комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Любопытное

Русская феминистская поэзия: Заметки на полях

Русская феминистская поэзия: Заметки на полях 23.04.2018

Современная феминистская поэзия на русском языке создаётся медленно и с трудом. Когда редакторы и критики задают вопрос, почему в России нет своей Элис Уокер или Нины Марии Донован, хочется ответить вопросом на вопрос: а это случайно не вы, полупрезрительно усмехаясь, выкидывали в мусорку «слишком бабские», «агрессивные», «непонятные», «странно для женщины звучащие» тексты году в 2002-м?

В начале и середине нулевых нас было много, и нас, чаще всего, игнорировали, высмеивали или не пускали на порог, не забыв прочитать нотацию: «Что  вы такое пишете?! Вы же молодая симпатичная девушка. Надо писать о любви, о природе!»; «Вы талантливы, но, как говорила N, надо сторониться этого птичьего феминизма, он сужает кругозор. Вот N — не феминистка, и её берут в толстые журналы, понимаете?»

Мэтры утверждали, что дело только в таланте, и не печатают стихи не потому, что они феминистские, а потому, что они плохие, и тут же хвалили полную банальностей  рукопись или публикацию. Постепенно складывалось впечатление: чтобы опубликовать феминистские тексты, надо стать частью закрытого арт-сообщества, как Анна Альчук. Это удавалось единицам — и обычно по праву рождения в столице.

Патриархальные женщины старались не отставать от мужчин: в рецензии на мою подборку литинститутская преподавательница Татьяна Бек сообщила, что «мат из женских уст звучит особенно неаппетитно», а Олеся Николаева называет себя противницей феминизма вообще и литературного, в частности.

Многие тексты, не получившие признания, попросту уничтожены. Многие девушки сломались, поверив, что бездарны, и перестали писать или начали имитировать «мужское письмо», надеясь, что таким образом будет проще пробиться. Но самое худшее — прерванность, обнуление традиции, о котором говорила Элейн Шоуолтер [1].

В России юная писательница часто ощущает себя на краю обрыва: Ахматова, Цветаева, Ахмадулина… но они не были феминистками, так что же, я буду первой? Мужская цензура аккуратно списывает множество не просто феминистских, но и вообще женских имён в расход, чтобы будущим поколениям эмансипанток было не на что опереться. Так было практически стёрто имя феминистской писательницы-диссидентки Кари Унксовой, погибшей (или убитой КГБ) в 1983 году. Более сложная манипулятивная практика — приём ложного признания сообществом: многие девушки представляют литературный интерес для коллег и критиков до того момента, пока не перестанут интересовать как сексуальный объект. Затем о писательнице «забывают». Эта повторяющаяся из года в год история напоминает известный в узких кругах клубный принцип «не пускать в заведение тусовщиц, когда они постареют».

Русскоязычные поэтессы-феминистки старшего поколения — нередко эмигрантки (Мамонова, Тёмкина); некоторые из них, как Марина Бородицкая, в 80-х написали несколько стихотворений с отчётливо протестной интонацией («О девочке смуглой и смелой...», 1984), но на этом всё закончилось. Феминистской называют и поэзию Зои Эзрохи (р. 1946), что выглядит несколько странно: авторка себя к феминисткам не причисляла, и ничего специфически феминистского в её творчестве нет. Характерный пример:

Я живу сейчас одна.
Чистота и тишина.

Страшно, страшно понимать
То, что я – плохая мать.

И совсем уже невмочь –  
То, что я плохая дочь.

Сжалься, Боже, надо мной –  
Я плохой была женой.

И, наверное, снохой
Я была совсем плохой.

Я, конечно, создана
Для того, чтоб жить одна. 

Во многих её текстах, скорее, отражена драма патриархальной женщины, не сумевшей вписаться в канон семейного счастья с рекламной картинки и страдающей от чувства вины— такого счастья нет, не было и не будет, картинка одна. Но лирическая героиня этого не осознаёт.

Вероятно, с целью расширения канона к феминизму время от времени причисляют Веру Павлову — последовательную антифеминистку. Это создавало множество неловких ситуаций, например, когда поэтесса в Фейсбуке просила Евгения Ермолина не упоминать её в связи с феминизмом, потому что само это течение будто бы бросает на неё тень.

Можно возразить цитатой из Вирджинии Вулф: «Феминистка — любая женщина, говорящая правду о своей жизни», — но корректно ли причислять к той или иной идеологии людей, которые от неё вежливо отстраняются или проявляют к ней неприязнь? Если буддистский философ рассуждает о практике Буддадхармы, достаточно ли это веский повод назвать его христианином — ведь православные тоже пишут о спасении добрыми делами?   

Ни камерность лирики, ни сексуальная тематика, ни сосредоточенность героини на быте и материнстве не делают стихи феминистскими. Феминизм подразумевает трансгрессию, переосмысление, женскую или квир-субъектность. В равной степени феминистская поэзия может размывать грани между мужским и женским мировосприятием или быть эссенциалистской. Как говорит в интервью Марина Тёмкина: «Женский голос – другой, его не спутаешь ни в стихах, благодаря глагольным окончаниям, ни живьем, например, по телефону. <...> В американской реальности это явственно слышно. В России у меня была мама, менструация была, замужество, беременность, роды, сексуальное приставание такое, что я чуть госэкзамен не провалила из-за него в университете, а сознания гендерного не было. <...> Здесь я стала читать книжки по философии феминизма, ходить в женские журналистско-академические группы. Это поменяло сознание» [2].

Поэтесса, прозаистка и критикесса Анна Голубкова (р. 1973) в ироничных верлибрах ставит с ног на головы феминные ролевые модели. Считается, что в зрелости женщина должна стать переживающей из-за утраты свежести истеричкой, «гендерной руиной», готовой на всё, чтобы сохранить мужское внимание, но на самом деле у неё появляется шанс обрести субъектность:

что может произойти
с женщиной
когда она перестает
быть товаром
то есть когда уходит с рынка
по своему собственному желанию
начинает одеваться для себя
улыбаться когда хочет
убираться когда вздумается
или вообще не убираться
 [3]

Женщина радуется внезапно свалившейся на неё свободе, не переживая из-за равнодушия посторонних мужчин.

Другое, пока что опубликованное только в Фейсбуке Голубковой, стихотворение «Лучший способ уничтожить мужчину» носит провокационный характер и поднимает проблему так называемой хрупкой маскулинности. Повествовательница предлагает не нарушать Уголовный Кодекс, а перестать обслуживать патриархального мужчину в быту, пока он, раздавленный неустроенностью, не почувствует себя ничтожеством, не способным даже прибрать за собой:

и вот в этот критический момент
когда высшее существо бормочет
«ну я же мудак
я полное ничтожество»
женщина должна взять и сказать
«да это так ты ничтожество
и в твоей жизни никогда
ничего больше не будет»
 [4]

Поколение «76-82», за редкими исключениями, ярких феминистских имён не представило. Скорее, ему были свойственны эскапизм и страх перед взрослением — на почве этого невроза и возникло явление, обозначенное Данилой Давыдовым как «некроинфантильная поэтика». Феминизм невозможен без принятия собственной зрелости, а инфантилизация женщин, включая «аутоинфантилизацию», — распространённая патриархальная практика. Воссоздающий детское сознание субъект остаётся взрослым, но его взгляд обращён в прошлое, ностальгичен, что слабо совместимо с профеминистской оптикой («амазонки» и «матриархат», к которым апеллирует радикальный феминизм, — понятия не из исторического прошлого, а из мифологизированного пространства или платоновского мира идей). Кто-то пришла к феминизму сравнительно поздно, а для некоторых «нацбольских бунтарок» целью была не женская солидарность и группальность, а статус единственной женщины в компании и одобрение значимых мужчин (Наталья Ключарёва, «ХХХ»). 

Одно из исключений — поэзия примыкающей к этому поколению Татьяны Мосеевой (р.1983), которая в ещё середине 2000-х работала со штампами массовой культуры. «Алые паруса», которые ждёт наивная девушка, верящая в миф о романтической любви, превращаются в одежду шахидок; жертвенная любовь женщины, не единственной для любимого, а одной из многих, вольно или невольно сравнивается с жертвой шахидки-смертницы:

когда стоял под алыми парусами
подтянулись шахидки поясами
замолились на небо заскрипели зубами
а там облака с дырявыми боками  
положил забыл через 10 лет вынул
ни одной в живых не осталось
чёрная тряпка экс-алый парус
по каждому моему слову траур 

Мотив мужской ненужности в контексте лесбоэротической лирики раскрыт с поразительной неагрессивностью и столь же поразительной язвительностью, если учесть, в том числе, библейские аллюзии:

маленькие пакетики с маленькими девочками
маленькие пакетики с яблоневыми семечками
из семечка будет яблонька
из девочки будет сказочка

в каждой третьей пачке мальчик
ничего из него не будет
положите его в корзину
и отправьте почтой речною
по указанному на обёртке адресу
с чеком из магазина
 [5]

Но абсолютное большинство пишущих русскоязычных феминисток — это люди, рождённые ближе к 1990 году, первое поколение, заставшее массовое феминистское движение.   

В ранних стихах Галины Рымбу (р. 1990) сочетается обращение к архаике (древнегреческая просодия) с актуальным феминистским содержанием. Условная адресатка любовных стихотворений — теперь соратница-революционерка:

сон прошёл, Лесбия, настало время печали,
время сбросить кольца и платья на пире кровавом
во славу доброй памяти сестёр наших
будем бить бокалы!
о, Лесбия, время войны настало,
покупать травматику у мужичков коренастых
и в чехол от макбука прятать лезвие, шило
и двигаться, стиснув зубы, через ряды фашни тёмной.

Для поэтики Рымбу характерно отсутствие страха перед (всё ещё) табуированными темами: роды, женская физиология, так не похожая на рекламный и порнографический глянец, насилие, показанное глазами жертвы. В неустойчивом мире, где «секс — это пустыня», женский опыт всегда травматичен: «замирает здесь (несколько раз), / выхватив еще сил для (другой) борьбы, борьбы чужих на гладком, на других сглаженных женщинах, которые глотают свой испуг (под ним), /глотают еще нейролептики, (бритву)...». Рымбу размышляет о непрочности и одновременной трагической неразрушимости гендерных кодов («Увидела своего первого парня»); герой этого стихотворения не сразу поддаётся влиянию фратрии — носит длинные волосы, не ведёт себя с девушками грубо — но постепенно выясняется, что одобрение других мужчин ему дороже не только любимой женщины, но и собственного «я», исчезающего под маркерами токсичной маскулинности:

я быстро прошла мимо, как бы его не узнав,
может быть, и он меня не узнал из–за короткой стрижки
и в целом гендерно неопределенного вида,
широкой кофты и штанов, ведь раньше я не выглядела так,
и нет никакой уверенности, что он вообще обращает внимание на таких людей,
на таких девушек, как я, а не смотрит сквозь них, как сквозь призраков,
как мужчина с района со своей тревогой желания такого тяжелого, как бычье тело,
как охранник в исправительной колонии, которым он работал после того,
как поработал в ментовке и которым, возможно, работает сейчас…

Оксана Васякина (р. 1989), известная благодаря мощной и эмоциональной лесбийской лирике, вошедшей в книгу «Женская проза», в 2017 году издала сборник «Ветер ярости» методом book-on-demand. Этот поступок — то ли способ частично дистанцироваться от институций, большинством которых руководят мужчины или идентифицированные с мужским дискурсом женщины, то ли вынужденная мера: в России издаётся огромное количество книг о соперничестве женщин из-за мужчины, но вряд ли кто-то взялся бы за издание поэмы, посвящённой своего рода метафизической мести женщин, переживших насилие. Между тем, распечатано множество копий. «Ветер ярости» читают в России, Европе и Средней Азии.

Рассуждая с позиций феминистского гнева, Васякина напоминает: ненависть женщины к мужчине — это ненависть угнетённого к угнетателю; и литературный, и правозащитный российский мейнстрим оказался не готов к этой, по западным меркам, азбучной истине: Васякину отстранили от участия в мероприятии FemFest, предпочтя ей светскую львицу Сююмбике Давлет-Кильдееву, стихи которой находятся приблизительно на уровне «популярной поэзии ВКонтакте». Протестный потенциал «Ветра ярости» напоминает о тексте американки Эйми Бейкер «Святые последних дней», в прошлом году переведённом Еленой Филипповой. Эта небольшая поэма посвящена жертвам насильников-педофилов:

Пусть лежат эти девочки в тихих домах,
в темноте закрывают глаза
под потявкиванье собак, уплывают в сладчайшую

дрему. А убийцы кружат как слепые,
выискивая ягнят, тех, чьи маленькие тела под белеющими простынями
вскрыты в морге и до косточек обнажены,

бог весть как, но мы, женщины, связаны вместе
точно прутья, и прежде, чем нас спалят 
[6],
нитка белая, удерживающая нас прочно,

пропитается кровью [7].

Лолита Агамалова (р. 1997), больше известная, как прозаистка, в 2015 году на «Полутонах» опубликовала поэтический цикл «Секс в газовой камере», написанный под сильным влиянием Моник Виттиг. Феномен Агамаловой поневоле привлекает внимание: совсем юная девушка, уехавшая в Москву из патриархального района Грозного, где её одношкольницы сейчас приходят на уроки в хиджабах, сначала позиционировала себя как анархо-феминистку, теперь — как лесбиянку-сепаратистку, продолжательницу идей Шуламит Файерстоун. А начиналось всё с традиционного (в рамках западной феминистской традиции) пренебрежения нормами приличия, которые обязана усвоить воспитанная девочка: не говорить о месячных и не целоваться с другой девочкой на улице.

ее менструальная кровь красна, как тысяча девятьсот семнадцатый
нежна белогвардейская коса и поцелуй пиявочен неявленный
 

девочка-монархистка, иди за мной

черный треугольник на лбу рисуй, отрежь косу
иди за мной и не бойся, иди со мной

стены Кремля, растущие вдоль, лишь постели нашей изголовье
ложись на траву, не бойся сырой земли

Если бы Агамалова продолжала писать стихи, это была бы поэзия лозунгов «с человеческим лицом»:

поцелуи наши в пикет обращаются
а любовь наша в революцию обращается

Для нового поколения оппозиционеров митинги и пикеты — не вычитанное, а пережитое, поэтому такие стихи звучат действительно революционно. Чёрный треугольник — знак принадлежности к маргинализированным женщинам (бездетным, лесбиянкам, проституткам), который фашисты заставляли своих жертв носить на одежде — в произведении Агамаловой романтически переприсваивается, подобно тому, как западные ЛГБТ переприсвоили ругательство «queer».  

Политическое лесбийство продвигает в своём творчестве и Оксана Кита (р. 1991), которая в 2017 году вошла в лонг-лист премии Аркадия Драгомощенко. Её наиболее эпатажные стихи пока нельзя прочитать в подборках, опубликованных в институциональных изданиях; один из самых запоминающихся текстов посвящён принудительной, или обязательной, гетеросексуальности (термин Адриенн Рич [8]).  

Дарья Серенко (р. 1993), поэтесса и создательница проекта «Тихий пикет», поднимает проблему десубъективации, ведущей к дегуманизации женщины:

насилие — это ещё не самое страшное, что может произойти
так что впереди у тебя не самое страшное
даша отчуждаемая от своего имени 
<...> смотрит на свои руки в голографических перчатках подаренных новым любовником и не узнает их... 

Дегуманизация – причина насилия над женщинами, которые в патриархальном обществе отчуждены от дискурса привилегированной группы:

я робот, как я докажу обратное 
я хотела увидеть мир своими глазами
до того как меня покажут 
моя аура пала 
расстёгнутая на спине /я отдамся каждому кто подумает обо мне

В стихотворении «да, я украл твой планшет, моя злополучная госпожа...» повествователь, поначалу презирающий феминность и всё с нею связанное, постепенно втягивается в мир героини, и женское письмо меняет не только его речь, но и склад личности:

сначала я не мог понять, что я читаю 
куски дневниковой речи, написанные с четырёх до пяти утра 
обращения к возлюбленному в стихах 
полные беспомощности и обладания, какая-то херня с пробелами, рассуждения о новой женственности (как будто мало нам всем было старой), женские пиздострадания, сны, списки книг и покупок (презервативы, фуко) 
но вдруг 
я остановился 
но вдруг 
что-то меня зацепило  

Феминизм — это не обязательно трубы и барабаны. Серенко — сирена, чьи песни сначала кажутся тихими и жалобными, а потом накрывают слушателя с головой.

Нина Александрова (р.1989) обращается к теме женской группальности:

стихи про любовь
не к мужчине
безо всякой эротики
без секса и объективации
к сестрам
к каждой женщине —
твоему зеркалу
такой же уставшей, грустной, больной
такой же беспомощной, тихой, плачущей по ночам
про любовь
к каждому маленькому, беззащитному живому
ведь есть же специальный бог
для маленьких, беззащитных живых
про любовь
к себе самой
 [9]

Все эти поэтессы или родились в Москве, или давно переехали туда. Однако последнее время одним из постсоветских феминистских центров стала также столица Казахстана.   Феминистская, лесбийская и квир-тема получила отражение в стихах Марии Вильковиской, Руфии Дженрбековой, Зои Фальковой, Жанар Секербаевой. Все эти авторки условно относятся к тому сегменту литературного поля, который принято обозначать как актуальную поэзию, и проблемы, как совместить язык агитки и «модернистские туманы» (ироническое определение Льва Оборина), для них, кажется, не существует. «Заявить сегодня о своей идентичности как о несовпадающей с официально одобренным каноном из дело сугубо личного в очередной раз превращается в политическое — независимо от того, совершается ли оно на территории искусства или литературы, в масс-медиа или просто на улице», — пишут Вильковиская и Дженрбекова в предисловии к спецвыпуску альманаха «ЫШШО ОДНА».

Для Марии Вильковиской (р. 1971) поэзией становится сама рефлексия о новой поэзии:

немолодая авторка пишущая на русском языке
посыпает голову перцем
крутит острую приправу по собственному рецепту
потом пробует
представить себе новое феминистское искусство
не похожее на искусство
и не новое (новое?) 

Метафора кухни как женского пространства здесь приобретает оттенок мрачной иронии, а выход из патриархального тупика в новый выставочный зал так и не найден. Будущее — это «пустая кастрюля»; с другой стороны будущего вообще нет — оно не является некоей уже существующей в соседней параллели монолитной реальностью.

Зоя Фалькова пишет верлибры, напоминающие позднюю Свирщиньскую с её кинематографичными метафорами и методичным хлестанием «истинно женских» ценностей, на поверку оказывающимися лишь механизмом унификации:  

по рождению
пригвождённая к этому миру<
островерхим треугольником, –
горой, пирамидой, летящим в небо копьём –
ты открываешь дверь с этим знаком
(обычно – внутрь
чтобы не выпускать запахов)
и видишь ряды одинаковых загончиков, оснащённых фаянсовой посудой
и – нередко – очередь 
[10].

Фалькова иногда использует приём издевательской буквализации народных пословиц и поговорок, частично потерявших изначальный смысл; в одном из стихотворений таким образом подчёркивается семантический конфликт, основанный на неспособности или нежелании мужчины понять женщину (по Таннен, мужчина и женщина в патриархальном мире зачастую вкладывают в одни и те же слова и формулировки разный смысл [11]): 

Лучше умирать в поле, чем в бабьем подоле
Говорит мужчина
Глупый, думает женщина
в подоле ты
И не поместился бы
Там места́ только для новорожденных,
Которых несут, измученные 
К родным
С повинной

Если говорить о ранее упомянутой популярной соцсетевой поэзии, то она ещё ждёт свою Асадову: рифмует множество феминисток, но одновременно «незамысловатых» и художественно убедительных в рамках жанра текстов очень мало. Конечно, не избалованные феминистской тематикой читательницы рады и тому, что есть.

Некоторые молодые интеллектуалки, например, Саша Граф, (со-)авторка «Манифеста Трансгуманистического Биоурбанизма» [12], в стихах используют прямое высказывание и нарочито простую манеру изложения. В стихотворении «В каждом дворе спрятан ссущий мужик» неприглядная сторона маскулинного, которой почему-то принято гордиться, вызывает у героини естественное отвращение, и сам жест прилюдного мочеиспускания, практически легитимный для мужчин, выступает иллюстрацией «государственного мачизма», имперской культуры, демонстративного бесстыдства агрессоров и захватчиков:

и он с такой гордостью держит 
струящийся хуй 
что если крикнуть 
что это за страна 
то он ответит крым это россия 
и в каждом русском дворе 
спрятан ссущий мужик 

Мария Воногова, в 2007 году издавшая крохотным тиражом книгу «Между мирами» [13], сейчас обитает в соцсети под псевдонимом Некондиция [14], который сам по себе — глумление над попыткой мужчин разделить женщин на «кондиционных» и «некондиционных». 

Говорят у нас нет своего Илона Маска
Зачем нам Илон
Если у нас есть Марии Светланы Натальи?
Вот только все Марии пишут книги о том как захомутать миллионера
Светланы — о том как вести быт 
<...> Наверное, им кажется, что это вершина их карьеры
Их мира
Глобальная цель
Но это неправда
Я скажу что феминизм победил только тогда
Когда ни одна женщина на планете не будет посвящать свою
Жизнь, творчество и душу
Мужчине 

В книге «Русская литература сегодня. Жизнь по понятиям» (2007) Сергей Чупринин утверждает: феминистская литература — это то, что у нас ещё не выросло, и приводит оскорбительную цитату Олега Павлова: «Феминизм внедряется в отечественную среду феминистской же западной организацией. Феминистская литература рождается не из потребностей русской действительности, а из вульгарной пропаганды этих одноклеточных идей». Писатель словно вещает из высшего мира, где знания о мужском насилии, трудовой дискриминации и сексуальной объективации можно почерпнуть только из «западной пропаганды». Другое дело, что ни один человек не научивается говорить о своих настоящих потребностях за один день — так и российские феминистки. Сейчас мы наблюдаем становление феминистской литературы не на примере достаточно атомизированной группы вроде «Новых амазонок», а в качестве массового явления.  

_____________________

Примечания:

1. «Каждое новое поколение писательниц оказывалось в каком-то смысле без истории, оно должно было заново открывать для себя прошлое, снова и снова формулировать понимание, особенности самосознания женщин. При таком постоянно прерывающемся процессе и нелюбви к самим себе, которая не давала писательницам шанса прийти к коллективному сознанию, кажется невозможным говорить о каком-либо «движении». Шоуолтер, Э. «Их собственная литература». Перевод фрагментов на русский: https://femunity.livejournal.com/437091.html

2. http://www.runyweb.com/articles/17/marina-temkina-interview-part-1.html

3. https://www.facebook.com/anna.golubkova.10/posts/1644070482292801

4. https://www.facebook.com/anna.golubkova.10/posts/1855169477849566

5. Мосеева, Т. Снежные люди. М.: АРГО-РИСК; Тверь: Колонна, 2005.

6. https://syg.ma/@kirill-korchaghin/galina-rymbu-kosmichieskii-prospiekt

7. Оригинал: https://www.guernicamag.com/the-saints-of-the-last-days/

8. Рич, А. «Обязательная гетеросексуальность и лесбийское существование». Перевод на русский: Мохира Суяркулова, фемзин «Квир-исследования». http://www.art-initiatives.org/ru/content/obyazatelnaya-geteroseksualnost-i

9. http://magazines.russ.ru/ural/2017/12/za-oknom-krichit-chelovek.html

10. http://polutona.ru/?show=0526220604

11. Tannen, D. You Just Don't Understand: Women and Men in Conversation, 1990.

12. https://syg.ma/@diagonal/manifiest-transghumanistichieskogho-biourbanizma

13. Воногова, М. Между мирами. Стихи и проза. Красноярск, 2007 г., тираж 150 экз.

14. Паблик «Некондиция» ВКонтакте: https://vk.com/public118466137

Автор: Елена Георгиевская

Источник: literratura.org


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Роман Сенчин, писатель:

Хозяин, как известно, барин, но хочется заметить, что «публики» у русской литературы почти уже не осталось Источник

Олег Новиков, совладелец «Эксмо-АСТ»:

Мы полагаем, что одна из целей иска — желание обанкротить конкурента Источник

Михаил Сеславинский, руководитель Роспечати:

Я посмотрел, оказывается, травка так называлась – заря. Пучок зари. Это имеет какое-то значение? Никакого! Источник

Короткое чтиво на каждый день

«Планета счастья» Сергей Скляров

Теперь ангелы с лицами девушек из эротических фильмов кружили над Поповым, указывая дорогу.
Попов перестал быть самим собой – двадцатитрехлетним коммерсантом, торгующим французской косметикой и совсем недавно открывшим для себя Планету Счастья. Теперь он превратился в кого-то другого, свободного и всемогущего. Платинумен – это странное и блистательное...

«Два богача» Иван Тургенев

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

Литература в картинках

«Список абонентов московской телефонной сети» 1928 года Посмотреть полный размер

«Список абонентов московской телефонной сети» 1928 года

Справочник выставлен на торги в «Литфонде». Были времена, когда номера телефонов известных писателей мог узнать любой человек. И позвонить...
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Писатель, Павел Басинский об архивных делах выпускников и преподавателей Литературного института

Писатель, Павел Басинский об архивных делах выпускников и преподавателей Литературного института

В архиве Литературного института десятилетиями хранятся "дела" выпускников и преподавателей этого единственного в мире вуза, где готовят писателей. Интересно листать, например, "дела" преподавателей и студентов Литературного института советской эпохи.

Роман Сенчин — о том, чем опасна для писателя и читателя уничижительная критика

Роман Сенчин — о том, чем опасна для писателя и читателя уничижительная критика

Всё громче и настойчивее звучат голоса: писатели измельчали, читать нечего. В прошлый раз такие разговоры велись в конце 1990-х — самом начале 2000-х. Но потом появилась целая, не побоюсь этого высокопарного слова, плеяда молодых писателей, а главное — у них наш...

Как писатель антисталинист получил Сталинскую премию

Как писатель антисталинист получил Сталинскую премию

Про Анатолия Рыбакова (1911 – 1998), который, как утверждают, был крепкий, профессиональный беллетрист и не только.

Как писать хайку на русском языке

Как писать хайку на русском языке

Хайку – национальная японская форма поэзии, жанр поэтической миниатюры, просто, лаконично, ёмко и достоверно изображающий природу и человека в их нерасторжимом единстве.

Анекдот про книги

Анекдот про книги

Умирает старый профессор. Лежит на диванчике, в кабинете, у диванчика — его старый фронтовой друг. Профессор голову приподнимает, показывает на книжные полки, висящие над рабочим столом. «Это всё, — говорит, — книги, которые я написал».

Литература в цифрах

400 рублей

стоимость услуги бета-ридера за 1 а.л. Источник

Менее 45 кг

Величина подушевого потребления бумаги для печати, в 2016 году Источник

6 месяцев

Столько времени занимает процесс допечатной работы над детской книгой Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Лидия Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор интернет-журнала «МОЛОКО» и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат международных и всероссийских литературных премий.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Юлия Зайцева - продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Сергей Оробий - критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Сергей Морозов - литературный критик.

Мнения В. Румянцева

Валерий Румянцев

Лирические и юмористические стихи, басни, литературные пародии, сказки, статьи; реалистические, сатирические и фантастические рассказы Валерия Румянцева печатались в 180 изданиях РФ и за рубежом. Вышло 12 книг.

Записки старого ворчуна

Старик Лоринков

Ко всем текстам, представленным в данной колонке, приложил руку лично Старик Лоринков. Редакция допускает, что все изложенное в данной колонке, может быть литературным вымыслом. Но может и не быть.

Интервью

Литературные мероприятия

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес. ...

24 дек. «Грамотные понедельники»

Лекция В. Ефремова «Русский гендер (о феминитивах и не только)».

Встречи с писателями

1 дек. Макс Фрай

Макс Фрай представит новую книгу «Тяжелый свет Куртейна. Синий»

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Книжные новинки

Рецензии на книги

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Конкурс приурочен к 220-летию со дня рождения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и призван сплотить ...

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Названа лучшая тактильная книга для детей

Названа лучшая тактильная книга для детей

В Российской государственной детской библиотеке подвели итоги конкурса на лучшую тактильную книгу для детей с ...

Новости издательств

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

А также планы на февраль 2019 года и воспоминания ноября 2018 года.

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Специализирующееся на детских книгах издательство Clever планирует к 2022 году открыть 50 магазинов под своим брендом. Половину из...

«Альпина» в Amazon

«Альпина» в Amazon

Книги «Альпины» на русском языке от российских и зарубежных авторов уже доступны в электронном формате на...

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес.  

Видео

Новости книжных магазинов

Лабиринт: Скидки  на книги 40% до 21 декабря

Лабиринт: Скидки на книги 40% до 21 декабря

Сообщается, что скидка 40% распространяется на десять тысяч увлекательных, полезных, занимательных, красивых, новог...

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

В этом году на конкурс было подано рекордное количество заявок – 142 заявки, что почти в три раза больше, чем в про...

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В акции участвует почти весь наш ассортимент. Исключение — серия «Основы искусства».

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Портал «Активный гражданин» проводит голосование среди граждан, с целью выяснить какой книжный магазин мо...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял,...

далее...

«Смерть рыжей годзиллы» автор Мзунгу

В 80-тые годы я провел сотни часов у радиоприемника, слушая «Голос Америки» и «Радио Свободы». И чем сильнее их глушили советские спецслужбы, тем крепче становилась моя любовь к Америке.
И вот, наконец, здравствуй Америка - страна сильных, смелых, умных и свободных людей!!!
В аэропорту меня встречала женщина по имени Бренда,...

далее...

«Брат» автор: гражданин Фильтрубазаров

Впервые он заступился за меня перед самой школой, когда мне было уже 7 лет. До этого он рассказывал мне, что на Луне живут непослушные дети, которые делают там всё, что хотят и о которых совсем позабыли уже их родители…

Ещё он кормил меня кислой вишней и говорил, что это очень полезно. А когда я морщился – он ржал, как ...

далее...

Детская литература

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

В 2018 году в конкурсе приняли участие 708 авторов. Для Короткого списка эксперты отобрали 15 произведений, которые были выложены в свободном доступе на сайте конкурса kniguru.info. Кому достались призовые места – решили дети и подростки.

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

2 дек. Роб Биддальф

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина