комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Любопытное

The New York Times: Революционный дух классиков русской литературы

The New York Times: Революционный дух классиков русской литературы 08.10.2018

Сколько нужно времени, чтобы что-то поменять — правительство, общество, человека? Мнения великих русских писателей в этом вопросе расходятся.

Самые духовно крепкие персонажи романов Федора Достоевского утверждают, что для этого вообще не нужно времени. В «Братьях Карамазовых» старший брат Зосимы Маркел на смертном одре заявляет: «Все мы в раю, да не хотим знать того, а если бы захотели узнать, завтра же и стал бы на всем свете рай».

Между тем Лев Толстой, считавший, что человеческий дух в гораздо большей степени укоренился в физическом теле, призывал ежеминутно культивировать в себе добродетель, жить — как это делала Наташа Ростова в «Войне и мире» — в настоящем моменте, потому что никакого другого времени не существует: человек меняется только благодаря тому, что в повседневной жизни ему постоянно приходится делать вполне прозаичный выбор.

Поэты русской революции отдавали предпочтение варианту, предложенному Достоевским, который не требовал особого терпения.

Эти поэты сочетали образы классовой борьбы с образами милленаризма и христианской эсхатологии. В поэме Александра Блока «Двенадцать», написанной в 1918 году, красногвардейцы стреляют по неясной фигуре, которую им не удается разглядеть из-за метели и которая, как оказывается, зовет их за собой. Это был Иисус Христос. Или Антихрист? В любом случае второе пришествие — это прощание с прежней жизнью и начало новой. В том же году Владимир Маяковский, который в возрасте 15 лет вступил в партию, ставшую предшественницей партии большевиков, объявил прошлому войну. Он написал, что пришло «время пулям по стенке музеев тенькать», чем спровоцировал критику со стороны народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского, который упрекнул Маяковского в «подростковом» отношении к шедеврам культуры.

Однако с прошлым можно было не только бороться. Его также можно было использовать ради достижения неких целей в будущем: прежде всего, нужно было отвлечь внимание от событий смутного и лишенном нравственных ориентиров настоящего. Особенно хорошо бежать от непостижимого настоящего получалось у авангардистского театра, в котором смешивались понятия актера и зрителя, вымысла и реальности, прошлого и настоящего.

Поэт-символист Вячеслав Иванов некоторое время работал на Луначарского в театральном отделе комиссариата. В 1924 году поэт эмигрировал в Италию, где он принял католическую веру, однако его ранние взгляды на драматическое искусство были настолько универсальными, что они могли послужить интересам самых разных руководителей. В 1906 году, вдохновленный трудами Ницше, Иванов призвал к созданию нового стиля, в рамках которого он предлагал воскресить дионисийские мистерии и традицию древнегреческого хора, чтобы выразить коллективную волю русского народа. Изначально, формулируя принципы своей синтетической драмы, он черпал вдохновение в религии. Но, работая в комиссариате в 1918 и 1919 годах, Иванов сумел продвинуть свою языческую театральную утопию под атеистическими большевистскими знаменами.

Слияние прошлого и будущего служило реализации очевидных политических целей в постановке Николая Евреинова «Взятие Зимнего дворца», которая шла в Петрограде в 1920 году, во время гражданской войны. Зрители этой масштабной постановки увидели 25 Керенских, 30 Лениных и хор в 40 тысяч человек, поющий «Интернационал», а ее декорации заняли всю центральную площадь города. Среди сотен тысяч зрителей этой реконструкции было множество людей, которые видели взятие Зимнего дворца собственными глазами.

В рамках срежиссированной постановки те бурные события недавнего прошлого можно было представить как нечто прогрессивное и обусловленное необходимостью: то, что несколько лет назад казалось хаосом и чрезвычайными обстоятельствами, теперь превращалось в неотвратимую историческую необходимость. Отсюда «скачок из царства необходимости в царство свободы» — пользуясь известным высказыванием Фридриха Энгельса — давал возможность достичь «рая на всем свете» уже завтра.

Такое выдавливание повседневности и переживаний в настоящем времени ради максималистского скачка в будущее позже было возведено в национальную особенность русского народа. Это сделал философ-эмигрант Николай Бердяев в своей книге 1946 года под названием «Русская идея». В ее основе лежит нетерпимое отношение к приземленному порядку города, навсегда погрязшего в компромиссах и, соответственно, в разочарованиях.

Мало кто знает, но в мрачном революционном 1918 году, находясь в Петрограде, Бердяев написал статью под названием «Духи русской революции». Этими духами были вовсе не бедность, голод, крах гражданского общества, война. Это были духи классиков русской литературы: Толстого, Достоевского и Николая Гоголя. Оглянитесь, писал Бердяев, повсюду упадок, утрачены связи между прошлым и настоящим, от великой и единой России не осталось и следа. Но если вы посмотрите глубже, писал он дальше, вы сможете разглядеть единство, тех демонов, которыми одержима Россия и которых создал литературный гений.

Пока Россия погружалась в преисподнюю, высвобождалась инфернальная энергия, которой великие писатели сумели придать форму. Гоголь обладал сверхъестественным даром представлять себе образы зла, благодаря которому он видел расчлененные тела и искаженные лица. Достоевский писал романы, в которых «проклятые вопросы» жизни и смерти обсуждались истериками, эпилептиками и преступниками, совершенно не способными жить полноценной жизнью. Это сентиментальное восхищение страданием открыло двери перед антихристом.

Бердяев не стал затрагивать великие романы Толстого, действие которых происходило в «кристаллизованном прошлом». Однако он горячо критиковал нравственные суждения позднего Толстого и считал их образцом русского революционного характера. Толстовская этика, в которой сливались христианский анархизм и отказ принимать участие в совершении насилия и зла, представлял собой настолько тираничный индивидуализм, что он был не в состоянии сопереживать обычному человеку, который неизбежно совершает ошибки.

Толстой со временем начал испытывать ненависть ко всему историческому, разнообразному, относительному, загадочному и незавершенному. Он негативно относился к культуре и презирал отдельные творческие порывы, настаивая на непосредственной реализации абсолюта. Как пишет Бердяев, неважно, были ли эти три великих писателя за или против революции, их духи подпитывали ее звериную энергию.

«Каждый народ, — писал Бердяев, — имеет свой стиль революционный». Рассуждая о Достоевском, он пришел к следующему поразительному обобщению: «Француз — догматик или скептик, догматик на положительном полюсе своей мысли и скептик на отрицательном полюсе. Немец — мистик или критицист, мистик на положительном полюсе и критицист на отрицательном. Русский же — апокалиптик или нигилист, апокалиптик на положительном полюсе и нигилист на отрицательном полюсе. Из этого следует, писал он, что французы и немцы, к какому бы типу они ни принадлежали, могли создавать соответствующую культуру. «Но трудно, очень трудно создавать культуру апокалиптически и нигилистически».

Бердяев же был мистическим плюралистом. «Но нет народа, в котором соединялись бы столь разные возрасты, которые так совмещал бы 20 век с 14 веком, как русский народ», — написал Бердяев в 1918 году. С его стороны это был упрек, поскольку он считал историческую многовалентность России хотя и неотъемлемой составляющей ее роста как нации, но все же «помехой для цельности нашей национальной жизни».

Спустя почти 100 лет после событий той эпохи эти слова Бердяева дают нам возможность несколько иначе посмотреть на очевидное нежелание президента Владимира Путина официально отмечать 100-летие Русской революции. «Сами решайте», — загадочно сказал он. Изучайте события революционной эпохи «профессионально, объективно» и не навязывайте другим вашего отношения к ним.

Такие призывы Кремля к независимому политическому мышлению являются достаточно необычными, чтобы можно было предположить, что руководство Кремля испытывает настоящее замешательство в связи с этим юбилеем. Создав культ стабильности, в рамках которого ценится именно цельность национальной жизни, г-н Путин предпочитает праздновать не 1917, а 1945 год, то есть исходной точкой советской эпохи он предпочитает считать победу России в Великой отечественной войне.

Поскольку та война сделала Россию больше, она сделала ее великой. Аргументы всем хорошо знакомы: возможно, Россия немного отстает во времени (с точки зрения Запада, она является «отсталой» страной, которая изо всех сил старается догнать западные державы), но она выигрывает в пространстве. С точки зрения г-на Путина, настоящей травмой 1989-1991 годов стал не крах недееспособной коммунистической системы, а утрата уважения, достоинства и статуса великой державы, которую все боялись: национальное унижение, сокращение площади территорий, постимперский упадок.

Каким бы запутанным и галлюцинаторным ни было российское ощущение времени — смешение 14 и 20 века — гигантская неуправляемая территория России всегда была неисчерпаемым источником гордости для русских классиков. В истории было много ужасов, но русская земля все пережила. Толстой стал христианским анархистом, но в период работы над «Войной и миром» он осознал, насколько большое значение имело завоевание территорий для русской души. Гоголь тоже это понимал. А Достоевский, которого осудили за совершение политических преступлений и сослали на окраину империи, с энтузиазмом проповедовал идею расширения границ Святой Руси.

Рассуждения Бердяева об этих трех писателях, которых связывало нетерпимое отношение ко времени и преклонение перед пространством, были напечатаны в сборнике эссе 1918 года под названием «Из глубины». Публикация этого сборника совпала по времени с неудачной попыткой разочаровавшейся революционерки Фанни Каплан убить Ленина и началом Красного террора. В течение двух лет все его копии хранились в издательстве. В 1921 году книгу попытались выставить на продажу, но после подавления восстания в Кронштадте в марте того года большевики конфисковали оставшиеся копии. Только две копии этого сборника попали на Запад. В 1922 году по приказу Ленина авторы эссе, попавших в этот сборник, включая Бердяева, были высланы из страны.

В 2017 году в путинской России стало довольно трудно так безапелляционно уничтожать книги и высылать писателей. Но апокалипсис и нигилизм, то есть те характерные лейтмотивы русского литературного гения, которые Бердяев считал предвестниками революций и противниками культуры, продолжат преследовать г-на Путина в его попытках восстановить величие России.

Источник: inosmi.ru


Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Людмила Улицкая, писательница:

Гораздо важнее попасть в шорт-лист, чем получить первую премию. <...> Шорт лист это довольно независимая история: эксперты, не связанные друг с другом, высказывают свои предпочтения. Но когда речь заходит о первом месте, начинаются колоссальные интриги.<...> И то, что я трижды была в шорт-листе русского Букера, для меня гораздо ценнее, чем то, что однажды я ее получила. Источник

Сергей Оробий, критик:

Донцову ненавидят за то, что, сама того не желая, она нарушила ряд важных литературных конвенций. Источник

Короткое чтиво на каждый день

Народ Россеяныч Терпеливый: «Триумф на выдаче»

Победитель литературной премии «Инородная власть» посвященной увеличению пенсионного возраста и налогового бремени.
Двое мужчин лет за пятьдесят, ухоженных, в дорогих костюмах, ехали в этом лимузине. Один уже начинал лысеть другой еще нет. Оба были слегка на веселе. Что-то у них получилось, кого-то они объегорили, кого-то обманули. Впрочем, сами они относились...

«Планета счастья» Сергей Скляров

Теперь ангелы с лицами девушек из эротических фильмов кружили над Поповым, указывая дорогу.
Попов перестал быть самим собой – двадцатитрехлетним коммерсантом, торгующим французской косметикой и совсем недавно открывшим для себя Планету Счастья. Теперь он превратился в кого-то другого, свободного и всемогущего. Платинумен – это странное и блистательное...

Литература в картинках

Книжные любовники - способствуют привыканию к мастурбации Посмотреть полный размер

Книжные любовники - способствуют привыканию к мастурбации

Занимайтесь настоящей любовью ;) Автор рисунка: Henn Kim
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Как они делали это: секретные приемы Толстого, Набокова, Бальзака и Хемингуэя

Как они делали это: секретные приемы Толстого, Набокова, Бальзака и Хемингуэя

Гертруда Стайн любила, оторвавшись от работы, посмотреть на коров и с этой целью ездила за город. Вуди Аллен, чтобы не дать уснуть вдохновению, то и дело принимает душ. Гранд-дамы послевоенной британской литературы, Айри...

Как научиться понимать поэзию

Как научиться понимать поэзию

Никакие образные красоты и глубокомыслие не спасут стихотворения, если читателю просто-напросто не в радость произнесение строфы или даже строки.

Как на самом деле умер Гоголь

Как на самом деле умер Гоголь

Загадочная история смерти гения настолько всех впечатлила, что даже спустя полтора века про нее продолжает ходить множество различных слухов.

Мужчины не любят читать написанное женщинами, а женщины любят

Мужчины не любят читать написанное женщинами, а женщины любят

Удивительная новость! Появилась информация, что в Великобритании был проведено исследование, в котором, к слову сказать, приняли участие более 40 тысяч человек. Исследование показало, что 80% участвовавших постоянно ...

Литература в цифрах

50 - 70 рублей

Цена брудершафта с Венедиктом Ерофеевым. Источник

1920-е

годы, когда Фадеева, сравнивали со Львом Толстым. Источник

11 книг

было у отчима Леонида Юзефовича - 10 томов энциклопедии машиностроения и «Война и мир» Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

Лидия Сычёва – прозаик, публицист, главный редактор интернет-журнала «МОЛОКО» и сайта «Славянство – Форум славянских культур», лауреат международных и всероссийских литературных премий.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Юлия Зайцева - продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Сергей Оробий - критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Колонка Сергея Морозова

Сергей Морозов

Сергей Морозов - литературный критик.

Мнения В. Румянцева

Валерий Румянцев

Лирические и юмористические стихи, басни, литературные пародии, сказки, статьи; реалистические, сатирические и фантастические рассказы Валерия Румянцева печатались в 180 изданиях РФ и за рубежом. Вышло 12 книг.

Записки старого ворчуна

Старик Лоринков

Ко всем текстам, представленным в данной колонке, приложил руку лично Старик Лоринков. Редакция допускает, что все изложенное в данной колонке, может быть литературным вымыслом. Но может и не быть.

Интервью

Литературные мероприятия

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес. ...

24 дек. «Грамотные понедельники»

Лекция В. Ефремова «Русский гендер (о феминитивах и не только)».

Встречи с писателями

1 февр. Галина Юзефович

Галина Юзефович расскажет, как сориентироваться в современном литературном пространстве без каких-либо канонов и ориентиров.

1 дек. Макс Фрай

Макс Фрай представит новую книгу «Тяжелый свет Куртейна. Синий»

Книжные новинки

Рецензии на книги

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина запускает Международный конкурс #ПушкинLike: читаем Пушкина на языках народов мира

Конкурс приурочен к 220-летию со дня рождения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и призван сплотить ...

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

20 дек. Круглый стол, посвященный 100-летию Александра Солженицына

Тема дискуссии – «Значение и влияние творческого наследия А.И. Солженицына».

Названа лучшая тактильная книга для детей

Названа лучшая тактильная книга для детей

В Российской государственной детской библиотеке подвели итоги конкурса на лучшую тактильную книгу для детей с ...

Новости издательств

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

Обзор ключевых новинок, которые выйдут в январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной»

А также планы на февраль 2019 года и воспоминания ноября 2018 года.

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Издательство Clever запускает сеть партнерских магазинов

Специализирующееся на детских книгах издательство Clever планирует к 2022 году открыть 50 магазинов под своим брендом. Половину из...

«Альпина» в Amazon

«Альпина» в Amazon

Книги «Альпины» на русском языке от российских и зарубежных авторов уже доступны в электронном формате на...

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

Новогодняя распродажа «Счастья много не бывает» Книги на вес на Рождественской ярмарке в стиле Ар Деко

22 декабря в Музее Ар Деко в Москве Редакция № 1 издательства «Эксмо» проведет традиционную распродажу книг на вес.  

Видео

Новости книжных магазинов

Книжный магазин «Все свободны» ищет новое помещение

Книжный магазин «Все свободны» ищет новое помещение

Питерский магазин «Все свободны» работает на Мойке, 28 только до 15 февраля.

Лабиринт: Скидки  на книги 40% до 21 декабря

Лабиринт: Скидки на книги 40% до 21 декабря

Сообщается, что скидка 40% распространяется на десять тысяч увлекательных, полезных, занимательных, красивых, новог...

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

Объявлены лучшие книжные магазины столицы

В этом году на конкурс было подано рекордное количество заявок – 142 заявки, что почти в три раза больше, чем в про...

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В акции участвует почти весь наш ассортимент. Исключение — серия «Основы искусства».

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Пальцы» автор Катран

У Вити Кныша околела бабка. Жила себе старушка, не бздела, а тут – чпок – и загнула когти: мочевой пузырь по шву лопнул. Бабка рассол от помидоров сильно уважала. Третьего дня банку трехлитровую в один ебальничег морщинистый скушала и поехала на картошку двести километров без остановок. Там, посреди ботвы и колорадских жуков, в ...

далее...

«Я и Путин» автор: Моралес

До Коломенской осталось полминуты,
И народ толпился в стареньком вагоне,
На сидении напротив ехал Путин
В адидасовской толстовке с капюшоном.
Просто так, как будто дворник или слесарь,
Словно менеджер в Хундай-автосалоне,
Вы подумайте, в вагоне Путин ехал!
Тетрисом играл в своем айфоне.
А народ стоял,...

далее...

«Смерть рыжей годзиллы» автор Мзунгу

В 80-тые годы я провел сотни часов у радиоприемника, слушая «Голос Америки» и «Радио Свободы». И чем сильнее их глушили советские спецслужбы, тем крепче становилась моя любовь к Америке.
И вот, наконец, здравствуй Америка - страна сильных, смелых, умных и свободных людей!!!
В аэропорту меня встречала женщина по имени Бренда,...

далее...

Детская литература

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

Объявлены лауреаты конкурса «Книгуру»

В 2018 году в конкурсе приняли участие 708 авторов. Для Короткого списка эксперты отобрали 15 произведений, которые были выложены в свободном доступе на сайте конкурса kniguru.info. Кому достались призовые места – решили дети и подростки.

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Стали известны темы итогового сочинения 2018-2019 гг

Для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

2 дек. Роб Биддальф

2 дек. Роб Биддальф

Российскому читателю Роб Биддальф знаком по замечательным книгам-картинкам «Пёс не тот», «Бумажный змей», «Пираты».

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина