неприятнее, когда критик выносит любопытный, даже интригующий приговор вроде «совсем как Гоголь, только хуже», но при этом не даёт никаких дальнейших разъяснений. Почему, собственно, Гоголь (а не Олеша, к примеру)? В чём именно недотягиваю? Мне же интересно, я же хочу над этим подумать.

Но иногда аргументы и вправду приводятся, и я это очень ценю. И тогда я либо вижу их несостоятельность, либо крепко задумываюсь, потому что критик, возможно, прав. К примеру, мой роман «Праздничная гора» при своём малом объёме невероятно концентрированный – такая чёрная дыра. И героев там многовато, и внутреннее развитие у них слабо выраженное.

С такой претензией я согласна, но иначе и быть не могло – мне нужно было вместить в этот роман всё, что происходило тогда с моим родным регионом, главным героем романа был весь Дагестан, со всем своим многоголосием, оттого и акцент не на конкретных персонажах, а на республике целиком. Но чаще придираются к мелочам, к фразочкам, словесным оборотам. Иногда заслуженно, иногда – нет.

Бывает, что пропускаю стилистическую блоху, и она оказывается в книжке, но это мелочь, которую можно исправить в случае переиздания. А вообще я довольно спокойно отношусь к любым мнениям. Одни всегда кричат: «божественно!», другие – «бездарно!», так что важнее полагаться на внутренний счётчик Гейгера*. Он у меня пока сработал всего два раза.

– В одном из интервью вы отметили, что в ваших произведениях часто усматривают драматургическое начало. Ваши романы «Праздничная гора», «Жених и невеста» буквально с первых строк затягивают читателя в текст динамичными и колоритными диалогами. Расскажите, какие задачи решает использование диалогов в современной прозе?

– Диалоги сразу же вовлекают читателя в происходящее. Он начинает слышать, визуализировать, переключаться с одного угла зрения на другой. В этот момент тираническая тень повествователя отступает, давая волю демократической стихии перебранок, споров, увещеваний, объяснений.

В дагестанских текстах диалоги мои были отдельным предметом разговора, поскольку я вытащила местный уличный сленг с его переломанным синтаксисом и заплатками местных наречий в святая святых, в литературу. Для кого-то это выглядело кощунством, для кого-то – лингвистическим открытием.

– Вы входите в экспертный совет Театра на Таганке, в репертуаре которого такие постановки, как «Мастер и Маргарита», «Горе от ума», «Беги, Алиса, беги». Современные театры ставят спектакли как по классическим произведениям, так и по литературному материалу, написанному новыми авторами. Классика, как правило, получает новое переосмысление, и не все зрители готовы воспринимать отступления от привычной, традиционной трактовки. Интересно узнать ваше мнение на этот счёт.

– Да, репертуар Таганки с приходом Ирины Апексимовой сильно обновился. В том числе благодаря лаборатории «Репетиции», в рамках которой приглашённые молодые режиссёры буквально за неделю создавали вместе с актёрами эскизы спектаклей. А наш совет под председательством замечательного театроведа (и, кстати, юбиляра) Видаса Силюнаса эти эскизы отсматривал и оценивал на предмет постановки – сразу же вслед за зрительским обсуждением.

В результате в афише театра можно встретить и музыкальный триллер «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» в постановке Алексея Франдетти (обладатель трёх премий «Золотой маски», между прочим), и вампиловскую пьесу «Старший сын» глазами Дениса Бокурадзе. Драматурги тоже самые разные – от немца Роланда Шиммельпфеннига («Золотой Дракон») до нашего молодого Валерия Печейкина, среди прочего моего собрата по премии «Дебют». «Беги Алиса, беги!» – мюзикл Максима Диденко как раз по его пьесе.

Получилось, по-моему, впечатляюще – и по декорациям, и по сквозным аллюзиям на нашу российскую реальность. Зал это схватывает на лету. Что касается традиционных постановок, то для них в Москве достаточно площадок. Так что если кому-то хочется музейной аутентичности, то есть Малый театр.

– Расскажите, как, по вашему мнению, меняет писателя и его творчество получение премии? Существует распространённое суждение, что премиальная система в литературе – явление особое.

– В моём случае огромную роль сыграла премия «Дебют» и лично писатель Ольга Славникова – вдохновитель и координатор этого проекта. Я вдруг появилась на литературной карте в качестве прозаика, меня взялась издавать Елена Шубина. Благодаря Международной программе «Дебюта» я подписала первый контракт с иностранным издательством – немецким Зуркампом.

Конечно, не у всех лауреатов «Дебюта» судьба сложилась так радужно. Премии – это лотерея, и без человеческого фактора не обходятся (именно его я пыталась когда-то исключить, взяв мужской псевдоним). Отсюда толки о предубеждённости, о субъективности и т.д. Но куда ж деться от субъективности? В ней как раз вся соль – мы ведь люди, а не роботы. В целом практика показывает, что жюри может жестоко ошибаться в выборе победителей, но премиальные лонг-листы обычно дают хорошую выжимку качества и главных тенденций текущего года.

– Заниматься публицистикой вы начали раньше, чем литературным творчеством. Что для вас сложнее?

– И то и другое – творчество. Только очень разное. Критика, помимо творческой искры, требует аналитики и почти что научного инструментария, проза – гораздо большего погружения в подсознание. Разные механизмы, разный подход, разный язык. От критики я довольно быстро отошла, так что, очевидно, это была необходимая эволюционная ступень на пути к художественной литературе.

– Насколько важна поддержка в творчестве? Где вы черпаете её? Есть ли люди, которые мотивируют вас? Или же ответственность за творчество полностью лежит на самом авторе?

– Ответственность тут ни с кем не разделишь. Но поддержка одного-двух человек, которым доверяешь, очень важна. Тестовый читатель, понимающий, объективный и кристально честный – вот идеал. В классическом патриархальном варианте – это жена писателя. У меня таковой, к сожалению, нет, но иногда друзья выручают.

– Не могу не спросить о ваших литературных предпочтениях. По каким критериям вы выбираете книгу и что цените в литературе больше всего?

– Ценю современность, языковую гибкость, длинную мысль, динамичность и драйв. Но книги выбираю самые разные, в последнее время – всевозможный нон-фикшен, от космологического научпопа до эссеистики Хитченса и расследования мизогинии в мировой литературе. Но это помимо того, что нужно для моей текущей работы, ка-саю-щейся советского авангарда. Пока не стану вдаваться в подробности.

Беседу вела Юлия Скрылёва

Источник: Литературная газета


Описание для анонса: 
Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Алексей Иванов, писатель:

Наши критики лучше писателя умеют писать романы, лучше режиссёра снимать фильмы, лучше врачей делать операции. Я бы нашим критикам посоветовал меньше учить и больше учиться самим. Источник

Олег Дивов, писатель:

Я двадцать лет в этом бизнесе, есличо. Вы спросите: а как отличить качественный текст от недоделанного? Читайте медленно, дорогие мои. Источник

Короткое чтиво на каждый день

Народ Россеяныч Терпеливый: «Триумф на выдаче»

Победитель литературной премии «Инородная власть» посвященной увеличению пенсионного возраста и налогового бремени.
Двое мужчин лет за пятьдесят, ухоженных, в дорогих костюмах, ехали в этом лимузине. Один уже начинал лысеть другой еще нет. Оба были слегка на веселе. Что-то у них получилось, кого-то они объегорили, кого-то обманули. Впрочем, сами они относились...

«Планета счастья» Сергей Скляров

Теперь ангелы с лицами девушек из эротических фильмов кружили над Поповым, указывая дорогу.
Попов перестал быть самим собой – двадцатитрехлетним коммерсантом, торгующим французской косметикой и совсем недавно открывшим для себя Планету Счастья. Теперь он превратился в кого-то другого, свободного и всемогущего. Платинумен – это странное и блистательное...

Литература в картинках

Жизнь писателя Посмотреть полный размер

Жизнь писателя

Автор рисунка нам неизвестен.
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Как они делали это: секретные приемы Толстого, Набокова, Бальзака и Хемингуэя

Как они делали это: секретные приемы Толстого, Набокова, Бальзака и Хемингуэя

Гертруда Стайн любила, оторвавшись от работы, посмотреть на коров и с этой целью ездила за город. Вуди Аллен, чтобы не дать уснуть вдохновению, то и дело принимает душ. Гранд-дамы послевоенной британской литературы, Айри...

Как научиться понимать поэзию

Как научиться понимать поэзию

Никакие образные красоты и глубокомыслие не спасут стихотворения, если читателю просто-напросто не в радость произнесение строфы или даже строки.

Как на самом деле умер Гоголь

Как на самом деле умер Гоголь

Загадочная история смерти гения настолько всех впечатлила, что даже спустя полтора века про нее продолжает ходить множество различных слухов.

Мужчины не любят читать написанное женщинами, а женщины любят

Мужчины не любят читать написанное женщинами, а женщины любят

Удивительная новость! Появилась информация, что в Великобритании был проведено исследование, в котором, к слову сказать, приняли участие более 40 тысяч человек. Исследование показало, что 80% участвовавших постоянно ...

Литература в цифрах

50 - 70 рублей

Цена брудершафта с Венедиктом Ерофеевым. Источник

1920-е

годы, когда Фадеева, сравнивали со Львом Толстым. Источник

11 книг

было у отчима Леонида Юзефовича - 10 томов энциклопедии машиностроения и «Война и мир» Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Лидия Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор интернет-журнала «МОЛОКО» и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат международных и всероссийских литературных премий.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Юлия Зайцева - продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Сергей Оробий - критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Сергей Морозов - литературный критик.

Мнения В. Румянцева

Валерий Румянцев

Лирические и юмористические стихи, басни, литературные пародии, сказки, статьи; реалистические, сатирические и фантастические рассказы Валерия Румянцева печатались в 180 изданиях РФ и за рубежом. Вышло 12 книг.

Записки старого ворчуна

Старик Лоринков

Ко всем текстам, представленным в данной колонке, приложил руку лично Старик Лоринков. Редакция допускает, что все изложенное в данной колонке, может быть литературным вымыслом. Но может и не быть.

Интервью

Литературные мероприятия

27 февр. Пушкин и приключения байронического героя в России

На встрече слушателям будет рассказано о становлении и эволюции типа романтического героя в отечественной литературе, а ...

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес. ...

Встречи с писателями

С 18 по 22 февр. Алексей Сальников

Алексей Сальников автор бестселлера «Петровы в гриппе и вокруг него» приедет в Москву и проведет встречи с читателями.

1 февр. Галина Юзефович

Галина Юзефович расскажет, как сориентироваться в современном литературном пространстве без каких-либо канонов и ориентиров.

Книжные новинки

Рецензии на книги

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Конкурс приурочен к 220-летию со дня рождения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и призван сплотить ...

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Названа лучшая тактильная книга для детей

Названа лучшая тактильная книга для детей

В Российской государственной детской библиотеке подвели итоги конкурса на лучшую тактильную книгу для детей с ...

Новости издательств

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

А также планы на февраль 2019 года и воспоминания ноября 2018 года.

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Специализирующееся на детских книгах издательство Clever планирует к 2022 году открыть 50 магазинов под своим брендом. Половину из...

«Альпина» в Amazon

«Альпина» в Amazon

Книги «Альпины» на русском языке от российских и зарубежных авторов уже доступны в электронном формате на...

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес.  

Видео

Новости книжных магазинов

Книжный магазин «Все свободны» ищет новое помещение

Книжный магазин «Все свободны» ищет новое помещение

Питерский магазин «Все свободны» работает на Мойке, 28 только до 15 февраля.

Лабиринт: Скидки  на книги 40% до 21 декабря

Лабиринт: Скидки на книги 40% до 21 декабря

Сообщается, что скидка 40% распространяется на десять тысяч увлекательных, полезных, занимательных, красивых, новог...

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

В этом году на конкурс было подано рекордное количество заявок – 142 заявки, что почти в три раза больше, чем в про...

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В акции участвует почти весь наш ассортимент. Исключение — серия «Основы искусства».

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Пальцы» автор Катран

У Вити Кныша околела бабка. Жила себе старушка, не бздела, а тут – чпок – и загнула когти: мочевой пузырь по шву лопнул. Бабка рассол от помидоров сильно уважала. Третьего дня банку трехлитровую в один ебальничег морщинистый скушала и поехала на картошку двести километров без остановок. Там, посреди ботвы и колорадских жуков, в ...

далее...

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял,...

далее...

«Смерть рыжей годзиллы» автор Мзунгу

В 80-тые годы я провел сотни часов у радиоприемника, слушая «Голос Америки» и «Радио Свободы». И чем сильнее их глушили советские спецслужбы, тем крепче становилась моя любовь к Америке.
И вот, наконец, здравствуй Америка - страна сильных, смелых, умных и свободных людей!!!
В аэропорту меня встречала женщина по имени Бренда,...

далее...

Детская литература

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

В 2018 году в конкурсе приняли участие 708 авторов. Для Короткого списка эксперты отобрали 15 произведений, которые были выложены в свободном доступе на сайте конкурса kniguru.info. Кому достались призовые места – решили дети и подростки.

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

2 дек. Роб Биддальф

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина