Интернет-ресурс Lit-ra.info продаётся. Подробности
Любопытное

«Преступление и наказание» по шариату

«Преступление и наказание» по шариату

Что было бы, если бы героев романа Достоевского судили по нормам мусульманского права.

Одно из самых известных литературных преступлений — убийство студентом Родионом Раскольниковым старухи-процентщицы. Читателям романа хорошо известно, чем кончилось дело. Виновный был обличен, во всем сознался и получил заслуженное наказание, ставшее важной вехой на пути его духовного возрождения.

Вообразим на мгновение, что свое преступление Раскольников совершил не в столице Российской империи, а в регионе с шариатской юрисдикцией (по крайней мере, в сфере уголовного права) и все основные действующие в романе лица являются приверженцами ислама. Последнее условие крайне важно, поскольку не всегда в мусульманском мире нормы основанного на шариате законодательства распространялись на немусульман. Это обстоятельство, как мы увидим ниже, имеет значение и при расчете компенсации за убийство. Итак, вообразим, что после того, как Порфирий Петрович вынудил Родиона Романовича дать признательные показания, дело Раскольникова попадает в руки к шариатскому судье (кади). Как он поступит?

В мусульманском уголовном, или, правильнее, деликтном (Деликт (лат. delictum) — причинение вреда отдельному лицу, его семье или имуществу вследствие прямого или косвенного нарушения прав этого лица с возникновением обязанности возместить вред. Отсюда название этого раздела права — ‘укубат, буквально: деликты.) , праве в зависимости от природы наказаний, предусмотренных за совершенное преступление, различаются три вида правонарушений.

Первая группа — преступления, представляющие наибольшую общественную опасность: хадд (араб. «ограничение»), или худуд (мн. ч. от слова хадд). О них есть прямые упоминания в Коране и Сунне или в их отношении сформулировано единодушное мнение сподвижников пророка. Среди мусульманских правоведов нет согласия в том, какие преступления могут быть отнесены к категории хадд. Если брать максимально полный список, то к такого рода преcтуплениям относятся квалифицированная кража (сарика)  (Квалифицированная кража — кража, при которой вещь была похищена из места ее привычного хранения, при этом имел место взлом (не считается квалифицированной кражей, например, похищение слугой оставленного хозяйкой на столе кольца). Также для отнесения кражи к квалифицированной необходимо, чтобы стоимость похищенной вещи была не меньше определенной в законе суммы.), прелюбодеяние, ложное обвинение в прелюбодеянии, употребление спиртного, разбой, бунт, измена исламу.

Вторая группа — преступления, санкция за совершение которых основана на принципе талиона  (Талион — равное воздаяние за причиненный физический ущерб по принципу «око за око, зуб за зуб».): кисас (араб. «воздаяние равным»). К ним относятся прежде всего убийство и телесные повреждения необратимого характера.

Третья группа правонарушений — та‘зир (араб. «удержание»): в современных уголовных кодексах некоторых мусульманских стран в эту группу входят все правонарушения — за исключением тех, которые относятся к категориям хадд и кисас.

Убийство женщин

В романе Раскольников убил как минимум двух человек: старуху-процентщицу Алену Ивановну и ее сестру Лизавету, которая, по намеку Достоевского, возможно, ждала ребенка («Главное же, чему удивлялся и смеялся студент, было то, что Лизавета поминутно была беременна…»). Данное преступление относится ко второй категории — кисас. Раскольников совершил умышленное убийство. В пользу наличия умысла говорит, помимо прочего, и орудие преступления. Так, например, если бы Раскольников взял палку, а не топор, то при умелой работе адвоката можно было бы доказать, что намерения убивать старуху у него не было — только поколотить. Согласно шариату, судьба Раскольникова находится в руках родственников убиенных им жертв. Они могут выбрать одно из трех решений: простить Раскольникова; делегировать государству право осуществить возмездие в виде смертной казни; потребовать от убийцы компенсацию (так называемую плату за кровь, или виру). Однако, по мнению большинства мусульманских правоведов, лучшее решение в такой ситуации — прощение убийцы.

Жесткое регламентирование вопросов наказания за совершенное убийство или членовредительство имело целью борьбу с таким распространенным явлением, как кровная месть. Выступая против кровной мести, ислам жестко ограничил права жертвы и ее родственников наказанием лишь одного преступника (а не всего племени) или получением компенсации. Вот почему прощение выглядит наилучшим решением с точки зрения установления мира и спокойствия в обществе.

Среди мусульманских правоведов нет единодушия по вопросу, следует ли в случае прощения убийцы родственниками жертвы взимать плату за кровь. В Сунне установлена стоимость компенсации за кровь убитого взрослого мужчины-мусульманина — 100 верблюдов; в правление халифа ‘Умара (634—644) это равнялось 1000 динарам (С тех пор данный размер компенсации взят за основу при исчислении платы за причиненный физический ущерб и убийство) . За убитую взрослую женщину-мусульманку компенсация составляла соответственно 50 верблюдов (или 500 динаров). В наши дни, например, в Саудовской Аравии при установлении платы за кровь берется рыночная стоимость 100 верблюдов — так, при умышленном убийстве выплата за убитого мужчину превышает 100 тысяч долларов.

Если же у убитого не было родственников, то право решать судьбу преступника переходило к правителю (то есть к государству). Правда, в отличие от родственников жертвы, государственные органы уже не имели права простить убийцу. Они могли назначить ему другое наказание, кроме смертной казни, — например, тюремное заключение.

Кража

Убийство старухи сопровождается в романе кражей денег и отданных в залог вещей. Это отягчающее обстоятельство. Наказание в этом случае зависит от того, какая санкция будет выбрана за убийство: если это воздаяние равным, то есть смертная казнь, тогда похищенные вещи просто возвращаются их владельцам или (в случае смерти последних) их наследникам. Если же родственники жертв прощают убийцу, то судья при вынесении приговора может увеличить срок тюремного заключения для преступника, принимая во внимание тот факт, что имело место не просто убийство, а убийство с ограблением. Обнаруженные у преступника вещи также следует возвратить тем, кому они принадлежали.

Убийство нерожденного младенца

За гибель плода в чреве Лизаветы с убийцы могли бы взыскать до 1/20 платы за кровь свободного мужчины-мусульманина, то есть эквивалент стоимости пяти верблюдов.

Ростовщичество

Говоря о старухе-процентщице, нельзя не упомянуть о ее занятии — ростовщичестве. Старуха давала деньги в рост под залог ценных вещей. В исламе недопустимо взимать или выплачивать процент. Согласно хадису (преданию о словах и делах пророка Мухаммада), риба (ростовщичество) имеет 70 степеней наказаний, и самое легкое из наказаний равнозначно наказанию за совершение прелюбодеяния с родной матерью (то есть смертной казни). Иными словами, самая легкая форма ростовщичества сравнивается с преступлением, которое относится к категории хадд — прелюбодеянию лиц, не состоящих друг с другом в браке и находящихся при этом в близком родстве (что является отягчающим обстоятельством). Логично было бы предположить, что санкция за ростовщическую деятельность будет жесткой. Но в реальности кара за лихоимство обещана только в будущей жизни. То есть конкретного наказания в мусульманском праве за занятие ростовщичеством не предусмотрено. Но теоретически для злостных ростовщиков возможно наложение наказания (та’зир) судьей. И, конечно, от ростовщика требуется вернуть все взятые с должников проценты. Кроме того, согласно шариату, грех совершает не только тот, кто взимает процент, но и тот, кто выплачивает его.

Убийство «ради блага»

Раскольников убивает старуху, пытаясь таким образом избавить человечество от человека, паразитирующего на обществе, занимающегося осуждаемым с точки зрения шариата деянием. Но это не снимает с него ответственности за совершенное им преступление, так как он не имел права проливать кровь ни старухи, ни тем более ее ни в чем не повинной сестры. То, что жертва занималась незаконной (осуждаемой) деятельностью, не имеет значения при назначении наказания преступнику.

Проституция

Что касается работы Сони Мармеладовой на панели — это занятие осуждается шариатом. Женщина или мужчина, занимающиеся проституцией, подлежат наказанию подобно тому, кто совершил прелюбодеяние, не состоя в законном браке. Санкция здесь та же — раджм, побивание камнями. Однако на практике по отношению к проституткам зачастую применялось более мягкое наказание, чем предусматривали источники мусульманского права. Например, тех, кто промышлял этим ремеслом, просто могли выселить из города. Следует также отметить, что нельзя пользоваться деньгами, заработанными проституцией. Так, например, в одном из хадисов сказано: «Посланник Аллаха запретил брать цену собаки (То есть нельзя брать и выплачивать деньги за собак) , заработок блудницы и заработок прорицателя» — эти деньги считаются нечистыми.

Источник: arzamas.academy


Комментировать

Возврат к списку