Интернет-ресурс Lit-ra.info продаётся. Подробности
Любопытное

Гузель Яхина — о роли исторического романа в современной литературе

Гузель Яхина — о роли исторического романа в современной литературе

У современного русского исторического романа, на мой взгляд, две главные функции. Помимо чисто познавательной — значимой, но не главной (в конце концов, можно и учебник почитать) — он взял на себя задачи психотерапевтического свойства: это и «проработка» социальных травм советского прошлого, и обеспечение связи поколений

Многие из нас знают о своих предках очень немногое: виной ли тому трагические события первой половины XX века, повлекшие за собой разрывы и искажения семейных связей, или молчаливость поколения, заставшего ранние годы Советской власти. Недаром его так и называют — «молчащим поколением».

Эти люди вынесли и революцию 1917-го, и Гражданскую войну, и разруху, и голод 1921-го, и голод 1933-го, и сталинские репрессии, и Вторую мировую… Вынесли — и замолчали. Мой дедушка, к примеру, все четыре года Великой отечественной провел на фронте — и за всю жизнь не рассказал мне ни слова о войне. Не хотел? Не мог? Этим молчанием он, верно, стремился оградить — меня? себя? — от пережитого. Но вот мне стукнуло сорок, дедушки давно уже нет в живых — и чтобы узнать о том, как обороняли Синявинские высоты, мне приходится читать чужие мемуары. И постоянно делить прочитанное на два или на десять — отсеивая в уме то, что кажется не совсем искренним или просто данью сложившейся традиции фронтовых воспоминаний. Только теперь я осознаю по-настоящему: как жаль, что дедушка молчал.

Узнавая больше о ранних советских годах, мы можем лучше почувствовать своих предков. Приоткрыть завесу молчания и недосказанности, которая покрывает то время. И завесу неправды: написано о том времени много — но не так много правдивого. Наверное, именно это подтверждают немалые тиражи лучших отечественных романов.

Подборка интервью Гузели Яхиной

Молчание старшего поколения из благого желания защитить детей — одна из ключевых тем моего романа «Дети мои». В начале истории главный герой — поволжский немец, сельский учитель Якоб Иванович Бах — живет в вымышленной колонии Гнаденталь на берегу Волги размеренной, спокойной, но по большому счету «мышиной» жизнью. Большая история врывается в этот обособленный мир в 1917-м: здесь, в Поволжье, разворачиваются ключевые события Гражданской войны, затем приходит голод, начинаются коллективизация, раскулачивание…

В романе есть еще один важный герой — река. На Волге я родилась и выросла. Она — часть меня, я скучаю по ней в Москве. И эту любовь я хотела выразить в романе. Знаю, что и сами поволжские немцы испытывали похожие чувства — я прочитала это в их дневниках, мемуарных книгах, текстах песен. Именно эта любовь объединяла их с другими народами Поволжья…

Главные вопросы романа: можно ли жить в обществе и быть свободным от него? Выход ли это — спрятаться от происходящего вокруг и молчать? И если старшее поколение вдруг замолчит, не нарушится ли связь отцов и детей?Говорят, что современная Россия «больна историей», что она живет, «вывернув голову назад»: завороженная собственным прошлым и неспособная обратить взор на настоящее, тем более на будущее. Издатели и литературные критики жаждут романов о современности — авторы же продолжают настойчиво писать о прошлом. А читатели — продолжают читать. Думаю, в этом нет ничего удивительного: социальные травмы «прорабатываются» долго, десятилетиями.

Автор: Гузель Яхина, писатель, лауреат премии «Большая книга»

Источник: iz.ru



Комментировать

Возврат к списку