комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Интервью

Алексей Иванов о том, кто получает литературные премии и как зарабатывать литературным творчеством

Алексей Иванов о том, кто получает литературные премии и как зарабатывать литературным творчеством 24.03.2017

– В начале февраля вы стали лауреатом премии правительства РФ в области культуры за роман «Ненастье». Известно, что вы на протяжении десяти лет игнорировали институт литературных премий. Что изменилось?

– Премия правительства России не относится к институту литературных премий. Государство присуждает эту премию за достижения в культуре. Вместе со мной ее получили, например, Денис Мацуев, Юрий Башмет и Юлия Пересильд. А я десять лет отказывался от участия в том премиальном процессе, которым рулит московская литературная тусовка. В первую очередь, это премии «Большая Книга», «Русский Букер» и «Национальный бестселлер». На мой взгляд, их лауреатами становятся сами участники тусовки, лояльные к ней писатели или фигуры компромисса. Я к таковым не отношусь, поэтому полагал, что мне ничего не светит. Но в прошлом году издательство АСТ уговорило меня вернуться хотя бы на один раз – в «Большую Книгу» с романом «Ненастье». Оказалось, напрасно. Я все равно пролетел. Литтусовка как рулила писательскими статусами, так и рулит. И я окончательно махнул рукой на этот междусобойчик. Так что если мое имя появляется в каких-то шорт-листах или лонг-листах, вроде списка претендентов на «Национальный бестселлер» в этом году, то это инициатива каких-то незнакомых мне энтузиастов, а мне на литпремии уже наплевать, в том числе и на «Нацбест».

– Можно ли зарабатывать исключительно литературным творчеством или это миф?

Купить книги Алексея Иванова, а также читать его книги БЕСПЛАТНО, можно на сайте Litres

– Можно. Причем вовсе не обязательно для этого находиться в нише коммерческой литературы и писать какие-нибудь иронические детективы. Я зарабатываю в сегменте мейнстрима, и неплохо. На протяжении 15 лет я живу только на писательские доходы. Вообще, писательская деятельность полна мифов. Например, многие считают, что писатель продает свои книги. Я никогда не занимался торговлей своими книгами. Заработок автора – это гонорары, роялти, продажа прав на аудиокниги, экранизации, театральные постановки, переводы. Но все это не моя забота, а сфера ответственности моего продюсера. Мое дело – творчество.

– В какой зависимости находится автор от издательства?

– Как только автор выходит в топы, он становится королем положения, хотя говорить об этом нескромно. Можно добиться, чтобы издательство принимало автора на его условиях. Но для этого нужно реально смотреть на рынок, жестко отстаивать свою позицию и быть готовым к определенным жертвам. Ситуация с премиями, когда я не подогнулся под московскую литературную тусовку, и есть часть цены, которую приходится платить за самостоятельность. Но не всем писателям нужна свобода.

– Существенная часть вашей работы – культурологические, документальные тексты. В каком соотношении этот сегмент находится с художественной литературой?

Другие интервью Алексея Иванова

– У меня много интересов, но художественная литература как способ отображения адекватна не каждому из них. И тогда я пишу нон-фикшн. Например, история екатеринбургских «афганцев» по драматургии просто готовая основа для романа, и по ее мотивам я написал роман «Ненастье»; а вот в целом историю Екатеринбурга «лихих девяностых» лучше рассказать в формате нон-фикшн, и я написал книгу «Ёбург». Или другой пример. Об истории Сибири в петровские времена я написал полумистический роман «Тобол» и одновременно – нон-фикшн «Дебри», чтобы читатели не изучали реальную историю по роману в жанре магического реализма.

Есть миф, что писатель берется за нон-фикшн из-за денег. Это чушь. Любая книга нон-фикшн приносит гораздо меньше прибыли, чем роман. Ее ведь нельзя экранизировать, и тиражи меньше. Так что нон-фикшн – это всегда блажь автора. Занятие из любви к теме, а не способ заработка. Есть и другой миф: будто бы книгу кто-то заказывает. Злобный олигарх желает представить себя белым и пушистым, или фирма проводит продакт-плейсмент. Это тоже чушь. Маленькие тиражи книг нон-фикшн не могут изменить общественное отношение к личности или явлению, поэтому заказуха – ее называют «джинса» – это прерогатива телевидения с его огромной аудиторией, а не литературы.

– Какие ваши книги сейчас проходят через процедуру экранизации?

– Сейчас в производстве находятся четыре фильма, так или иначе связанных с моими произведениями. Три экранизации: полнометражный фильм «Псоглавцы» (на питчинге в Фонде Кино этот проект представлял режиссер Егор Кончаловский), сериал «Ненастье» на телеканале «Россия» (режиссер Сергей Урсуляк) и еще один полнометражный фильм по «Сердцу пармы» у компании «Star Media» (режиссер Сергей Бодров). Возможно, Сергей Владимирович будет делать по этому роману еще и сериал для Первого канала. А четвертый проект – сериал и полнометражный фильм «Тобол», но это не экранизация. Для этих фильмов я написал сценарии. Правда, уже жалею о потраченных усилиях. Съемки еще не начались, а режиссер так все исковеркал, что сюжет превратился в набор банальностей и штампов. Личности героев исчезли без следа, логика событий утрачена, а какая-либо историчность пропала начисто. Это уже не моя работа, и я снял свое имя с титров. Слава богу, у меня остался роман «Тобол», и читатель сам сможет сделать вывод, что должно было быть, а что получилось.

– Как вы объясняете для себя повышенный интерес режиссеров к вашим романам?

– Причины достаточно простые. Во-первых, я сторонник традиционной линии русской прозы, поэтому у меня сильная драматургия. В моих произведениях есть сюжет, конфликты, герои, фактура и речь. Для кино это очень интересно. Во-вторых, по образованию я искусствовед и действие вижу картинками, а для кино это очень важно.

– В романах активно исследуется тема эпохи 90-х. Почему к ней такой интерес и планируете ли в ближайшее время продолжить исследование?

– Тема «девяностых» осмыслена плохо и однобоко. Считается, что это время национальной катастрофы, и точка. Но в это время действовали мощнейшие созидательные силы. Общество, в котором мы живем, во многом было создано именно тогда. Например, тогда в России был возрождены институты частной собственности и демократии. А это основы нашей жизни, пусть даже воссозданные институты сейчас работают вкривь и вкось.

В российской культуре нашего и следующего поколений «девяностые» будут примерно тем же, чем для поколения «шестидесятых» и «семидесятых» была Великая Отечественная война. Для тех, кто придумывает истории, – для писателей, драматургов, сценаристов, – «девяностые» еще долго будут кладезем сюжетов и конфликтов. Но лично я в ближайшее время этой эпохой заниматься не планирую.

– Одной из главных новостей 2016 года в Екатеринбурге стало появление идеи строительства храма святой Екатерины в акватории городского пруда. Проект уже прозвали «Храмом-на-воде». Как вы реагируете на такие новости?

– В целом роль Православной церкви в России я оцениваю очень высоко, но конкретно к этому храму мое отношение отрицательное. Дело в том, что Екатеринбург – уникальный город в мировом градостроении. Это первый в мире промышленный город, город-завод, а не город с заводом. Екатеринбург сохранял свои промышленные смыслы на протяжении трех столетий. И они исторически сконцентрированы вокруг городского пруда. Сам пруд и плотина – это горный завод XVIII века, когда индустрию понимали как одну из сил природы. Классицистические здания – они из горнозаводской державы XIX века, когда индустрию понимали как форму государства. Конструктивизм – понимание всей жизни как индустрии, свойственное XX веку. Наконец, хай-тек Екатеринбург-сити – уже XXI век, постиндустриальное сознание, для которого индустрия – что-то вроде генокода, который не разглядеть без специальных приборов. И все это собрано вокруг пруда в ожерелье, в эволюционное кольцо идей. Если туда влепить церковь, она разрушит исторический ансамбль. Промышленные смыслы перестанут читаться внятно, эксклюзивность города исчезнет.

– Как вы оцениваете то, что происходит в соотношении массовой и элитарной культуры в России? Почему вкусы толпы теперь часто становятся нравственным ориентиром?

– Массовая и элитарная культуры всегда были тесно связаны друг с другом. Массовая культура поставляла сюжеты, элитарная – идеи, если одно с другим срасталось, получались культовые произведения. Это нормальный «обмен веществ» в культуре. Но в России для культуры сложилась тяжелая обстановка. Дело в том, что наше государство не справляется со своими социальными функциями, и общество выработало особый способ решения социальных вопросов без государства – корпоративность. Стань членом корпорации, и она вместо государства решит твои проблемы с зарплатой, медициной, жильем и прочим соцпакетом. Корпорацией может быть могучая фирма вроде «Газпрома», может быть класс – класс чиновничества, или даже место проживания – город Москва.

Но принцип корпоративности убивает культуру тем, что разобщает ее, нарушает «обмен веществ». В обществе тотальной корпоративности и массовая культура, и элитарная культура становятся закрытыми герметичными комплексами, которые друг с другом не взаимодействуют. И массовая культура без элитарной превращается в трэш, а элитарная без массовой вырождается в абракадабру, понятную только своим. Разумеется, массовая культура куда мощнее элитарной, как тело больше головы, и она постепенно захватывает те области культуры, которые раньше были пограничными, например, телевидение, прессу или политику.

– Россия — постмодерн или постмодернизм?

– Сейчас человек живет сразу в нескольких реальностях. На работе он – офисный планктон, в развлечениях – водитель виртуального танка или вождь эльфов, на отдыхе – отважный аквалангист, исследователь пучин. Этому многообразию реальностей соответствует культура постмодерна.

Постмодерн, говоря упрощенно, – синтез всего. Даже того, что раньше не соединялось, как менеджмент и фэнтези. Но в России это синтез количественный, синтез феноменов. Возьмите, к примеру, наше кино. Самые успешные фильмы – это синтез спецэффектов и советского наследия. В «Экипаже» советский сюжет, в «Викинге» советская идеологичность. А Европе и США в первую очередь это синтез качественный, синтез категорий. «Игра престолов» – соединение фэнтези, категории предопределенности, и натурализма, категории произвола. «Ходячие мертвецы» – соединения зомби-апокалипсиса, трэша, категории низкой, и психологизма, категории высокой. Поэтому в России постмодернизм, а в мире – постмодерн. Мы эпатируем себя экспериментами в уплату за корпоративность своего общества, а они исследуют жизнь, пользуясь гражданскими свободами.

Беседовала Юлия Позднякова

Источник: www.kommersant.ru


Описание для анонса: 
Комментировать

Возврат к списку

Комментарии

25.03.2017 | Валерий:
Наконец-то я прочитал стоящее интервью с Ивановым. Спасибо Ю. Поздняковой.
Комментировать
Написать отзыв
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке
Назад
09.04.2017 | Не важно:
Хорошо поёт...
Комментировать
Написать отзыв
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке
Назад


Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Короткое чтиво на каждый день

«Двое в одном» Антон Чехов

Не верьте этим иудам, хамелеонам! В наше время легче потерять веру, чем старую перчатку, - и я потерял!
Был вечер. Я ехал на конке. Мне, как лицу высокопоставленному, не подобает ездить на конке, но на этот раз я был в большой шубе и мог спрятаться в куний воротник. Да и дешевле, знаете... Несмотря на позднее и холодное время, вагон был битком набит. Меня никто не узнал. Куний воротник делал из меня incognito. Я ехал, дремал и рассматривал сих малых...

читать далее...

Международный конкурс юных чтецов

Литература в картинках

Ну очень краткое содержание Посмотреть полный размер

Ну очень краткое содержание

Осторожно! Много спойлеров.
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Дифирамб эффективному писателю. Без сиропа. Быков про Веллера

Дифирамб эффективному писателю. Без сиропа. Быков про Веллера

Тут у нас 70 лет исполняется Михаилу Веллеру, серьезный повод для панегирика, но как-то совершенно не панегирится. Это не в веллеровской стилистике, и, думаю, он этому скорее рад, хотя хочется ему иногда, уверен, и почтения, и академической славы.

Писатель Генис и литературовед Липовецкий обсудили писателя Сорокина

Писатель Генис и литературовед Липовецкий обсудили писателя Сорокина

Главная черта Сорокина – бескомпромиссность, как этическая, так и эстетическая. Хотя сам он говорит всегда взвешенно, спокойно и по делу, за этой бесстрастностью чудится жгучий религиозный темперамент. Когда мы впервые встретились, на стандартный вопрос “зачем вы пишете”, Сорокин ответил странно: «Когда не пишешь, страшно».

Обстоятельный разговор с авторами книги «История русской литературы»

Обстоятельный разговор с авторами книги «История русской литературы»

Литературный критик Денис Ларионов беседует с Эндрю Каном, Ириной Рейфман, Марком Липовецким и Стефани Сандлер — авторами оксфордовского издания книги «История русской литературы» (“A History of Russian Literature”, 2018).

Пять русскоязычных писателей современной немецкой литературы

Пять русскоязычных писателей современной немецкой литературы

В середине двухтысячных в немецкой литературе появились новые герои из постсоветского пространства. Все они переехали в Германию в юном возрасте, говорят по-немецки без акцента и рассказывают о своём – отчасти горьком, отчасти счастливом – опыте переезда в другую страну. Журналистка из Берлина Даша Суоми рассказывает о пяти русскоязыч...

Литература в цифрах

20

Количество книг, которое прочитывает ежемесячно литературный критик Сергей Морозов. В авральные периоды вдвое больше. Источник

50 лет

Время после смерти Хемингуэя, которое понадобилось ФБР, чтобы признать – за ним действительно следили, прослушивали телефон и ставили жучки. Источник

Прямая речь

Елена Соковенина, главный редактор издательства «Эдвенчер Пресс»:

Если у издательства есть любовь к определённому жанру и оно не выпускает всё подряд, то найти свою аудиторию ему намного проще Источник

Олег Новиков, совладелец «Эксмо-АСТ»:

Мы полагаем, что одна из целей иска — желание обанкротить конкурента Источник

Мнение В. Румянцева

Валерий Румянцев

Уровень общественной мысли журнала «Новый мир»

«Новый мир» позиционирует себя не только как литературный журнал, но и как журнал «общественной мысли». Да, были  времена, когда это издание славилось высоким  уровнем общественной мысли и в публицистике, и в художественных текстах. А как же сегодня в «Новом мире» обсто...

Кандидаты в классики или?..

В последнюю  четверть века существенно изменилось «лицо» русской литературы, оно подурнело.  Отчасти это произошло под влиянием «постмодернизма», пришедшего к нам с Запада.  Многие наши литераторы в своём творчестве решили «догонять» Европу, хотя пик...

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Голый расчёт

Почти на каждой встрече с читателями Алексея Иванова спрашивают, можно ли прожить на писательские гонорары в России. Вопрос больной, особенно для начинающих авторов. Коммерческие расклады книжного рынка для большинства авторов – terra incognita. Предлагаю краткий путеводител...

Французский книжный социализм

В марте с писателем Ивановым съездили на Парижский книжный салон. Россию в этот раз выбрали почетным гостем. Ее стенд был огромен и многолюден. Институт перевода блестяще справился с задачей главного организатора. Но речь здесь пойдет не о русских изданиях.

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Закопать Жанетту

Алексей Цветков выложил в открытый доступ новую книгу стихов. Ну, так все сейчас делают, и небезуспешно: за день, как признался автор, разошелся стандартный тираж поэтического сборника, «бумажной публикацией такого эффекта не добиться». Дело в другом. Книга называется «вместо послесловия», и название надо понимать буквально: сборник мыслится как финальный. А вот это необычно.

Можно ли кусать Гитлера за нос?

27 апреля 1945 года офицер СС Максимилиан Ауэ укусил Гитлера за нос.

Интервью

Литературные мероприятия

Вторая издательская школа Франкфуртской книжной ярмарки и Музея современного искусства «Гараж»

Будут обсуждаться вопросы: как работает книжный дизайн и влияет ли дизайн на продажи книг — и если да, то как?

19 мая. Встреча из цикла «Как рождается слово: Встречи с переводчиками»

Гость — Вера Аркадьевна Мильчина, историк литературы, переводчик с французского, комментатор, ведущий научный сотрудник Института ...

«МАЯК»: фестиваль современной поэзии стартует в Санкт-Петерурге 19 мая

«Маяк»: крупнейший российский фестиваль современной поэзии. Участие примут поэты, музыканты, актеры — деятели актуального искусств...

Встречи с писателями

21-26 мая. Гузель Яхина в Москве

Гезель встретится с читателями в книжных магазинах и библиотеке

19 мая. Фред Адра

Автор цикла «Лис Улисс» Фред Адра едет в Москву.

Книжные новинки

Новости книжных магазинов

Лучшие книги апреля по версии Литрес

Лучшие книги апреля по версии Литрес

Сообщается, что эти новинки апреля завоевали наибольшую популярность. В рейтинге представлены электронные книги, аудиокниги, Литрес: самиздат, Литрес: чтец.

Ridero представило мобильное приложение

Ridero представило мобильное приложение

Мобильное приложение работает как магазин – читатели смогут найти и купить электронную книгу прямо в телефоне.

Лабиринт.ру ищет маркетолога

Лабиринт.ру ищет маркетолога

Дорогие книголюбы, мы ищем в свою команду профессионального и увлеченного менеджера отдела маркетинга. Может быть, это вы?

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Словари модных слов и языка интернета появятся в московских библиотеках

Словари модных слов и языка интернета появятся в московских библиотеках

«Словарь новейших иностранных слов», «Словарь поэтический иносказаний Пушкина», «Слитно? Раздельно? Через дефис?», «Этно...

В Москве завершили уничтожение Библиотеки украинской литературы

В Москве завершили уничтожение Библиотеки украинской литературы

Де-факто заведение прекратило работу еще год назад и оставалась только вывеска. Часть фондов была отправлена в Библиотеку иностранной...

Новости издательств

«Просвещение» выиграло у «Эксмо-Аст» 3,7 млрд рублей

«Просвещение» выиграло у «Эксмо-Аст» 3,7 млрд рублей

Приятная новость! «Просвещение» подало иск к «Вентана-граф»  (входит в группу «Эксмо-АСТ») в начале января 2018 года,...

Ridero представило мобильное приложение

Ridero представило мобильное приложение

Мобильное приложение работает как магазин – читатели смогут найти и купить электронную книгу прямо в телефоне.

Журнал «Носорог» запускает одноименное издательство

Журнал «Носорог» запускает одноименное издательство

Сообщается, что издательство будет специализироваться на русской и переводной прозе, как современной, так и той, которая уже ...

Видео

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Рецензии на книги

Рецензия на книгу «Время свинга» Зэди Смит

Рецензия на книгу «Время свинга» Зэди Смит

Да, это мощный и современный во всех отношениях роман. Все ищут героя. А героя нет. Потому что он сейчас не главное (а может и никогда им не был). Потому что мышление героями – ложь по отношению к современному моменту (да и самообман к тому же), вчерашний ден...

Рецензия на книгу «Театр семейных действий» Галины Климовой

Рецензия на книгу «Театр семейных действий» Галины Климовой

Эта книга вечное художество; и оно - не только о семье; сверхзадача этой книги гораздо шире. Книга - о жизни и смерти. Это почетные вечные темы; насущнее хлеба и насущнее неба (простите мне эту сверхклассическую рифму...) нет ничего на белом свете.

Рецензия на книгу «Дорогая, я дома» Дмитрия Петровского

Рецензия на книгу «Дорогая, я дома» Дмитрия Петровского

До знакомства с рукописью романа «Дорогая, я дома» мне вообще не приходилось слышать об её авторе Дмитрии Петровском (кстати, был такой поэт-футурист, его полный тёзка, но это к слову). Тем интереснее неожиданно находить в лонглисте такие жемчужины. Как вы уже...

Рецензия на книгу «Номах» Игоря Малышева

Рецензия на книгу «Номах» Игоря Малышева

Назвать этот роман историческим не поворачивается язык. Перед нами метаистория – по Даниилу Андрееву – первичная плазма бытия, бесконечное сегодня, не позволяющее сознанию вырваться из текущего потока и возвыситься над ним, дабы обрести осмысление и ясность.

Детская литература

ЕГЭ-2018: Разработчики КИМ об экзамене по литературе

ЕГЭ-2018: Разработчики КИМ об экзамене по литературе

Минимальный балл по данному предмету, ниже которого вузы не могут устанавливать проходной порог для абитуриентов, составляет 32 тестовых балла. Экзаменационная работа по литературе состоит и...

Запрещенная сказка Чуковского выложена в Сеть

Запрещенная сказка Чуковского выложена в Сеть

Малоизвестная сказка «Одолеем Бармалея!» представлена в фонде Президентской библиотеки.

Альпина Паблишер запустила редакцию «Альпина.Дети»

Альпина Паблишер запустила редакцию «Альпина.Дети»

Сообщается, что цель издательства - создавать книги, которые пробуждают любопытство, помогают найти свое призвание и просто позволят проводить больше времени вместе с ребенком.&nbs...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Клуб бывших самоубийц» автор: mobilshark

Меня зовут Сыч. Я – никто, такова особенность моего внутреннего «я». Эти встающие раком буквы – бунт на карачках против себя самого. Звучит абсурдно, поскольку у меня есть только сознание своего «я», но самого «я» нет, его лицо стерто. Мое сознание необитаемо. Обрамляющие меня обстоятельства – бесформенная зыбучая явь, но я хочу выбраться из этой мути в гущу событий. Как говорит доктор Мыс, мне надо кончить на бумагу горьким соусом истинной правды, чтобы найти в нем каплю самоуважения. далее...

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял, не замечая,
Рядом два таджика что-то ели,
Черными еблищами качая
В такт колесам, едущим в туннеле.

далее...

Доска объявлений

Условия публикации здесь

Продам коллекционные книги, выпущенные малым тиражом

Есть данные, что книги из этого тиража были подарены И. И. Сечиным В.В. Путину и некоторым другим высокопоставленным лицам. далее...

Внимание! Литературный конкурс!

Продолжается приём произведений на литературный конкурс - объявлен в первом номере журнала «Клио и Ко»! - на тему революций 1917 года в России, гражданской войны и военной интервенции. далее...

В проект «Полка» на фултайм нужен младший редактор

У нас команда во главе с Юрием Сапрыкиным, дизайн «Чармера», офис в самом центре Москвы, достойная зарплата. далее...

Колонка Сергея Морозова

Записки Старого Ворчуна

Топ сочинителей на российском политическом Олимпе

Сегодня поговорим о графоманах в органах законодательной, исполнительной, и судебной властей РФ. Нет, четвертой власти внимания мы не уделим, там и так все ясно. Займемся литераторами-чиновниками.

Подборка самых эпичных драк современных русских литераторов

Литература умирает. Кино и компьютерные игры загнали писателей в подвалы и канавы, откуда несчастные с шипением вампиров встречают Солнце нового мира. Алкоголь, плохое питание, падающие тиражи – все провоцирует постоянный стресс. Выход один – хорошая драка! Но Золотой век русской культуры миновал.  Литераторы не только пишут значительно хуже предшественников, но и дерутся на пивных стаканах, а не дуэльных пистолетах, как раньше. Писатель на пенсии, Старик Лоринков, вспоминает самые эпичные драки современной русской литературы.

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина
Международный конкурс юных чтецов