Интернет-ресурс Lit-ra.info продаётся. Подробности
Любопытное

Скрытая война (Издательства и редакторы против читателей и писателей)

Скрытая война (Издательства и редакторы против читателей и писателей)

Тысячи авторов обивают пороги издательств, надеясь на положительный отклик редактора. Печатают далеко не всех. Но стоит ли отчаиваться и считать себя бездарностью? Не торопитесь опускать руки.

Во–первых, ваше произведение может год пролежать в редакции, а редактор с ним так и не ознакомится. Рукопись может затеряться, потерять актуальность, или не дойдёт до редактора по причине выбраковки ридером. Видите ли, прежде чем попасть к редактору, ваше произведение просматривается неким судией, он подчас решает, куда направить ваше творение — в корзину или редактору на стол. Представьте, что вы сотворили эротический роман, а ридер попался импотент, — выкинет в корзину без раздумий! Или вы предлагаете историческое сочинение, а ридер в истории, как говорится, ни ухом–ни рылом, кроме того у него вызывают идиосинкразию частые пояснения, без коих истинно историческое повествование невозможно. Так стоит ли переживать об отказе?

Во–вторых, ваше произведение может попасть в руки малограмотного редактора. И слава богу, если вашу книгу не напечатают! Неужто вам по нраву придётся одобрение невежды? Вы скажете, не может такого быть? Ан нет, жестоко ошибаетесь. Лично не раз встречал безграмотную писанину новоявленных редакторов. Дабы не прослыть голословным, приведу в пример владельца и главного редактора издательства из Тольятти, часть его переписки с авторами на форуме. Орфографические и пунктуационные ошибки исходятся в истошных криках!

«Как не странно, но нам нужно и то, и другое. Потому как продать 10 книг на много легче чем одну... Я сам работал с разными издательствами и знаю что многих авторов не берут не объясняя причин, причём порой не берут достаточно хорошие книги. И часто печатают настоящую муть…»

Желаете, чтобы ваше творение попало к безграмотному главному редактору? Я не хочу, — чур меня, чур! Думаете, ошибся человек разок, со всеми бывает? Бывает, согласен. Но, как говорится, что прощается автору, не может быть прощено главреду.

Но идём дальше…

«А требовать озвучивать гонорары на открытом форуме, серьёзно? Тем более что ни одно издательство этого не делает. А почему это я должен делать? Ради удовлетворения вашего любопытсва. Нормальный человек такой вопрос задаст написав в личку, по крайней мере. На идиотский вопрос - адекватный ответ. Нужно было 10 копеек озвучить. Жаль не сообразил вовремя. :D Интересует гонорар, присылайте книгу и будем разговаривать. Не один покупатель ничего не купит не ознакомившись с товаром. Вот это серьёзно и по деловому».

«Может и зря, просто я не люблю через чур замороченых людей. Я пришёл к ним с открытым сердцем, а в замен встретили там как хронического редактора-неплательщика. Вместо того, чтобы просто для начала пообщаться, начали искать тысячи подвохов. Как буд-то я попросил у них взаймы, а не предложил работу. Я тоже автор, и тоже издавался, но привык обходиться без пантов. Что ж, зато теперь я знаю, чьи книги у меня издаваться не будут. И кстати, там мне не плохо повезло. Несколько тамошних авторов оказались нормальными людьми и в награду у них будут контракты с условиями, которые никто им не предложит. Я работаю чуть не стандартно, и правила нашего издательства отличаются. Напремер, каждый автор сразу получит всю сумму положеную по контракту, до копейки и без всяких отсрочек. Это я гарантирую. Это наше правило».

«Для заявки главное не опозориться перед автором, который доверил тебе свою книгу. Поэтому нужно отработать множество механизмов и подобрать нужных людей: художника, дизайнеров. В этом деле множество разных тонкостей, о которых раньше я и не подозревал. Поэтому и начал со своей книги. Теперь все этапы изготовления книги пройдены и можно издавать других авторов :)».

«На счёт сборника, пока обещать не могу, но у меня тут родилась встречная идея. Молодому автору важно не только напечататься, но и обрести своего читателя. И в этом деле наше издательство может помочь. Мы можем устроить проэкт, суть которого будет в следующем…»

«Присылайте, посмотрим.

Что касается корректора. У нас корректор лингвист, препадаёт в университете…»

Некоторые завсегдатаи форума ополчились на главного редактора, им не по нраву пришлась фантастическая безграмотность. Эти люди открыто заявили о нежелании присылать рукописи в издательство «Расич».

«Прошу пардону... Присылать что-то издательству, главный редактор которого делает по пять орфографических ошибок в одном предложении... Позволю себе согласиться с товарищем Буратино, высказывавшемся примерно на такую же тему».

Но очередной «великий» редактор (он же «великий писатель»!) усмотрел в критике недобросовестные нападки и смело ринулся в бой против критиков-«злопыхателей», чем ещё больше рассмешил адекватных авторов.

«Я нелюблю ссорится с людьми, но более всего ненавижу бесконца доказывать что я не верблюд».

Так и хочется сказать:

— Эх, г–н главный редактор! Вы же не в пивную зашли, а литературный форум посетили. Вы не с быдлом общаетесь, а с литераторами. Вы на себя не хомут напялили, а корону главреда, так что не стоит отмахиваться от критических высказываний словно они – лошадиные катыши. Поймите, не может мерин именоваться верблюдом, даже если приделает горб или два; по определению не может быть редактором — безграмотный. А если пошли наперекор общепризнанным мерилам нравственности и грамотности, то примите как должное — умные, грамотные и талантливые авторы не станут иметь с вами ничего общего. Итог: ваше издательство станет выпускать если не «настоящую муть», то просто «муть». Более того, после ознакомления с вашим «авторским штилем» у многих отпадёт желание приобретать в издательстве какие-либо книги.

Вы пишете: «Для заявки главное не опозориться перед автором…» А свою безграмотность не считаете позором, г–н главный редактор?! Главный редактор издательства прилюдно унизил свою дутую персону незнанием русского языка. Это же нонсенс! Впору провалиться от стыда, но ему, как говорится, хоть сси в глаза, всё одно скажет, что божья роса.

В–третьих, ваша рукопись может подвергнуться чрезвычайно убогим правкам «сверхграмотного» редактора, и чем талантливей произведение, тем немыслимей окажется редактирование т.н. «нового» редактора, апологета современных западных веяний. Эти господа начисто отрицают достижения русской классики, но при этом очень любят причислять себя к приверженцам великой русской литературы, что на деле фактом не является, поскольку ими напрочь отвергаются нравственные устои и творческие приёмы, благодаря коим русская литература и стала общепризнанно великой.

***

Некоторое время назад приятель получил по электронной почте известие от издательства «Перо», я ознакомился с оным по его настоянию. Это издательство, на мой взгляд, как раз относится к перечню «сверхграмотеев», чьи наимудейшие советы могут в корне загубить нераскрывшийся талант неопытного литератора.

Но не стану навязывать свою точку зрения. Прочтите советы издательства (такие советы от издательства "Перо" есть и у нас на сайте) и комментарии к ним. Выводы за вами!

Итак…

«Ошибки, которые мешают вам прославится 10 ошибок начинающих авторов, или как писать не следует»

Никто из начинающих авторов не застрахован от неудач. Однако литературные промахи бывают разными. Если отсутствие вдохновения сегодня может быть компенсировано приливом творческих сил на следующий день, то существует несколько фатальных ошибок, которые никогда не позволят даже блистательному по задумке произведению стать хитом. Многие из ошибок можно исправить в процессе переписывания или редактирования, для устранения других недочетов потребуется опыт, который накапливается с написанием каждого нового произведения. Издательство «Перо» хочет предостеречь уважаемых авторов от сокрушительных неудач.

1. Некомпетентность

Если кто-то полагает, что сможет написать исторический очерк, не будучи историком, или научно-фантастический роман, не обладая соответствующим образованием, то глубоко заблуждается. Незнание темы — самая распространенная ошибка творческих людей. Ни прекрасное владение языком, ни грамотно выстроенные диалоги не компенсируют пробелы в описываемой сфере. Для того, чтобы написать интересный и правдоподобный роман или рассказ, недостаточно иметь поверхностное представление о вопросе — необходимо проштудировать специальную профессиональную литературу, иначе произведение обречено на провал».

Очень некорректный совет. Действительно, нельзя сотворить хороший исторический или научно–фантастический роман без определённых знаний. НО...

В литературе существуют разные жанры. Я сам сторонник авторов с энциклопедическими знаниями, и всегда утверждал, что истинному творцу следует творить исключительно со знанием материала. НО…

Когда–то эти знания придут? А роман сейчас хочется создать. Мудрецы всю жизнь копят знания, прикажете им творить в преклонном возрасте? А не лучше ли начать созидать романы пораньше, используя не свои знания, а накопленные человечеством? Слава богу, библиотеки радуют обилием всевозможных книг — хранилищами разнообразных знаний. Год, два, три — в библиотеке, и роман исторический готов.

Тем, кто неусидчив, можно предложить реализовать себя в иных жанрах, не все требуют массы знаний. Лично я не считаю сей путь истинным в литературе, но данная тропа не зарастает и существует независимо от мнений. Например, можно взяться за написание  любовных романов и боевиков, детективов или фэнтэзи. Необязательно должно получиться «бульварное чтиво». Для сотворения добротного романа в этих жанрах достаточно минимума знаний, которые можно почерпнуть по ТВ, СМИ или в подобной литературе. Здесь главное не академическое знание материала, а искренность и достоверность, вызывающие смех или слёзы, динамичный сюжет и привлекательные герои. Не буду останавливаться на всех нюансах работы в различных жанрах, речь идёт о том, чтобы честно заявить о разных подходах к творчеству — средству достижения успеха.

Например, знаменитый автор авантюрных романов А. Дюма весьма поверхностно знал даже историю родины, что не помешало роману «Три мушкетёра» и другим прославить автора на века. В 12 лет я восхищался его романами, а в 25, перечитывая, хохотал безудержно над некомпетентностью великого романиста. Но многие ли обращают внимание на исторические ляпы?! Только те, кто глубоко знает историю. Много таких? Увы… Но я не считаю автора глупцом. Кабы он творения историческими романами именовал, вот тогда бы можно было предъявить исторические ляпы. А так… авантюрное чтиво, ну что вы от него хотите? Оно и рассчитано на невзыскательную публику. Многим читателям важна не историческая правда, а интригующий сюжет. В наше время, кстати, полным–полно любовных романов, детективов и боевиков с «исторической» окраской, где действительной истории в сущности кот наплакал. И что? Невзыскательная публика не возражает.

Повторяю, не агитирую за эту литературу! Лично я не желаю творить подобное, но такие книги существуют, они востребованы, так почему же надо закрывать на это глаза? Небезызвестный автор героических романов–фэнтэзи по примеру Дюма наплевал на историю, но романы Ю. Никитина читаемы многими.

Помнится, захожу к приятелю, тот зачитывается очередным творением Никитина.

— Ну как? Неужто нравится? Ты же историк, к тому же фэнтэзи не любишь! — удивился я.

Тот усмехнулся.

— Понимаешь, такая закавыка… Умом понимаю, что полная чушь, а остановиться не могу. Читать интересно. Это как жвачка — не насыщает, но жевать приятно...

Что тут возразишь? Таково, пожалуй, большинство русских читателей. К отечественным классикам относимся с почтением, бережно вытираем от пыли корешки собраний сочинений, только перечитываем редко, чаще покупаем лёгкое и пустое, но занимательное чтиво.

Так что пишите, дорогие литераторы, если угодно, детективы и боевики, любовные романы и фэнтэзи! Всякая литература потребна, поскольку люди разные.

«2. Неправдоподобная экзотика

Многим авторам кажется привлекательным перенести место действия в другую страну, а то и в иную эпоху. Выдуманная обстановка и красивые имена лопнут как мыльный пузырь, если вы не имеете представления об укладе жизни конкретного народа в тот или иной временной отрезок. Поэтому писать стоит только о том, что видели или о чем знаете лично, или о том, что детально изучили до мельчайших подробностей!»

Тоже считаю, что следует использовать прежде всего личные знания и наблюдения. НО…

Как говорилось выше, при наличии известного таланта и большого воображения, можно пофантазировать на любую тему, в том числе никогда прежде невиданную обстановку отобразить. Например, действие вашего романа в Гвинее–Бисау, хотя сами не бывали, описание взяли из энциклопедической литературы. И что? Многие читатели там бывали и в состоянии опровергнуть автора? И вовсе не обязательно, что получится непременно плохо. Вон, Стивенсон, сотворил знаменитый пиратский роман, незыблемая книга в сокровищнице мировой литературы. Немощь не стала помехой автору, а игра в солдатики помогла создать шедевр. Худо выйдет или хорошо, зависит только от ваших способностей. Однако, следует помнить, что знания облегчают созидание; зрячему проще сотворить прекрасную статую обнажённой девы, нежели слепому от рождения.

«3. Штампы

Если автору удалось избежать ошибок, описанных в пунктах 1 и 2, то велика вероятность, что его погубят неологизмы, кочующие из книги в книгу. Эта ошибка свойственна как беллетристам, так и журналистам, пишущим для СМИ или интернета. Если тучи — то свинцовые, если море — то лазурное. Читателям надоело читать одно и то же, штампы — настоящий бич многих писателей, и если автор не потрудится над избавлением от набивших оскомину фраз, то статью или рассказ никто не дочитает».

Шаткая тема! Многих известных авторов обвиняли в часто используемых словах – штампах. Но всегда ли следует их остерегаться? и что считать штампами, — слова, которые принижают художественные достоинства? Давайте разберёмся. Штампы штампам рознь. Выше приведён пример с тучами и морем. По–моему разумению, если автору так уж хочется назвать тучи свинцовыми, так пусть называет, ничего страшного не произойдёт, если разок проскользнёт в тексте. Другое дело — частое использование. Одиночные свинцовые тучи не отвратят меня от чтения интересного исторического романа. А лазурное море и вовсе не штамп. Если море лазурное, то зачем называть иначе? Хочется — пишите. К тому же море разные цвета имеет, и в другой главе может стать иным.

В юности как–то секретарь писательской организации замучился растолковывать, что рифма "любовь — кровь" "задёргана нещадно", даже трудно приставить более заштампованной рифмы. Я кивал в ответ, но не соглашался... Нет, я принимал его точку зрения, но никак не мог понять, почему мне нельзя хотя бы раз использовать эту рифму? Тем более, на мой взгляд оная как нельзя кстати подходила к тем виршам.

— Ну и что? Другие же писали и пишут "любовь — кровь"... даже маститые поэты. Почему мне нельзя? Я хочу, чтобы и у меня была такая рифма. Всего одна! Почему нельзя? Тем более, что она здесь необходима, потому что...

Секретарь запарился, пот стекал тремя струями, но я оставался непреклонен.

Тогда известный писатель разъярился:

— Или заменяешь эту дурацкую рифму или... пшёл вон из сборника!

Нельзя так разговаривать с автором. Я не из каприза использовал избитую рифму, а действительно считал оную на своём месте в данном контексте. Мою подборку стихов удалили из поэтического сборника, я перестал бывать в СП. И не жалею об этом! Считал и продолжаю считать, — надо уметь защищать свою точку зрения и не менять оную в угоду чужому желанию, если, конечно, я литератор, а не проститутка.

В детективах, любовных историях или боевиках штампы зачастую имеют свою нишу, без коих иногда повествование не мыслимо. Например, фраза «Я вас люблю!» сколько тысяч или миллионов раз встречается? Однако не вызывает оскомину. А вот штампы вроде таких, как: «Да ладно!», «С этого места подробней», «Это был…» и подобные — бесят однозначно.

Немало вреда неопытным литераторам приносят и неблагозвучия, их великое множество: «ведь мы», «они же ребята», «как и», «со слов свидетелей» и т.д., и т.п. Вот от чего следует избавляться в первую голову! Грамотный автор должен уметь чистить текст от «ведьм», «ослов свидетелей», «жеребят» и прочих «каков». Чем меньше штампов содержит ваше творение, тем выше шансы на создание шедевра.

«4. Нерешительность

Бесконечный поиск спонсоров и боязнь издаваться за свой счет обрекли на безвестность многих талантливых авторов. Если вы уверены, что ваше произведение будет интересно читателю, издавайтесь! Пусть это будет относительно небольшой тираж, но он станет весомым шагом вперед — к успеху».

С этим советом прихожу в согласие. Издавайтесь! Но ищите типографию с низкими ценами, иначе прогорите. Несведущим поясняю: в наше время каждый в рамках закона без чиновничьих проволочек может издать книгу тиражом до 1000 экземпляров. Издавайте, и пусть читатели по достоинству оценят ваш художественный дар.

«5. Незнание рынка

Речь даже не столько о том, что сегодня пользуется на литературном рынке наибольшим спросом. Речь о незнании ценовой политики. Конкретный пример: многие начинающие авторы так и не заканчивают свое произведение, потому что… думают, что его издание обойдется в астрономическую сумму.

А ведь узнать заранее, сколько стоит печать книги, можно, даже не отходя от компьютера».

И тут не стану возражать. Повторюсь: усаживайтесь за ПК, ищите типографию низких цен. Издавайтесь, и пусть вас читают.

«6. Отсутствие идеи и четкой структуры произведения

Любое художественное произведение имеет четкую структуру — завязка, развитие действия, кульминация и развязка, а основной движущей силой является конфликт. Нет конфликта — нет истории. Найти конфликт и правильно выстроить структуру произведения помогает посылка— главная идея, которую вы хотите донести своей историей».

Верно, если говорить о средних и крупных произведениях. Но кроме них существуют миниатюры. Мини, как правило, доносят одну–единственную мысль; мини, если угодно, — это зарисовка мига, настроения момента. Здесь важны эмоции, тут главное искренность и реализм. Можно много спорить по поводу мини, но они есть, они востребованы, а потому отмахиваться от миниатюр неразумно.

«7. История рассказывается, а не показывается

Пространные описания того, как и зачем герой что-то делал — это скучно, нудно и абсолютно никому не нужно».

Вот мы и подошли к самому главному! Показ или рассказ? В чём краеугольный камень истинной литературы?

Первое: как видите, мало того, что перья дают большей частью вредные советы, так они и пишут с неблагозвучиями. Наличие в тексте неблагозвучий вопиет гласом велиим о неопытности сочинителя и неразвитом мастерстве художника, истинный творец неблагозвучия не допускает, если, конечно, автору не наплевать на конечный результат, иногда по разным причинам не стремятся к безупречному стилю… Но в данном случае "мастерские" перья обучают писательскому мастерству, а потому использование неблагозвучий клеймит их несмываемым позором.

Второе: если работникам издательства «Перо» скучны и нудны описания действий героя, — это сугубо их личное дело, низкая читательская культура не даёт права работникам издательства брать на себя роль третейского судии, негоже отвечать за всех. Научитесь прежде говорить от своего имени, а люди выскажутся, можете не сомневаться. Голословное утверждение — это «абсолютно никому не нужно» — чревато, поскольку напоминает манию грандиоза. Запомните, господа перья, сколь жаба не надувается, а конец один — лопнет!

Третье: русская литература спокон веку зиждилась на показе событий, действий и переживаний героев, а не рассказе об оных; именно показ сделал русскую литературу великой. В этом главное отличие журналиста от писателя: журналист рассказывает о событии, а писатель событие показывает. Не понимать сего различия и не принимать его, есть признак ординарного мышления закостенелого сознания малоразвитой в духовном плане особи.

Четвёртое: мы живём в непростое время, даже в литературе заметно тлетворное влияние запада. Ничего не имею против лучших произведений зарубежной классики, речь веду о разлагающих западное общество — насилии, наркомании, пропаганде однополого секса и прочих смердящих атрибутов общего падения нравственности. Зловоние разлагающейся западной культуры проникло в русскую литературу благодаря таким вот издательствам, именно они выступают апологетами антилитературной среды, их негативное влияние отравляет сознание неопытных литераторов, на корню погубляя неокрепшие таланты.

Скажу больше: их злокозненная деятельность напрямую связана с давно запланированным развалом России!

Напоминаю слова А. Даллеса, бывшего шефа ЦРУ США (1945) ...

«…Окончится война, всё как-то утрясётся, устроится. И мы бросим всё, что имеем, — всё золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей!

Человеческий мозг, сознание людей, способны к изменению, посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России.

Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания.

Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьём у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино — всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства.

Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых «художников», которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства — словом, всякой безнравственности.

В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху.

Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности.

Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель.

Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу — всё это мы будем ловко и незаметно культивировать, всё это расцветет махровым цветом.

И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит.

Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества.

Будем вырывать духовные корни… Опошлять и уничтожать основы народной нравственности.

Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку всегда будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать её. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов».

Ну, как вам план по развалу Отечества?

На мой взгляд, русская литература должна подняться с колен и сбросить с себя присосавшихся смрадных гадов, русские литераторы должны выступить единым фронтом против западных подпевал; не слушать их надо, а затыкать их поганые глотки. Русским литераторам первым следует встать на защиту русской культуры от иноземного посягательства, надо также научиться чётко различать приспешников антикультуры, через коих запад насаждает культ безнравственности и культивируют сорняки вырожденчества.

Помните, господа русские литераторы, убережение великой русской культуры есть первый шаг по спасению великого Отечества!

«8. Лишние персонажи и действия

В большинстве произведений начинающих авторов можно встретить второстепенных персонажей и описания действий, которые никак не влияют на ход событий истории, но вызывают у читателей недоумение, переходящее в откровенную скуку».

Сколько в России авторов? Тысячи, десятки тысяч. Думается, подавляющее большинство из них начинающие. Сколько у них произведений? Десятки, сотни тысяч… а сколько начинающих авторов в мире? Сто тысяч или больше, а произведений, наверное, миллионы… Отсюда вопрос: сколько их, перьев, что они сумели прочесть БОЛЬШИНСТВО сочинений начинающих авторов, — многие тысячи? Поистине, издательство «Перо» самое многочисленное издательство всех времён и народов!

Теперь коснёмся лишних персонажей и действий «которые никак не влияют на ход событий истории, но вызывают у читателей недоумение, переходящее в откровенную скуку». Склонен возразить, негоже опять отвечать за всех читателей, не след решать за каждого, ЧТО именно способно вызвать недоумение и переходит ли оное в откровенную скуку. Давайте, господа перья, станем учиться говорить только за себя, перестаньте прятаться за широкими спинами читательских масс, или предоставьте ваши полномочия.

Кому, как не автору, лучше других знать своё детище? Кому, как не автору, лучше всех известны мотивировки тех или иных действий его литературных героев? Автор всегда прав, поскольку только ему ведомы идеи произведения, он выстрадал образы героев, принял самое деятельное участие в их диалогах и действиях. И если кто–то чего–то не понял, то виноват в сём либо недостаточный писательский дар, либо недомыслие читателя.

Но, честно говоря, этот совет поражает пустотой и безмозглостью. Ясно же, что перья не читали большинство произведений начинающих авторов, а потому данное заявление не более чем дегенеративный снобизм окололитературных деятелей.

Никто не предохранён от ошибок, в том числе начинающие писатели. Но эти ошибки настолько субъективны, что говорить о них нужно в конкретном случае, обобщение тут неуместно. Перья в принципе не понимают, что в каждом литературном жанре свои законы. Если в детективе каждый герой, каждое действие так или иначе неразрывно связано с преступлением, то, например, в историческом романе может быть десятки не связанных напрямую моментов, но все они работают на восприятие отображаемой эпохи. Словом, разговор и тут может быть чрезвычайно долог, а посему остановлюсь на сказанном. Суть итак ясней-ясного: в литературном процессе перья не смыслят ни аза — ни ижицы. Увы!

Припоминаю, как в 8-м классе средней школы открыл творчество В. Гюго. До сих пор помню восхищение от романа "93-й год", и трудности восприятия "Собора Парижской Богоматери". Нет, второй роман тоже понравился, но в меньшей степени, мне казались затянутыми диалоги, а главу "Париж с птичьего полёта" и вовсе лишней посчитал, чтение перемежал зевками. Совсем иначе воспринял лет через десять при повторном чтении: первому роману отдал должное и поставил на долгое хранение на полку детской литературы, а "Собор..." затянул по уши, некоторые диалоги перечитывал, а "лишняя" глава показалось очень гармоничной.

«9. Проблемы построения диалогов

«He said, she asked» (Он сказал, она ответила) — англоязычное обозначение проблемы построения живых диалогов. Огромное количество определений (пугливым, громким, визгливым, нежным, тихим и т. д.) и наречий (тихо, громко, скромно и пр.) речи персонажа бывают откровенно лишними».

Смешно–с! Бывают лишними, сие бесспорно, но и НЕ лишними бывают. Лишние или нет определения в контексте — оставим на усмотрение автора, читателя и критика. Худо или хорошо прописаны диалоги — зависит исключительно от способностей автора. Хотя таланту научить нельзя, но способности развить можно. Главное, — побольше творить и почаще читать и перечитывать русских классиков, а также — поменьше обращать внимание на «англоязычное обозначение проблемы построения живых диалогов», поскольку сухой и невыразительный язык торгашей и чинуш неприемлем для великой русской литературы.

Уважаемые сочинители, читайте и перечитывайте, пишите да обрящете!

«10. Растянутые или сжатые сцены

Нет ничего хуже для читателя, чем пробираться сквозь несколько десятков страниц, на которых автор смакует одну и ту же сцену. Не меньшее зло — описание действительно важных для произведения событий в пару строчек — особенно если до этого писатель долго вел читателя к этим моментам. Каждая сцена рассказа или романа должна быть краткой, лаконичной, но емкой с информативной точки зрения».

Опят перья решают за всех читателей, ЧТО им хуже всего при чтении! Ей–богу, мания грандиоза расцвела пышней–пышного! А если автору эротического романа очень нравится смаковать интимные сцены? Что тут такого–этакого? Да ничего! Не нравится, не читайте. Скучна вам, господа перья, художественная литература, переключайтесь на газетные заметки, вот здесь всё, как вам по нраву: и кратко, и лаконично, и ёмко с информативной точки зрения.

Повторяю, затянутость или краткость сцен зависят исключительно от таланта автора, писатель должен чувствовать, где развивать действие, а где напрашивается занавес. И опять же, в каждом конкретном случае разбирается авторский недочёт. Но безапеляционно советовать автору творить применительно ко всем литературным жанрам исключительно кратко, лаконично и ёмко с информативной точки зрения есть либо глупость несусветная, либо намеренное вредительство, на что акцентировано внимание читателя в пункте №7.

На этом заканчиваются советы супермудейшего издательства «Перо». От себя добавлю следующее…

Совет одиннадцатый:

Уважаемый автор!

Никогда не внимайте прохиндеям от литературы; издательства вроде упомянутых перьев не способны научить творчеству, напротив, эти апологеты западной антикультуры спят и видят, как заморить великую русскую литературу. Эти ренегаты, ведая иль не ведая, проводят ущербную политику умерщвления исконно русской литературы, основанной на добре и неприятии всякого зла, уважении старшего и любви к родине. Одухотворённому телу русской культуры противопоставляется западное бездушное туловище, духовное развитие личности подменяется совершенствованием низменных животных инстинктов. Против русской культуры давным-давно объявлен крестовый поход, так не будьте же слепцами, сумейте разглядеть врага в овечьей шкуре.

Совет двенадцатый:

Вернёмся к проблеме издания книги начинающим автором.

Издательств много! Со многими приходилось общаться так или иначе, и ни одно из мне известных не работают на результат. Складывается впечатление, что многие издательства зарабатывают деньги на публикациях заказчиков и только. Их мало интересует самая продажа!

Сеть интернет лопается от предложений издательств. Хотите издать авторскую книгу малым тиражом? Пожалуйста. Но если вы издадите книги в издательстве, то самолично не сможете их реализовать из-за высокой цены, поскольку книжные магазины накручивают от 100% и выше.

Например…

Книга заказчика издаётся, за услуги взимаются деньги в полном объёме. Книга пиарится в магазинах и на сайтах электронных книг. Но продаётся ли она?

Недовольному автору ответят:

— Пардон, уважаемый, ваша книга не пользуется спросом...

А как же на оную возникнет спрос, если издательство рекламирует одновременно сотню авторов? А если тысячу? Издательство публикует всех без разбору! Для издательства главное — это заработать на услугах. Поэтому читателю крайне сложно выбрать действительно интересную и талантливую книгу.

На мой взгляд, не в потере интереса к чтению заключается падение читательского спроса, а к засилью малоинтересной и бесталанной литературы. Но я никого не виню. Издательства делают деньги на тщеславии граждан, — бог им судья! — каждый зарабатывает как может.

Речь о том, чтобы издательство действительно было заинтересовано в раскрутке публикуемой книги, в этом случае можно рассчитывать получить наибольшую прибыль при наибольшей продаже тиража. Согласитесь, адвокат с меньшим энтузиазмом станет защищать подзащитного, если при любом исходе получит круглую сумму.

Экономические законы вопиют гласом велиим о наилучшем исходе бизнес проекта, когда обе стороны (в данном случае — издатель и автор!) заинтересованы в успехе в равной степени. Это не подразумевает перекладывание риска на плечи издательства. Отнюдь!

Я за то, чтобы во время кризиса автор также нёс финансовые затраты; «фифти-фифти», на мой взгляд, наилучший вариант. Иначе действия издательств больше напоминают завуалированный обман: бессовестно обдирают автора как липку, прекрасно понимая, что тираж не продастся в виду высокой стоимости, неизвестности писателя и громадной конкуренции, которую издательства сами и создают. Ведь чем больше наивных авторов воспользуется услугами издательств, тем выше зарплата работников издательства и прибыль владельца. Крайним, как в том старом одесском анекдоте остаётся бедный еврей (читайте — автор!). И не придерёшься никак: услуги оказаны, а в непродаже тиража виновен автор, де: недостаточно талантливый сочинитель, вот почему читатель воротит нос.

Чушь! Боже, какая глупость доверять лживым посулам издательств, а после верить их нелепым оправданиям. Сколько ерунды издаётся тем же «Эксмо», не говоря уже о других фабриках литературной жвачки!

Конечно, далеко не все авторы останутся в мировой литературе, немногие встанут в ряды читаемой когорты и в родном Отечестве, но каждый способен реализовать тысячный тираж книги. Издавайтесь, уважаемые авторы, и не слушайте издателей–профессионалов, наживающихся на вашем тщеславии. Наплюньте на них и сами издавайте, 1000 экземпляров почти каждый может осилить. А кому всё же не под силу, комбинируйте с приятелем, издавайте книгу на двоих. Главное, не сидите сиднями и не ждите псевдоблага от издательств за ваши деньги. Ничего, кроме потери денежных средств и горчайшего разочарования большинство из вас не приобретёт. Увы!

Публикуйте книги сами, уважаемые писатели! Издавайте и продавайте. А читатели разберутся, кто есть кто. Удачи вам в творчестве и продаже литературных трудов.

И не забывайте, что Н. Г. Чернышевский полагал основной задачей искусства отображать жизнь, а жизнь русского человека как гражданина основана на защите интересов народа; для исконно русского, а в особенности литератора, существует главный творческий ориентир, как наиболее объективный, а потому истинный — народное восприятие добра и красоты и самоотверженная любовь к Родине.

Автор: С. Мартов


Комментировать

Возврат к списку