комиссия-по-конопле.рф
Лит-ра.инфо - новости литературы
Любопытное

«Пляска смерти» - «анатомия ужаса» оказавшая влияние на многих более поздних авторов хоррора

«Пляска смерти» - «анатомия ужаса» оказавшая влияние на многих более поздних авторов хоррора 27.09.2018

Стивен Кинг в 1981 году написал свой первый нон-фикшн — «Пляску смерти», основанную на курсе прочитанных им ранее университетских лекций. В ней будущий Король ужасов препарировал любимый жанр, рассказав об основных архетипах, самых значимых образцах хоррора и не только.

Первое издание «Плясок смерти» на русском языке в 2001 году стало для читателей целым открытием: названия фильмов и книг, имена режиссеров и актеров — о большинстве многие, воспитанные на книгах Ж. Садуля и советских справочниках, где буржуазный кинематограф клеймился как «загнивающий» и более-менее благосклонно относились лишь к немецкому киноэкспрессионизму да Чаплину, и слыхом не слыхивали!

Автор этой статьи так вообще использовала эту книгу при написании своего диплома по истории жанра киноужасов — причем не только как теоретическую литературу, но и как полноценный источник! А что делать — с настоящими киноисточниками тогда все было очень и очень туго: до Горбушки ехать далеко, а из интернета качать долго. Долго — это несколько дней. И дорого. Дорого — это несколько тысяч.

Сейчас-то, конечно, в Сети можно найти все, что угодно — и не только фильмы, но и упоминаемые в этой книге радиопьесы. Нужно только потратить чуть больше часа. И немного денег. А то и вообще бесплатно.

Но это все лирика — и, кстати, лирика вполне в духе «Плясок смерти».

Дело в том, что рассматривать эту книгу на соответствие канонам серьезного киноведческого, литературоведческого и культуроведческого анализа несколько несправедливо: Стивен Кинг не ученый, да и не ставит перед собой цели внести какой-то вклад в науку.

Однако ни в коем случае не стоит считать эту книгу дилетантской пробой пера, попытками поиграть на чужом поле. Хотя Кинг и обозначал ее как противопоставление нудным университетским лекциям, способным убить интерес к чему угодно, тем не менее он проделал достаточно серьезную, в том числе и теоретическую, работу, а не просто потрепался про детство и любимые фильмы.

Да, это прекрасная, яркая и увлекательная публицистика, созданная в поле такой увлекательной для массового читателя научной области, как культура повседневности. Это автобиографическое произведение, где мы знакомимся с культурным контекстом не только становления Кинга как писателя — но и целой страны, целой нации.

Для западного читателя эта книга является во многом экскурсом в детство и юность — но с серьезным, умным и внимательным проводником.

Хоррор — литературный, кинематографический, радиопостановок — был неотъемлемой частью американской массовой культуры 1950–1970-х годов. Наверное, можно даже сказать, что его расцвет именно как массового жанра пришелся как раз на детство и юность Кинга. Уже — и еще — не экспериментальный, с топорными и наивными декорациями и спецэффектами и подчас такой же игрой актеров — хоррор тех лет умудрялся держать аудиторию в кулаке. Чем же? Это-то и пытается выяснить Кинг в «Пляске смерти».

Да, конечно, Кинг субъективен. Да, конечно, можно сразу заметить, к чему лежит его душа — а что он упоминает только потому, что нельзя упомянуть. Но он в своем праве! Ведь это не специализированный киноведческий и литературоведческий обзор — это его, личное, авторское исследование интересующего вопроса. И ключевое здесь слово «авторское». Точнее, стивенкинговское.

Он в равной мере рассматривает и признанные шедевры жанра, и откровенный палп-треш, при этом относясь к последнему с уважением и вниманием. Да, он осознает откровенную низкопробность некоторых поделок и называет все своими именами — но не втаптывает их в грязь, а просто отмечает: «Ну да, было и такое говно, но зато это мое, родное говно, из моего детства, я его за это и люблю».

Кинг не пытается представить хоррор как элитарное искусство, не ищет вторых смыслов, интертекстуальности и гипертекста — но при этом творит какую-то неуловимую магию, в результате которой любитель фильмов категории В уже не чувствует себя извращенцем-отщепенцем.

Кинг, не задавленный грузом академических знаний, задает достаточно простые и в то же время весьма любопытные вопросы: почему хоррор столь популярен? каковы истоки современных рассказов и романов ужасов? как связана популярность жанра с политической и социальной ситуаций в стране и мире? И отвечает на них, оперируя вполне научными (хотя и уже вошедшими в обиход) понятиями архетипов. Оборотень, Вампир, Тварь, Призрак — пусть это звучит чуть наивно, зато метко и образно.

Для культурологов некоторые выкладки Кинга, которые он подробно разжевывает, могут показаться примитивными. Да, разумеется, хоррор-фильмы — как и многое-многое другое — воздействуют на человека на двух уровнях: сознании и подсознании. Да, конечно, хоррор оперирует тремя основными эмоциями — ужасом (кристально чистая эмоция), страх (не такой «чистый», потому что здесь задействовано не только сознание, но и частично физическая реакция) и отвращение. Да, конечно, фильмы ужасов отражают как личные, так и общественно-политические страхи… Ничто из этого не будет являться откровением для культуролога — потому что все это или подобное этому уже было так или иначе прожевано в десятках книг по философии культуры и искусства. Но Кинг — не культуролог. И вряд ли ему что-то говорят имена Лотмана, Дерриды или Делеза.

Да и вряд ли «Пляски смерти» допустили бы до защиты в качестве не то что диплома, а курсовой, даже в самом захудалом вузе. Ибо неструктурировано!

К сожалению, да, структура (а она все-таки есть) не позволяет воспринимать эту книгу как полноценное научное исследование. Кинг начинает за здравие, потом в середине сбивается за упокой — и заканчивает снова за здравие, успев между делом поздравить со свадьбой и крестинами. И еще то и дело вворачивая примерно вот такие иносказания и образы. Возможно, где-то внутри Короля Ужасов умер маленький Маркиз Веселья.

Кинг предельно насыщает книгу примерами — причем тщательно, детально описанными, что и позволило когда-то использовать «Пляски смерти» как источник — успевая рассказать и об истории написания Мэри Шелли «Франкенштейна, или Современного Прометея», и о случае во время просмотра «Земли против летающих тарелок», когда маленькому Стивену и другим детям управляющий кинотеатра сообщил новость о запуске русскими спутника, процитировать Брэдбери и подробно пересказать целые киноэпизоды.

Из всего этого — безумно увлекательного! — историко-бытового месива очень сложно вычленить концепцию. А она там, к слову, есть. Исходя из нее, особенность жанра ужасов прежде всего в его универсальности. Он повествует о личном и общественном, о внешнем и внутреннем, о политическом, социальном, физиологическом и многом другом. Патология может оказаться буквально везде, в каждой области человеческой жизни — и на каждую патологию найдется свой хоррор. И Кинг наглядно показывает, как в том или ином фильме отражался страх конкретного поколения перед патологией. Он «схватывает» большинство книг, фильмов и радиоспектаклей в пору их чистого бытования — не как рудимент прошлого, записанный в «классику» и обладающий флером винтажа и старины, — а как произведение-современник, которое можно ругать, оценивать и анализировать, без уважения к его летам и сединам.

Строго говоря, методологию Кинга можно применить и не только к анализу жанра ужасов. С той или иной поправкой на особенности жанра, можно таким же образом проанализировать, например, мыльные оперы или комедии — не менее массовые и не менее амбивалентные, чем хоррор. Практически любое произведение балансирует между фобиями читателя — и его мечтами. И то, к какому краю оно склоняется — и будет определять его жанр. Те же архетипы Твари, Оборотня и Вампира — разве не видим мы их, пусть и в других костюмах, в мыльных операх?

В послесловии Кинг честно признается: большую часть материала из этой книги вы уже читали раньше (вообще-то об этом говорят в предисловии!), но блюда из индейки не дерьмо, и нельзя, чтобы добро пропадало. И добавляет самое главное — «Танец смерти» (а это уже вопрос, кстати, к переводчику, о каком «Танце…» идет речь в книге «Пляска смерти», причем неоднократно — и, кстати, переводчик, кажется, тоже пребывал в той же информационной яме, как и читатели, иначе никак не объяснить, почему Риган из «Изгоняющего дьявола» вдруг стала «он», и ведь даже упоминание мастурбации распятьем не навела на подозрения, что это могла бы быть и «она»… но спасибо за то, что помимо перевода названий, в скобках оставил и оригинальные наименования) дал ему возможность лучше разобраться в некоторых своих мыслях. Вы понимаете, да? Кинг настолько гениален, что может продать вам даже просто попытку лучше разобраться в своих мыслях.

Автор: Елена Щетинина

Источник: darkermagazine.ru



Комментировать

Возврат к списку

Комментировать
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

 

Прямая речь

Лев Оборин, поэт и литературный критик:

фактический монополизм объединившихся АСТ и «Эксмо»: несмотря на то что там работают настоящие профессионалы, ситуация, когда очень большой процент книжного рынка держит фактически один издательский дом, не слишком полезна. Источник

Олег Радзинский, писатель

Поймите: я был не очень умный, тщеславный, литературный мальчик, который хотел быть писателем, потому что ничего другого в нашей семье не ценилось. Источник

Победители премии «Инородная власть»

Премия посвящена увеличению пенсионного возраста и налогового бремени

Сергей Скляров: «Долбанем»

Победитель литературной премии «Инородная власть» посвященной увеличению пенсионного возраста и налогового бремени в номинации «Лучшее произведение по мнению читателей»...

Народ Россеяныч Терпеливый: «Триумф на выдаче»

Победитель литературной премии «Инородная власть» посвященной увеличению пенсионного возраста и налогового бремени.
Двое мужчин лет за пятьдесят, ухоженных, в дорогих ...

Татков Олег: «Спецкомандировка»

Победитель литературной премии «Инородная власть» посвященной увеличению пенсионного возраста и налогового бремени в номинации «Лучшее произведение по мнению правозащитного...

Литература в картинках

Если очень стараться - обязательно получится! Посмотреть полный размер

Если очень стараться - обязательно получится!

В конце 2011 года художник Юрий Данич нарисовал комиксы о воображаемом диалоге Путина и Достоевского на тему "Бесов". Источник
Третья литературная премия «Лит-ра на скорую руку»

Любопытное из мира литературы

Как писатели и критики стали самыми влиятельными людьми в России и при чем здесь реформы Александра II

Как писатели и критики стали самыми влиятельными людьми в России и при чем здесь реформы Александра II

В конце 1869 года Федор Михайлович Достоевский прочел в газетах о громком уголовном преступлении: 22-летний нигилист и революционер Сергей Нечаев из-за политических разногласий убил своего товарища. Благодаря этой новости окончательно сложился замысел романа «...

8 запретных фраз о детском чтении

8 запретных фраз о детском чтении

Что вы говорите своим детям, когда видите их с книгой в руках? Или, наоборот, не можете заставить сесть за чтение? Юлия Кузнецова, автор книги «Расчитайка», поделилась своей коллекцией родительских фраз, которые, по ее мнению, только мешают ребенку полюбить чи...

Как стать писателем: рассказывает Маргарет Этвуд

Как стать писателем: рассказывает Маргарет Этвуд

Выдержки из эссе канадской писательницы Маргарет Этвуд «Выбор профессии: „Кем ты себя воображаешь?“» в переводе Екатерины Скрылевой

Глаголы, употребление которых недопустимо

Глаголы, употребление которых недопустимо

Судя по комментариям пользователей под этим постом Пензенской областной библиотеки имени Лермонтова даже библиотекари не всегда до конца в курсе ;) Но все равно любопытно.

18+: запрет на сцены насилия выходит боком

18+: запрет на сцены насилия выходит боком

Старшеклассникам не продают классику из-за маркировки «18+», а детям до 12 запрещают смотреть диснеевские мультики. Спустя шесть лет после вступления в силу закона о возрастном цензе механизм оценки по-прежнему дает сбой. Почему детям не продают Есенина и Маяк...

Литература в цифрах

7–10 процентов

Ежегодный рост книжного рынка, который ожидает Олег Новиков, президент издательской группы «Эксмо-АСТ».Источник

8-14 лет

Возраст детей, которые были напуганы до усрачки Тимом Карри  Источник

50 - 70 рублей

Цена брудершафта с Венедиктом Ерофеевым. Источник

Колонка Лидии Сычёвой

Лидия Сычёва

К родине склоняясь головою

Национальный писатель стоит в центре бед своего народа и говорит его голосом. Народ и государство – не одно и то же. Государство (система власти, «машина для подавления») и начальство (правящий класс) – не одно и то же. Национальные писатели будут всегда, поку...

О художественности

Гомер не знал интернета, Пушкин понятия не имел о мобильной связи, но «техническая отсталость» не помешала им создать величайшие художественные произведения.

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия Зайцева

Алексей Иванов закончил новый роман

Название – «ПИЩЕБЛОК». Это страшно серьезный текст про пионеров-вампиров, опасную и загадочную группировку, затаившуюся в пионерлагере жарким летом Олимпиады-80. Иванов запаковал ужастик в коробку реализма.

Ипотека и литературные премии

В конце весны - начале лета главные литературные премии подводят итоги или объявляют шорт-листы - и в СМИ появляется множество публикаций на тему. Журналисты, прежде всего, озвучивают размер гонорара очередного победителя. И главный вопрос, который они задают, как он соби...

Колонка Сергея Оробия

Сергей Оробий

Литература и сгущёнка

«Пища духовная», «литературный фастфуд», «лавбургер (с кровью)», «проглотил книгу за пару часов»… Всё это, конечно, страшная пошлятина. Людей, которые говорят «вкусная деталь», нужно сечь розгами. Однако прав писатель, сравнивший мир с супермаркетом. Современное литературное поле уж точно ...

Поедатели шляп

Рассказывая учителям о современной литературе, замечаю такую особенность: после лекции подходят слушатели, задают вопросы, благодарят и – переходят вдруг на доверительный полушёпот: – Скажите, вот есть такая книжка писателя NN, я проглотил(а) за ночь, оторваться не мог(ла)… а она правда

Интервью

Литературные мероприятия

Книжный магазин вне времени и пространства

30 ноября, издательство Ad Marginem организует на ярмарке non/fiction20 дискуссию «Книжный магазин вне времени и простра...

15 ноября в Чеховском культурном центре Библиотеки им. А.П. Чехова состоится открытие «Фестиваля современной поэзии и книжного дизайна»

Оформление современных поэтических сборников никогда не делалось конвейерным методом по единому заданному лекалу. Подобн...

Встречи с писателями

15-19 нояб. Алекей Иванов в Москве

Известный писатель и сценарист Алексей Иванов приезжает в Москву с 15 по 19 ноября. Визит приурочен к премьере сериала «Ненастье»&...

15 нояб. Алексей Иванов

Режиссёр Сергей Урсуляк прочитает отрывки из романа «Ненастье» Алексея Иванова и обсудит с его автором ненастные 90-е в кино и в л...

14 нояб. Дмитрий Глуховский

Тема встречи: «Литература: между механикой и магией».

Книжные новинки

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Август - 2018

По моей оценке на всю Россию, есть приблизительно 20 человек, которые непосредственно принимают решение о публикации книг новых авторов.

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб» ежемесячно отвечает на вопросы потенциальных писателей. Июль

Лимит не в авторах – а в бюджете. Это дорогое удовольствие, и эффект начинается от суммы порядка 6 миллионов

Премии, Выставки, Конкурсы

Новости библиотек

Открыто народное голосование Третьего фестиваля буктрейлеров «Чтение вдохновляет!»

Открыто народное голосование Третьего фестиваля буктрейлеров «Чтение вдохновляет!»

Профессиональное жюри уже приступило к оценке поступивших на конкурс работ. Но обладателя приза зрительских си...

Российская государственная детская библиотека стала участником проекта «ЛитРес: библиотека»

Российская государственная детская библиотека стала участником проекта «ЛитРес: библиотека»

В рамках проекта компания ЛитРес предоставляет читателям РГДБ бесплатный доступ к электронным издани...

8 нояб. Петр Алешковский

8 нояб. Петр Алешковский

РГБМ проводит цикл встреч с авторами книг, вошедших в короткий список «Премии Читателя-2018».

10 ноября 2018 года Российская государственная библиотека открывает для посещения уникальные коллекции, расположенные в Химкинском комплексе РГБ

10 ноября 2018 года Российская государственная библиотека открывает для посещения уникальные коллекции, расположенные в Химкинском комплексе РГБ

Гости Библиодня смогут пройти с экскурсией по зданию комплекса и осмотреть редкости из фонда газет и диссертац...

Новости издательств

Книжный магазин вне времени и пространства

Книжный магазин вне времени и пространства

30 ноября, издательство Ad Marginem организует на ярмарке non/fiction20 дискуссию «Книжный магазин вне времени и пространства» с у...

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В акции участвует почти весь наш ассортимент. Исключение — серия «Основы искусства».

Неизвестное ранее произведение Марка Твена выходит в России

Неизвестное ранее произведение Марка Твена выходит в России

В октябре книга «Похищение принца Олеомаргарина» выйдет на русском языке в издательстве «Самокат».

Видео

Новости книжных магазинов

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В сети магазинов «Республика» стартовала акция «Три книги Ad Marginem по цене двух»!

В акции участвует почти весь наш ассортимент. Исключение — серия «Основы искусства».

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Лучший книжный магазин Москвы-2018

Портал «Активный гражданин» проводит голосование среди граждан, с целью выяснить какой книжный магазин мо...

Конкурс «Лучший книжный магазин Москвы - 2018» продолжает прием заявок до 5 октября

Конкурс «Лучший книжный магазин Москвы - 2018» продолжает прием заявок до 5 октября

Конкурс открыт для всех столичных магазинов, независимо от размера торговой площади и товарооборота. Участниками ко...

В Москве закрылся книжный магазин «Порядок слов Перелетного кабака»

В Москве закрылся книжный магазин «Порядок слов Перелетного кабака»

Управляющая московским филиалом «Порядка слов», Оксана Васякина, сообщила, что магазин закрывается из-за проблем с ...

Рецензии на книги

Рецензия на книгу «Рамка» Ксении Букши

Рецензия на книгу «Рамка» Ксении Букши

Повесть-сказка Ксении Букши похожа на «Затоваренную бочкотару» (ровно полвека их разделяет): тоже прихотливо ритмизированная проза, такие же фантазии, гиперболы сны, набор типических персонажей с неимоверными монологами и биографиями, метафора и энциклопедия р...

Рецензия на книгу «Тайные виды на гору Фудзи» Виктора Пелевина

Рецензия на книгу «Тайные виды на гору Фудзи» Виктора Пелевина

Танюша и Федюша учились в одном классе, но так и не смогли открыть друг другу свое сердце. Им предстоит многое пройти, прежде чем они наконец смогут разобраться в своих чувствах. Перед вами самый короткий пересказ нового романа Виктора Пелевина. Хотите подробн...

Рецензия на книгу «Остановленный мир» Алексея Макушинского

Рецензия на книгу «Остановленный мир» Алексея Макушинского

Романы Алексея Макушинского – идеальная взлетная площадка для моих фантазий. Я прочитал их все: и ранний, не совсем зрелый «Макс» и превосходный «Город в долине» и обласканный критикой и премиями роман «Пароход в Аргентину», и вот последний, «Остановленный ми...

Рецензия на книгу «Дети мои» Гузели Яхиной

Рецензия на книгу «Дети мои» Гузели Яхиной

Перед нами книга, написанная в жанре «магического реализма». Здесь мы найдем массу отсылок к Толкиену («малорослый народец» -- прямая аллюзия к хоббитам, а уж главный герой, который берет с собой в путь носовой платок, сразу вызывает ассоциацию с Бильбо, котор...

Детская литература

Гильдия словесников опубликовала список литературы, который поможет школьникам и учителям в подготовке к тематическим направлениям сочинения

Гильдия словесников опубликовала список литературы, который поможет школьникам и учителям в подготовке к тематическим направлениям сочинения

В декабре 2018 года 11-классникам предстоит написать итоговое сочинение. Разумеется, этот список неполный и не претендует на универсальность, однако и 11-классник, и учит...

Литературный марафон Google-чтения пройдет 10 декабря

Литературный марафон Google-чтения пройдет 10 декабря

Марафон пройдет при поддержке киностудии «Союзмультфильм». В этом году Google-чтения посвящены сказкам, и их будут читать не только известные актеры: все желающие могут п...

На Урале отметят 80-летие писателя Владислава Крапивина

На Урале отметят 80-летие писателя Владислава Крапивина

Театрализованной программой «Летящие сказки» и музыкальным вечером по произведениям писателя Владислава Крапивина отметят в Свердловской областной библиотеке для дет...

Всероссийский фестиваль детской книги

Всероссийский фестиваль детской книги

26 октября – 28 октября 2018 года в Российской государственной детской библиотеке состоится V Всероссийский фестиваль детской книги. Ежегодно в фестивале принимает у...

Их литература (18+)
литература настоящих падонков

«Брат» автор: гражданин Фильтрубазаров

Впервые он заступился за меня перед самой школой, когда мне было уже 7 лет. До этого он рассказывал мне, что на Луне живут непослушные дети, которые делают там всё, что хотят и о которых совсем позабыли уже их родители…

Ещё он кормил меня кислой вишней и говорил, что это очень полезно. А когда я морщился – он ржал, как конь. Постоянно отнимал у меня апельсины и конфеты из новогодних подарков и говорил,...

далее...

«Клуб бывших самоубийц» автор: mobilshark

Меня зовут Сыч. Я – никто, такова особенность моего внутреннего «я». Эти встающие раком буквы – бунт на карачках против себя самого. Звучит абсурдно, поскольку у меня есть только сознание своего «я», но самого «я» нет, его лицо стерто. Мое сознание необитаемо. Обрамляющие меня обстоятельства – бесформенная зыбучая явь, но я хочу выбраться из этой мути в гущу событий. Как говорит доктор Мыс, мне надо кончить...

далее...

Доска объявлений

Условия публикации здесь

Продам коллекционные книги, выпущенные малым тиражом

Есть данные, что книги из этого тиража были подарены И. И. Сечиным В.В. Путину и некоторым другим высокопоставленным лицам. далее...

Внимание! Литературный конкурс!

Продолжается приём произведений на литературный конкурс - объявлен в первом номере журнала «Клио и Ко»! - на тему революций 1917 года в России, гражданской войны и военной интервенции. далее...

В проект «Полка» на фултайм нужен младший редактор

У нас команда во главе с Юрием Сапрыкиным, дизайн «Чармера», офис в самом центре Москвы, достойная зарплата. далее...

Колонка Сергея Морозова

Записки Старого Ворчуна

Топ сочинителей на российском политическом Олимпе

Сегодня поговорим о графоманах в органах законодательной, исполнительной, и судебной властей РФ. Нет, четвертой власти внимания мы не уделим, там и так все ясно. Займемся литераторами-чиновниками.

Подборка самых эпичных драк современных русских литераторов

Литература умирает. Кино и компьютерные игры загнали писателей в подвалы и канавы, откуда несчастные с шипением вампиров встречают Солнце нового мира. Алкоголь, плохое питание, падающие тиражи – все провоцирует постоянный стресс. Выход один – хорошая драка! Но Золотой век русской культуры миновал.  Литераторы не только пишут значительно хуже предшественников, но и дерутся на пивных стаканах, а не дуэльных пистолетах, как раньше. Писатель на пенсии, Старик Лоринков, вспоминает самые эпичные драки современной русской литературы.

Наши партнеры

ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ - ОСИЯННАЯ РУСЬ
Книжная ярмарка «Ut Liber»
ГИЛМЗ А.С.Пушкина
Государственный
историко-литературный
музей-заповедник
А. С. Пушкина