Интернет-ресурс Lit-ra.info продаётся. Подробности
Любопытное

10 нелепиц про объединение РНБ и РГБ, которых вам лучше было не знать, но вы их знаете

10 нелепиц про объединение РНБ и РГБ, которых вам лучше было не знать, но вы их знаете

Нелепицы собраны непосредственно Российской государственной библиотекой

Нелепица № 1: Было у РГБ и РНБ два обязательных экземпляра, после объединения останется только один. Конечно, он отойдёт Москве. РНБ перестанет пополняться книгами и захиреет!

На самом деле: У РНБ и РГБ не два, а по два обязательных экземпляра, итого четыре на двоих. Добавьте сюда обязательный электронный экземпляр (ОЭЭ, сейчас только у РГБ) — итого пять. Если число бумажных сократится вдвое, очевидно, что храниться они должны в разных городах — и ради читателей, и из соображений безопасности. Поэтому РНБ точно получит один бумажный экземпляр, и только в случае объединения — дополнительный электронный. Это в прекрасной теории. Но давайте не забудем, что на практике дела обстоят хуже: издатели могут выделять на все библиотеки России одну-единственную книгу, и РГБ всегда стоит первой в очереди на эту книгу. Поэтому положение дел в РНБ может только улучшиться (за счёт добавления электронного ОЭ) и никак не наоборот. Петербург не останется без книг: его жителям будут доступны два бумажных экземпляра (в РНБ и Библиотеке Академии наук, которая тоже, между прочим, получает ОЭ) плюс цифровая копия.

Нелепица № 2: У РНБ отнимут бюджет на подписки в пользу московской библиотеки!

На самом деле: И РГБ и РНБ существенную часть подписных ресурсов не оплачивают из своего бюджета, а получают по программе единой национальной подписки Минобрнауки. Ещё часть подписок — благодаря грантам РФФИ. И только некоторые ресурсы покупаются именно из библиотечного бюджета. Если библиотеки объединены, такие покупки в равной степени станут доступны для читателей обеих столиц. У меня есть встречный вопрос: хорошо ли доходят уже купленные подписные базы данных РНБ до её читателей и многие ли сотрудники РНБ на рабочем месте в рабочее время культивируют пренебрежение к электронным ресурсам, интернету и новым технологиям?

Нелепица № 3: Новый директор РНБ начал свою деятельность с передачи библиотечного здания церкви!

На самом деле: Распоряжение правительства о передаче библиотечного здания по закону о возвращении церковного имущества подписано ещё в 2015 году, Александр Вислый занял пост директора РНБ в январе 2016 года. Хороший подробный комментарий об этой передаче можно прочитать в ЖЖ РНБ. Зданию не повезло освободиться одновременно с попыткой отдать РПЦ Исаакиевский собор, желание объединить два события в тенденцию — вопрос добросовестности новостников.

Нелепица № 4: Петербургские книги хотят перевезти в Москву!

На самом деле: Извините, дорогие петербуржцы, но мы со своими 47 миллионами книг не то что не мечтаем о ваших 37 миллионах, мы ни одного миллиона и вообще ни одного фолианта не сможем принять, у нас катастрофически не хватает места в книгохранилищах. Поднимите интервью наших руководителей за последние несколько лет, там каждое второе слово об этой проблеме. Хранители и без того тасуют и уплотняют фонды РГБ, проявляя чудеса изобретательности. Если что и будут перераспределять, то в пользу Петербурга, это ведь в Петербурге только что достроено современное библиотечное здание, и площадей у РНБ сейчас даже больше, чем у РГБ, а очередная стройка в Москве ещё и не начиналась. Малоспрашиваемые фонды, второй страховой экземпляр, то, что лежит «мёртвым грузом», но библиотека должна и будет такие книги хранить, — всё это скорее начали бы отправлять из РГБ в РНБ, но уж никак не наоборот.

Нелепица № 5: Уволен один из лучших библиотечных специалистов страны, главный библиограф РНБ!

На самом деле: Главный библиограф — рядовая библиотечная должность и главных библиографов в РНБ много, что и объяснила пресс-секретарь Минкульта Ирина Казначеева. На видео библиотечный специалист, успевший сделать многочисленные заявления о несовершенстве электронных ресурсов, показывает журналисту поиск по оцифрованной книге РНБ. При этом нам поясняют, что в бумажной книге информация ищется за 40 секунд, а в электронной — за 40 минут. Татьяна Шумилова вручную перелистывает страницы на экране, не пользуясь средствами навигации, хотя в оцифрованном «Адрес-календаре... на 1876 год» присутствует распознанный текстовый слой. Мне бы не хотелось комментировать подробнее.

Нелепица № 6: И уволят ещё 400 человек, так сказали эксперты!

На самом деле: Никакие неназываемые, как Вольдеморт, «эксперты», никакая «профсоюзная организация» и никакая «библиотечная общественность» эту цифру журналистам не предоставляли, все отсылки ведут в никуда. Более компетентные СМИ (хотя тоже без ссылок на источник) говорят о сокращении на треть управленческого аппарата обеих библиотек, «в настоящее время их [сотрудников этого аппарата] количество от уровня зав. отделом и выше составляет около 300 человек». Простой подсчёт подскажет, что в двух столицах могут сократить или перевести 100 человек. Масштабные увольнения происходили опять-таки до А.И.Вислого: с 2012 по 2016 год (судя по открытым источникам) число сотрудников РНБ сократилось более чем на 400 человек, при этом за 2016 год её покинуло 8 человек.

Нелепица № 7: Нельзя заменять бумажные книги и каталоги электронными, потому что электронные ненадёжны!

На самом деле: Хранилища информации федеральных библиотек защищены по тем же принципам, что и электростанции и железные дороги. Чтобы книги и каталоги не обнулились, когда чайник включат в розетку, мигнёт электричество или случится блэкаут в мегаполисе, серверы с данными установлены в специальных ЦОДах с многоступенчатой защитой и резервными источниками питания; эти системы рассчитаны на сбои. Главное свойство цифровой информации — она легко дублируется и перезаписывается, допускает создание любого количества резервных копий. Человечество не в силах создать копию бумажного фонда РНБ или РГБ, зато для копирования фонда электронных документов надо лишь вовремя приобретать наборы носителей, когда у старых выходит срок службы или они устаревают морально. И заменять бумажные книги электронными действительно нельзя, и никто не собирался. Предлагать выбор между ними и предлагать электронную книгу там, где невозможно получить бумажную, — да.

Нелепица № 8: Два директора и министр готовили объединение тайно, аки тати в нощи, но бдительная общественность вовремя их разоблачила!

На самом деле: Открытые упоминания и подходы к этой теме можно встретить в СМИ на много лет вглубь. Взаимодействие между библиотеками, обмен книгами (электронными книгами!), совместные программы работы — всё это давно существует. За два месяца Александр Вислый успел дать несколько интервью, объясняя замыслы и опровергая домыслы, но их перепечатывают куда хуже, чем сплетни и страшилки. Те, кто требовал обнародовать внутренние служебные документы, благоволят подождать ещё немного и получат информацию и ответы, а не слухи. 1 марта 2017 года в 13:30 в ТАСС состоится пресс-конференция в формате телемоста Москва–Санкт-Петербург, посвящённая инициативе объединения ресурсов РГБ и РНБ.

Нелепица № 9: В РНБ книги читателям порой выдают через 3 дня после заказа, от поступления книги в библиотеку до её появления в каталоге проходят месяцы и годы, читатели жалуются на отказы и неравноправие, электронный каталог ужасен, сотрудничество с РГБ наладить не удаётся, две библиотеки описывают книги совершенно по-разному... вот почему РНБ нельзя объединять с РГБ!

На самом деле: А... э... и где логика? Но спасибо за приступ ностальгии, переходящей в панику, ведь всего десяток лет назад это описание прекрасно подходило и к РГБ.

Нелепица № 10: Никогда такого не было, и вот опять. Это всё равно что соединить Большой театр с Мариинским или храм Спаса-на-Крови с храмом Василия Блаженного!

На самом деле: Было неоднократно и прямо сейчас происходит. Британская библиотека была образована в 1972 году путем слияния (загибайте пальцы) библиотеки Британского музея, Национальной центральной библиотеки, Национальной библиотеки-абонемента, Патентного бюро, Совета по делам Британской национальной библиографии и Национального бюро научной и технической информации. Немцы в 1990–2006 годах объединили в Немецкую национальную библиотеку Немецкую Лейпцигскую, Немецкую Франкфуртскую библиотеки и Берлинский музыкальный архив. В январе 2017 года их примеру последовала Дания. А вот Храм Спаса-на-Крови соединить ни с чем уже не получится — он является единым юридическим лицом с Исаакиевским собором.

Чтобы выровнять картину, напоследок несколько мнений с противоположным знаком. Вы удивитесь, но...

Александр Тимофеев, читатель РНБ и РГБ:

Если я после объединения библиотек получу возможность оперативно получать ксеро- или электронные копии книг, которыми обладает московская РГБ и не владеет петербургская РНБ, — а скорее всего, читатели такую возможность получат, — то мне совершенно безразлично, сколько человек (а тем более людей пенсионного возраста) будет уволено в результате объединения. Областные штучки с невыдачей неприятных нынешним властям книг прекратятся... (отсюда).

Александр Соболев, филолог, библиофил, читатель РГБ и РНБ:

В качестве настойчивого читателя обеих библиотек могу сказать, что их более эффективное взаимодействие могло бы пойти на пользу — и весьма: например, взаимно координировать оцифровку фондов, заполнять лакуны друг друга и т.д. Абсолютно гениальных РНБ'шных библиографов поставить начальствовать над нашими, а наших вежливых и деликатных работниц ЧЗ № 1 отправить давать уроки обращения с читателями суровым петербурженкам. Нам научиться быть открытыми в воскресенье, а РНБ — не переходить на летний режим. А если это потребует объединения в РНГБ — пускай! Главное, чтоб не в Бологом.

Я, честно говоря, всегда был библиотечным консерватором самого отъявленного толка, но практически все изменения в РГБ последних лет мне очень нравятся: электронные каталоги, дистанционный заказ, сокращение времени выдачи книг, объединение (да-да!) бывшего спецхрана с основным фондом — всё это оказалось сделано правильно и хорошо. Заработало после стольких лет простоя комплектование. Отлично работает оцифровка. Быстро и бесплатно привозят книги из Химок. То есть я по-прежнему огорчен судьбами каталогов (особенно уничтоженного), но общая динамика несомненно положительная.

Ну и, конечно, когда начинается неистовое камлание «ай-ай-ай, чиновники хотят заграбастать библиотеку, всё выслать в Химки, всё пропало, эта ужасная страна» (см.), я, конечно, поневоле начинаю думать — так ли уж плохо это объединение:) (отсюда).

Владимир Фирсов, президент Российской библиотечной ассоциации, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук:

На сегодняшний день Российская национальная библиотека оказалась объективно более заинтересованной в сближении с Российской государственной библиотекой, чем наоборот. Определённое отставание РНБ в позиционировании себя, прежде всего в информационной среде, сказалось и в изменившемся законодательстве. Я имею в виду принятые дополнения в ФЗ «О библиотечном деле», касающиеся НЭБ и роли в ней РГБ, и новую редакцию ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», прежде всего, в плане получения экземпляра печатного издания в электронной форме только РГБ. В такой ситуации оставаться в состоянии гордого осознания своей первородности — это как раз и означает обрекать РНБ на постепенную утрату не только статуса национальной, но и реального значения хорошей библиотеки (отсюда).

Источник: Официальный блог Российской государственной библиотеки


Комментировать

Возврат к списку