комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Любопытное

«Субъективная история современной русской литературы»

«Субъективная история современной русской литературы» 21.03.2016

В Образовательном центре Ельцин Центра литературный критик, главный редактор журнала Historicum Константин Мильчин прочел цикл лекций «Субъективная история современной русской литературы», посвящённый новейшей российской и иностранной литературе.

Представил лектора руководитель Образовательного центраДенис Корнеевский. Он рассказал, что выступавшая в феврале с курсом лекций известный литературный критик Галина Юзефович назвала свой короткий список критиков, освещающих книгоиздание, куда Константин Мильчин вошел одним из первых. По мнению самого Мильчина, он относится к немногочисленному сообществу, всего 20-30 человек на всем пространстве России, которые профессионально читают книжки, а потом пишут об этом статьи и комментарии в сетях. Идея создать подобный курс лекций не от профессионального преподавателя, филолога или искусствоведа, а именно от читателя, находящегося «в поле» чтения, возникла у Департамента культуры московского правительства.

Курс адресован читателям, которые читают постоянно, много и с удовольствием. Он посвящен прежде всего жанрам новейшей литературы, ее эволюции начиная с 90-х годов, громко прозвучавшим авторам или незаслуженно оставшимся в тени, ключевым темам, а также литературному процессу в России и в мире, и таким институтам, как книгоиздание, литературные премии, мэйнстрим, бестселлер, мода в литературе.

Однако посетили лекцию не просто читатели, а библиотекари, университетские преподаватели, редакторы региональных издательств, известные и начинающие блогеры, их собратья в периодике – колумнисты, журналисты, ведущие читательских колонок и представители других творческих профессий.

– Особенность русской литературы, – считает Константин Мильчин, – в том, что она имеет не очень глубокие корни. В том смысле, что она довольно молода, насчитывает два века, и потому у нее нет длинной истории, как, например, у английской или французской литературы. Вся наша культура – музыка, живопись, литература – это два-три века. Потому, что в петровское время было отторгнуто все, что было создано до того, и началось зарождение новой культуры.

По литературе это очень видно. Максимум, куда может заглянуть автор в поисках сюжетов, историй, устойчивых выражений, героев, фраз, цитат, понятий – это немного за Пушкина, и не далее Фонвизина и Карамзина. Никто уже сегодня ничего не может сказать про их современников Антиоха Кантемира, Михаила Хераскова, Ивана Лажечникова. Те немногочисленные памятники литературы, что мы проходим в школе, – «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве» – присутствуют в нашем базовом сознании и культурном коде, но не оставляют такого заметного следа, как скажем «Кентерберийские рассказы» того же времени в английском культурном коде.

Литература черпает образы, сравнения, метафоры в самой себе, и в этом смысле недолговечность российской литературной истории, может быть не мешает, но оказывает особое влияние. Пушкин ищет вдохновение в тенденциях мировой литературы, заимствует из Шекспира, но его мало знают за границей. Иностранцу трудно объяснить, чем уникален Пушкин, потому что, прежде всего, это язык. А вот далее в российской литературе происходит чудо, кембрийский взрыв – литераторов было мало и вдруг их стало много.

Русская литература становится центральной литературой мира на целые пятьдесят лет. Вплоть до смерти Толстого, про которого говорили, что в России два царя: Николай II и Толстой, неизвестно, кто влиятельнее. Только-только родившись, русская литература стала ведущей литературой мира. Это явление создало завышенные ожидания. Казалось, что российская литература и ее авторы всегда будут интересны миру. Российские авторы по-прежнему интересны миру, как преемники великой литературы. Однако ни ХХ век, ни начало XXI века не породили писателей равнозначных гению Гоголя, Толстого, Достоевского, Чехова.

– К сожалению, – утверждает лектор, – мы больше ничего подобного не смогли предъявить миру. Претендуем на лидерство в мировой литературе, но по сути, мы сильная региональная литература. У нас сложный, труднопереводимый язык. Мы недостаточно оригинальны, но при этом и недостаточно банальны. Мы не научились описывать себя. У нас совершенно особенное отношение к писателю: как к учителю, пророку, адвокату, мудрецу. Писатель – властитель дум, выразитель общественного мнения, народный заступник.

В нашем культурном коде заложено уважение к слову, писателю, писательскому труду.

От писателей, как от прогрессивных людей, ждут идей по переустройству общества. Книга – необходимый атрибут успеха. Был период, и он еще не закончился, когда все писали книги. Это было модно. В этом тоже особенность российской литературы. Все помнят эпизод, когда Григорий Чхартишвили, он же Борис Акунин, в знак протеста предложил «Контрольную прогулку» по Бульварному кольцу. Вышло сорок тысяч человек.

Мильчин отмечает, что известный всему миру большой русский роман, начавшийся со Льва Толстого в XIX веке и закончившийся на Михаиле Булгакове в ХХ, переживает трудные времена. С одной стороны, роман не убили ни театр, ни радио, ни кино, ни телевидение, его не убил даже интернет. С другой стороны, время культурного досуга сократилось и у чтения появилось большое количество альтернатив. В последнее десятилетие значительный кусок от читательской аудитории романа откусили зарубежные интеллектуальные сериалы.

Еще одна проблема – кризис тем. Лет пятнадцать с нашим обществом ничего не происходит. Общество зациклено на своих крошечных проблемах, которые ему самому надоели. Содержание большинства хороших книг можно свести к одному вопросу: «Что с нами случилось в 1991 году?».

Это действительно важный вопрос. И Борис Акунин, пишущий про то, какой прекрасной была жизнь при Александре II, и Захар Прилепин, описывающий 90-е, отвечают на тот же вопрос: «Что с нами случилось в 90-х?». Это не распад Империи, тема, близкая многим народам и государствам.

Это нечто большее для всех нас. Мильчин предлагает не застревать в нашем трагическом прошлом и шагнуть вперед.

И тут же констатирует: вся мировая литература стоит на пороге качественного, жанрового, смыслового скачка – на пороге четвертой печатной революции – переходу к электронной книге и медленному снижению роли автора. Тексты множатся и теряют свою принадлежность. Думали, что электронные книги вытеснят бумажные, а выяснилось, что одни и те же люди заказывают и бумажные, и электронные книги. Социология этого до конца не изучена.

Но в мире уже есть школы и классы, где полностью исключена бумажная книга. Когда вырастет это поколение, оно потребует другие книги – полностью интерактивные. Сейчас совершенно исчезли книги с картинками, а раньше было принято иллюстрировать повести и романы. Электронные книги и вовсе не имеют иллюстраций, если это не Non-fiction с фотографиями.

Книга будет интерактивной в течение самого короткого времени. На фоне общей инфантилизации подрастающего поколения могут появиться и многочисленные иллюстрации, и оживающие картинки, как в «Гарри Поттере», и гифки.

По предположению лектора, книгу постигнет судьба винила. Казалось, что у него нет будущего. А он не только возродился, но и стал элитарным качественным продуктом, который мы бережно храним дома и слушаем в исключительных ситуациях. Все остальное, цифровое, мы слушаем в машине, общественном транспорте, на отдыхе, в дороге.

– Будут продаваться в книжных бутиках книги роскошного качества с обложками из кожи кенийского козла, – пошутил лектор.

Второй день Константин Мильчин посвятил литературным премиям: от самых больших денежных – как Нобелевская, до самых изысканных.

Третий день курса лектор посвятил темам, которые стали магистральными в отечественной литературе. И в третий же день посетил Музей Б.Н. Ельцина.

– Обращает на себя внимание анимационный фильм в самом начале. Потрясающая техника уральских самоцветов. Есть несколько выразительных метафор, например, с Петром I, где рубят корабельные сосны и щепки летят. Подкупает нетипичное, отстраненное повествование и попытка вести поиск свободы русским народом от Новгородского вече. Конечно, присутствует некоторое упрощение, но фильм очень симпатичный и, конечно, он очень классно сделан.

Забавно, что все политические деятели такие богатыри. Ленин просто атлет. Горбачев выглядит как интеллигент из качалки. А дальше начинается музей. Он очень крутой, у нас мало похожих музеев. Но уже хочется больше интерактивности. Хочется не просто сфотографироваться рядом с бронированным лимузином, а уже и залезть в него и чего-то там повертеть. Хочется посидеть в президентском кресле и сфотографироваться в нем. Я понимаю, что оно олицетворяет священность власти, но это-то и круто – увидеть себя на месте президента.

Все очень здорово, и сам Ельцин Центр, и все что в нем находится, и весь квартал Ельцина производит впечатление. Главное, чтобы все это не стояло на месте, а продолжало двигаться вперед, – сказал Константин Мильчин.

Источник: Ельцин Центр


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Роман Сенчин, писатель:

Хозяин, как известно, барин, но хочется заметить, что «публики» у русской литературы почти уже не осталось Источник

Олег Новиков, совладелец «Эксмо-АСТ»:

Мы полагаем, что одна из целей иска — желание обанкротить конкурента Источник

Михаил Сеславинский, руководитель Роспечати:

Я посмотрел, оказывается, травка так называлась – заря. Пучок зари. Это имеет какое-то значение? Никакого! Источник

Короткое чтиво на каждый день

«Планета счастья» Сергей Скляров

Теперь ангелы с лицами девушек из эротических фильмов кружили над Поповым, указывая дорогу.
Попов перестал быть самим собой – двадцатитрехлетним коммерсантом, торгующим французской косметикой и совсем недавно открывшим для себя Планету Счастья. Теперь он превратился в кого-то другого, свободного и всемогущего. Платинумен – это странное и блистательное...

«Два богача» Иван Тургенев

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

Литература в картинках

«Список абонентов московской телефонной сети» 1928 года Посмотреть полный размер

«Список абонентов московской телефонной сети» 1928 года

Справочник выставлен на торги в «Литфонде». Были времена, когда номера телефонов известных писателей мог узнать любой человек. И позвонить...
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Писатель, Павел Басинский об архивных делах выпускников и преподавателей Литературного института

Писатель, Павел Басинский об архивных делах выпускников и преподавателей Литературного института

В архиве Литературного института десятилетиями хранятся "дела" выпускников и преподавателей этого единственного в мире вуза, где готовят писателей. Интересно листать, например, "дела" преподавателей и студентов Литературного института советской эпохи.

Роман Сенчин — о том, чем опасна для писателя и читателя уничижительная критика

Роман Сенчин — о том, чем опасна для писателя и читателя уничижительная критика

Всё громче и настойчивее звучат голоса: писатели измельчали, читать нечего. В прошлый раз такие разговоры велись в конце 1990-х — самом начале 2000-х. Но потом появилась целая, не побоюсь этого высокопарного слова, плеяда молодых писателей, а главное — у них наш...

Как писатель антисталинист получил Сталинскую премию

Как писатель антисталинист получил Сталинскую премию

Про Анатолия Рыбакова (1911 – 1998), который, как утверждают, был крепкий, профессиональный беллетрист и не только.

Как писать хайку на русском языке

Как писать хайку на русском языке

Хайку – национальная японская форма поэзии, жанр поэтической миниатюры, просто, лаконично, ёмко и достоверно изображающий природу и человека в их нерасторжимом единстве.

Анекдот про книги

Анекдот про книги

Умирает старый профессор. Лежит на диванчике, в кабинете, у диванчика — его старый фронтовой друг. Профессор голову приподнимает, показывает на книжные полки, висящие над рабочим столом. «Это всё, — говорит, — книги, которые я написал».

Литература в цифрах

400 рублей

стоимость услуги бета-ридера за 1 а.л. Источник

Менее 45 кг

Величина подушевого потребления бумаги для печати, в 2016 году Источник

6 месяцев

Столько времени занимает процесс допечатной работы над детской книгой Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Лидия Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор интернет-журнала «МОЛОКО» и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат международных и всероссийских литературных премий.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Юлия Зайцева - продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Сергей Оробий - критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Сергей Морозов - литературный критик.

Мнения В. Румянцева

Валерий Румянцев

Лирические и юмористические стихи, басни, литературные пародии, сказки, статьи; реалистические, сатирические и фантастические рассказы Валерия Румянцева печатались в 180 изданиях РФ и за рубежом. Вышло 12 книг.

Записки старого ворчуна

Старик Лоринков

Ко всем текстам, представленным в данной колонке, приложил руку лично Старик Лоринков. Редакция допускает, что все изложенное в данной колонке, может быть литературным вымыслом. Но может и не быть.

Интервью

Литературные мероприятия

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес. ...

24 дек. «Грамотные понедельники»

Лекция В. Ефремова «Русский гендер (о феминитивах и не только)».

Встречи с писателями

1 дек. Макс Фрай

Макс Фрай представит новую книгу «Тяжелый свет Куртейна. Синий»

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Книжные новинки

Рецензии на книги

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Конкурс приурочен к 220-летию со дня рождения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и призван сплотить ...

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Названа лучшая тактильная книга для детей

Названа лучшая тактильная книга для детей

В Российской государственной детской библиотеке подвели итоги конкурса на лучшую тактильную книгу для детей с ...

Новости издательств

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

А также планы на февраль 2019 года и воспоминания ноября 2018 года.

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Специализирующееся на детских книгах издательство Clever планирует к 2022 году открыть 50 магазинов под своим брендом. Половину из...

«Альпина» в Amazon

«Альпина» в Amazon

Книги «Альпины» на русском языке от российских и зарубежных авторов уже доступны в электронном формате на...

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес.  

Видео

Новости книжных магазинов

Лабиринт: Скидки  на книги 40% до 21 декабря

Лабиринт: Скидки на книги 40% до 21 декабря

Сообщается, что скидка 40% распространяется на десять тысяч увлекательных, полезных, занимательных, красивых, новог...

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

В этом году на конкурс было подано рекордное количество заявок – 142 заявки, что почти в три раза больше, чем в про...

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В акции участвует почти весь наш ассортимент. Исключение — серия «Основы искусства».

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Портал «Активный гражданин» проводит голосование среди граждан, с целью выяснить какой книжный магазин мо...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял,...

далее...

«Смерть рыжей годзиллы» автор Мзунгу

В 80-тые годы я провел сотни часов у радиоприемника, слушая «Голос Америки» и «Радио Свободы». И чем сильнее их глушили советские спецслужбы, тем крепче становилась моя любовь к Америке.
И вот, наконец, здравствуй Америка - страна сильных, смелых, умных и свободных людей!!!
В аэропорту меня встречала женщина по имени Бренда,...

далее...

«Брат» автор: гражданин Фильтрубазаров

Впервые он заступился за меня перед самой школой, когда мне было уже 7 лет. До этого он рассказывал мне, что на Луне живут непослушные дети, которые делают там всё, что хотят и о которых совсем позабыли уже их родители…

Ещё он кормил меня кислой вишней и говорил, что это очень полезно. А когда я морщился – он ржал, как ...

далее...

Детская литература

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

В 2018 году в конкурсе приняли участие 708 авторов. Для Короткого списка эксперты отобрали 15 произведений, которые были выложены в свободном доступе на сайте конкурса kniguru.info. Кому достались призовые места – решили дети и подростки.

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

2 дек. Роб Биддальф

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина